SMS Geier. Жизнь первая. Bd. 2.
von-lans — 13.04.2024 Я там немного отрихтовал первую часть - добавил фото. Кто уже видел, могут еще раз пройтись. И да... это не журнальный вариант, а авторский текст, поэтому могут быть ошибки)24 октября 1895 г. «Гайер» был принят флотом и зачислен в состав Балтийской станции с базированием на Киль. Первым командиром корабля на период испытаний, начавшихся в тот же день, стал капитан-лейтенант Людвиг Брух. 21 января следующего года программа испытаний была завершена, крейсер вывели из кампании и отправили в резерв.
"Гайер" перед уходом с верфи в Вильгельмсхафене , осень 1895. И вскоре после вступления в строй.
К активной службе «Гайер» вернулся лишь почти два года спустя – в начале декабря 1897-го. В это время, как посчитал официальный Берлин, в Вест-Индии граждане империи начали терпеть излишнее притеснения от местных властей. Первоначально туда было направлено несколько учебных кораблей Кайзерлихе Марине. Вдобавок, в конце 1897 года из-за так называемой «аферы Людерса», Германия разорвала дипломатические отношения с Гаити, и было принято решения усилить военное присутствие рейха в этом регионе. Первоначально выбранный для этой цели броненосец «Ольденбург» отличался плохой мореходностью, и тогда выбор руководства флота пал на «Гайер», который срочно ввели в кампанию. Его новым командиром стал корветтен-капитан Герман Якобсен. Затем, при необходимости, планировалось направить в бассейн Карибского моря броненосный крейсер (бывший броненосный фрегат) «Кёниг Вильгельм».
9 декабря «Гайер» покинул Киль и вышел в свой первой заграничный поход, взяв курс на Вест-Индию. 3 января 1898 г. крейсер прибыл в порт Шарлотта-Амалия на острове Сент-Томас (Виргинские о-ва), где уже находились учебные корабли германского флота – корветы «Шарлотте» и «Штайн». Правда, к этому времени конфликт с властями Гаити разрешился – появление двух корветов в гавани Порт-о-Пренса заставило президента Симона Сэма капитулировать и принять все требования немецкого ультиматума.
Затем «Гайер» отправился в плавание по Карибскому морю. С 24 марта по 6 апреля он побывал в Сантьяго-де-Куба, Ла-Гайре, Пуэрто-Кабельо и Порт-оф-Спейне. Находясь в последнем, Якобсен получил новый приказ – посетить бразильские и аргентинские порты. Крейсер успел показать флаг в Пернамбуко (16-20 апреля), но едва 23 апреля прибыл в Байю, как пришло известие о начале испано-американской войны. Поход пришлось прервать и направиться обратно в Вест-Индию для наблюдения за военными действиями и соблюдением имперских интересов. 6 мая «Гайер» вернулся на Сент-Томас, откуда ушел сначала в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), а затем – в Сантьяго-де-Куба. С разрешения властей САСШ крейсер 22-го пришел в Гавану. Через неделю он покинул блокированный порт с 20 иностранными гражданами на борту и переправил их в Веракрус. Во время пребывания в мексиканском порту «Гайер» выходил в море для проведения учебных торпедных стрельб. При этом на борту в качестве гостей находились местный губернатор и артиллерийский офицер с учебного корабля «Сарагоса». Затем, по приглашению имперского посланника в Мексике, Якобсен с 27 членами команды посетили Мехико, где были приняты президентом Порфирио Диасом. По окончании войны, «Гайер» с 14 по 25 октября находился с визитом в Новом Орлеане.
Покинув американский порт, «Гайер» продолжил прерванное путешествие на юг и посетил несколько аргентинских гаваней. Когда корабль находился в Буэнос-Айресе, Якобсен получил приказ продолжить свой поход и вдоль западного побережья континента.
"Гайер" в Буэнос-Айресе.
В конце февраля 1899 г. корабль прошел Магелланов пролив и вышел в Тихий океан. Крейсер побывал с визитами вежливости в Вальпараисо, Кальяо и Панаме. С 11 по 27 мая «Гайер» находился в гватемальском порту Сан-Хосе, обеспечивая своим присутствием исполнение финансовых обязательств местного правительства перед рейхом. Следующими точками похода стали Коринто, Пунтаренас и вновь Панама. При этом Якобсен с несколькими офицерами посетил столицу Коста-Рики Сан-Хосе. Затем корабль направился на юг, однако, дойдя до эквадорского порта Гуаякиль, был вынужден повернуть обратно. Образованная три года назад Великая республика Центральной Америки в составе Гондураса, Сальвадора и Никарагуа развалилась из-за того, что президент последней Хосе Селайя заявил о выходе своей страны из её состава. Начавшиеся беспорядки потребовали защиты проживавших в этих странах германских поданных. «Гайер» вновь посетил Панаму, Сан-Хосе и Коринто.
