С.М.Прокудин-Горский. Река Тура в Тюмени, пристань, вид с юго-запада. 1912 год
uctopuockon_pyc — 26.01.2022 Теги: УспенскийЗападная Сибирь. Город Тюмень. Река Тура. Мост Челюскинцев. Тюменский речной порт.
С. М. Прокудин-Горский. Река Тура в г. Тюмени, вид с юго-запада. 1912 год. В сравнении использована реставрация Ходаковских -
Снимок сделан вниз по течению. На правом берегу пристань «Тюмень» организованная в 1843 году. На левом судостроительный завод построенный в 1863 году. На этом заводе построен пароход "Тюмень" на котором Прокудин-Горский отправился из Тюмени в Тобольск.
В 1961 году перед заводом и пристанью построили мост Челюскинцев.
Это похоже единственное фото сделанное почти с той же точки что и фото Прокудина-Горского, только более широкоугольным объективом.
Справа виден тот же выступ что и на фото Прокудина-Горского. А вот за выступом, берег координально изменился став более пологим. Возможно его выровняли во время строительства моста.
В 1995 году мост был капитально отремонтирован.
В 2005 году началось строительство набережной, берег выровнен на всём протяжении и крутых обрывов в городе не осталось. Из-за этого Прокудинская точка съёмки зависла в воздухе, почти в пятидесяти метрах от начала современного склона.
В 2015 году, перед первым мостом построили второй Мост-дублёр Челюскинцев.
Похожий вид у меня получился с места которое почти в два раза дальше нужной точки и фото пришлось увеличивать, надо было снимать с ещё большим зумом, примерно с сотней миллиметров фокусного растояния.
2018 -
Заросший склон превратился в идеальную набережную.
Вы видите второй мост? Нет. И я нет, а он есть!
В Прокудинском ракурсе два моста сливаются и на фото выглядят как один.
Изменения в этом месте за последние годы, вид сверху -
Из-за того что снимки сделаны под разными углами, мосты извиваются как резиновые.
Реальное фото с 50мм. фокусным расстоянием как у Прокудина-Горского -
Справа на склоне синеет геоглиф Тюмень. Старая точка съёмки находилась напротив этого геоглифа, примерно над изгибом современной бетонной набережной.
За мостами на берегу виден Народный дом, на Прокудинском снимке он прятался за краем кадра.
Фото без зума, 24мм. фокусного расстояния -
Сохранившиеся здания прячутся за мостом. Вид с моста -
Из этого фото я попытался сделать иллюзию правильного ракурса, получился лишь фрагмент -
На заднем плане виден "Профсоюзный мост", строился с 1983 по 1999 год.
Ближе, при желании можно разглядеть три сохранившихся здания. Фрагмент с домиками -
На переднем плане, здание у трубы, это паровая водонасосная станция построенная в 1862 году. (ул. 25 Октября, 23б) Это первая паровая каменная водокачка в Зауралье и Сибири. Предназначалась для подачи воды на высокий берег реки Туры, в городе появился водопровод, а также водоснабжения паровозов, железная дорога с вагонами видна слева от трубы.
В светское время, к старой водокачке пристроили более высокое здание и рядом сделали два круглых. Сейчас от старой водокачки, с этой стороны виден только уголок, но зато всё отреставрировано и блестит как новое -
Чуть правее, за водокачкой видны остатки ещё одного почти сохранившегося здания, это каменный пакгауз станции «Пристань Тура» (Причальная улица, 3к5)
Кирпичные стены почти сохранились, но в сравнении, здание выглядит в два раза короче, видимо каменный пакгауз был наполовину деревянным и деревянная половинка исчезла бесследно. Хорошо что сохранилась приметная лицевая стенка, иначе эти развалины было бы не узнать -
Слева, вдали перед мостом видно здание «Правления Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». (ул. Госпаровская 3) здание, принадлежало и возведено на средства купца I гильдии, промышленника и судовладельца Ивана Ивановича Игнатова приблизительно в 1870 году. С его помощью в 1885 году здесь появилась железнодорожная станция Тура, а в 1998 году создано «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». В 1915 году в товариществе было 49 пароходов.
На крыше здания Правления раньше была башенка с которой наблюдали за пароходами -
Вид Правления с реки -
Сейчас здание конечно обезбашено -
В здании находится музей «Царская пристань».
Между зданием правления и водокачкой, из-за второго холма на старом фото выглядывает возможно здание железнодорожной станции Тура, но так как сейчас там всё заросло и нет визуального подтверждения сказать это с уверенностью не могу.
За зданием бывшего Правления видны портальные краны Тюменского речного порта. С появлением железной дороги, пристань на долгое время стала воротами в Сибирь, ведь дальше можно было только на пароходе.
В 1917 году на этой пристани с поезда на пароход пересаживали семью Николая II отправленную в Тобольскую ссылку.
В 1967 году построили железную дорогу до Тобольска, но Тюменская пристань, вроде бы потерявшая актуальность, загнулась не сразу, а продолжала развиваться дальше, достигнув своего пика грузооборота в 1985 году, почти 3 миллиона тонн.
В 2018 году в порту было шесть кранов и по крайней мере один из них во всю трудился пока я снимал набережную, сейчас кранов не осталось вовсе, а территорию собираются застраивать домами.
Просто блестящая набережная -
Направление съёмки на карте синее (KMZ) -
Метка два, наиболее удачное место из доступных, рядом со старым зданием на ул. Володарского, 5 корпус 1 (Гауптвахта). С самого верха высоковато, я спускался на пару метров по склону. Возможно нужно ещё ниже, но тогда мост закрывает горизонт и фото становится совсем не похожим.
На Яндекс карте -
https://yandex.ru/maps/-/CCU5A8xqgB
На Яндекс панораме -
https://yandex.ru/maps/-/CCU5ADEY-D
На Гугл карте -
https://yandex.ru/maps/-/CCU5ADqd1B
На Паствью карте -
https://pastvu.com/p/208592
1791 - Построена Крестовоздвиженская церковь.
1837 - Построена Ильинская церковь.
1843 - Организована пристань «Тюмень».
1863 - Построен судостроительный завод.
1979 - На Фанерном заводе построили большую кирпичную трубу.
1993 - Крестовоздвиженскую церковь вернули верующим.
2005 - Началось строительство набережной на правом берегу.
2014 - Набережная реки Туры включена в туристический маршрут ЮНЕСКО.
2020 - Началось строительство набережной на левом берегу.
Вид с этой же точки в другую сторону "Река Тура в г. Тюмени. Троицкий мужской монастырь." 1912 год и 106 лет спустя -
https://to4et.livejournal.com/113694.html
"Вид на заречную часть Тюмени. Церковь Св.Георгия." 1912 год и 106 лет спустя. -
https://to4et.livejournal.com/113653.html