В июле, находясь в Коринто, Якобсен получил новый приказ: посетить также несколько портов североамериканского побережья. Транзитом через Акапулько «Гайер» прибыл 14 августа в Сан-Франциско, где стал на ремонт котлов. Только 18 сентября он снова вышел в море, направившись к канадскому побережью. Очередными пунктами похода стали Эскимальт и Ванкувер. 18 октября крейсер двинулся в обратную дорогу на юг. В ноябре Якобсена на посту командира сменил корветтен-капитан Вильгельм Петерс. Кстати, стоит отметить, что в 1899 году произошло изменение классификации кораблей Кайзерлихе Марине – «буссарды», как и «швальбе», были переведены в малые крейсера (kleine Kreuzer). К 3 января 1900 г. корабль добрался до чилийских территориальных вод и, нанося визиты вежливости в различные порты, 14 февраля пришел в конечную точку похода – Пуэрто-Монт. Стоянка там, столь необходимая для отдыха экипажа, продолжалась две недели, после чего «Гайер» вновь двинулся на север, так как западное побережье американского континента формально считалось одной из постоянно действующих станций германского флота.
"Гайер" на одной из заморских стоянок.
9 июля, когда «Гайер» стоял в Акапулько, Петерс получил приказ Адмирал-штаба идти на соединение с Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой. Причиной тому стало все более разгоравшееся восстание ихэтуаней в Китае. Через два дня корабль покинул мексиканский порт и направился на запад. Совершив по пути две остановки в Гонолулу и Иокогаме, 29 августа «Гайер» встретился с кораблями эскадры на рейде Чифу. Первоначально крейсер оперировал в Чжилийском заливе и только в октябре впервые прибыл в Циндао, откуда 28-го ушел в Шанхай, где оставался до февраля 1901 года. Затем «Гайер» поднялся вверх по Янцзы до Чунцина, где сменил в качестве стационера «Буссард». Произошла и замена командира – вместо Петерса командование кораблем принял корветтен-капитан Герман Бауэр.
В начале апреля крейсер покинул реку и 5-го пришел в Циндао. Однако уже 29 апреля ему пришлось направиться к срединному побережью Китая для действий между Амоем и Сватоу. Находившийся там ранее в качестве стационера однотипный «Зееадлер» был послан к острову Яп для оказания помощи выброшенному на берег пароходу «Мюнхен» Северогерманского Ллойда (NDL). Обратно в Циндао «Гайер» вернулся 18 июля. По окончании восстания ихэтуаней отряд немецких кораблей в составе флагмана эскадры броненосного крейсера «Фюрст Бисмарк», «Гайера», миноносцев S-91 и S-92 посетил японские гавани, Чифу и Порт-Артур. В сентябре на крейсер прибыл новый командир корветтен-капитан Пауль Хильбранд.
"Гайер" в сухом доке.
Следующий год прошел в подобной рутинной службе корабля-стационера. Так в апреле, «Гайер» вместе с малым крейсером «Швальбе» и канонерской лодкой «Лухс» пришел в Нинбо, где находился на страже германских интересов во время начавшихся очередных беспорядков. В сентябре Хильбранда сменил корветтен-капитан Рудольф Бергер, ранее командовавший канонерской лодкой «Ягуар». 15 октября крейсер отправился в длительный вояж по портам Голландской Ост-Индии, в ходе которого посетил также и Сингапур. Уже в феврале 1903 года Бергер покинул корабль, и на его место прибыл корветтен-капитан Георг Вутман, бывший командир канонерской лодки «Лухс». Завершился поход 2 марта в Нагасаки, где крейсер стал в док для ремонта, который длился до 26 апреля.
Георг Вутман (портрет работы Генрика Хельхоффа).
В следующие месяцы «Гайер» продолжил посещение восточноазиатских портов, при этом его формально вывели из состава Западно-Американской станции и приписали к Восточно-Азиатской крейсерской эскадре. В декабре на смену Вутману был назначен корветтен-капитан Эрнст фон Штудниц.
Эрнст фон Штудниц.
После начала русско-японской войны «Гайер» действовал, в основном, в районе Чемульпо. Он вернулся в Циндао в самом начале 1905 года и стал на ремонт на местной верфи, однако очень скоро выяснилось, что она не в состоянии провести все необходимые работы. Поэтому Адмиралштаб принял решение вернуть корабль в Германию. 14 января 1905 г., после более чем семи лет службы на заграничных станциях, «Гайер» вышел в обратный путь. 16 марта он достиг берегов фатерлянда и 29-го был выведен из состава действующего флота.
|
</> |