
Смотрим в глаза человека, до конца торпедировавшего советскую авианосную



В целом, на пути принятия на вооружение совершенно не нужных передовому Советскому ВМФ инструментов империализма стоял не только он один. Вместе с адмиралом Амелько стальной стеной встали "пехотное" руководство Генерального Штаба и профессионалы огненных слов Главного Политического Управления СА и ВМФ. Однако "военно-научные" обоснования в это антиавианосное противостояние вносил именно Николай Николаевич Амелько с преданными ему людьми
Чтобы не быть голословным, приведу цитату из мемуаров адмирала:

Имея весьма общее представление о военном деле, Устинов всю свою повседневную деятельность сосредоточил на руководстве оборонными министерствами. Министры оборонной промышленности, конструкторы, директора военных заводов присутствовали на всех заседаниях коллегии Министерства обороны, на всех крупных учениях. Их были там толпы — кому надо и кому не надо. На заседаниях коллегии и учениях принимались решения о разработке и производстве новой военной техники. Мнением Генерального штаба при этом не интересовались, а если его работники и высказывали свое суждение, то приоритет Устинов все равно отдавал мнению промышленников. Наверное, сегодня у многих возникает вопрос: почему же никто из военных и ученых не возражал против необоснованно принимаемых решений, в частности по строительству авианосцев?
Необходимо учитывать, что Устинов, Горшков и другие власть предержащие обладали крайне высоким самомнением, они не терпели никаких возражений, а с инакомыслящими жестко расправлялись В силу этого многие без устали поддакивали и восхваляли идеи «безгрешных» начальников, на чем и строили свою служебную карьеру. Конечно, были и такие, кто с расчетами в руках пытался доказывать несостоятельность строительства флота по американскому образцу, за что тут же впадал в немилость.
Когда авианосец «Киев» вышел впервые в Средиземное море, Устинов, ликуя, поспешил сообщить эту весть Брежневу, подчеркивая, что наконец-то создана угроза потенциальному врагу на море. В это время был готов проект 5-го авианосца с трамплинным взлетом самолетов (бывший «Тбилиси»). Горшков приказал НИИ ВМФ обосновать необходимость такого корабля. Итоги исследования начальник [137] института вице-адмирал Бабий докладывал Горшкову в присутствии большого числа заинтересованных лиц. Услышав об отрицательных результатах исследований, Горшков прекратил обсуждение, заявив Бабию: «Вы неправильно посчитали. Идите, считайте со своими учеными заново».
Авианосец все равно начали строить, а Бабий был снят со своей должности и вообще уволен из Вооруженных Сил. Уволен был и заместитель начальника института, член-корреспондент АН СССР (впоследствии академик) контр-адмирал Н. С. Соломенко. Это он своими расчетами доказал, что живучесть наших авианосцев ниже живучести десантно-противолодочного вертолетоносца. Проект вертолетоносца, крайне необходимого флоту, был отвергнут министром судостроительной промышленности в ту пору И. С. Белоусовым. В действительности Белоусова и Горшкова смущали совсем не недостатки корабля, а тот факт, что могли занять стапель, планируемый для строительства авианосцев. Но, по мнению Горшкова и Устинова, вертолетоносец был менее эффективен, а для Белоусова невыгоден из-за своей дешевизны по сравнению с авианосцем. Выступил и я с докладом, в котором доказывал нецелесообразность строительства авианосца проекта 1143.5. Мои сомнения поддержал маршал Н. В. Огарков и генералы армии А. А. Епишев, В. И. Варенников, В. Я. Аболинс и другие, но все равно взялись за строительство корабля. Американцы начали строительство атомных авианосцев, что заметно огорчило Устинова и Горшкова. Как же так? У американцев есть атомные авианосцы, а у нас таких нет?!
Еще в 1976 году в Ленинграде был создан проект атомного авианосца, который был представлен в ЦК КПСС. Лишь через два года вышло наконец-то решение ЦК КПСС, в котором указывалось: «...В связи с большой стоимостью (около 4 млрд рублей по ценам того времени) и неясностью предназначения все работы по созданию такого корабля прекратить». Я не знаю авторов этого разумного решения, но оно свидетельствует о том, что в нашем высшем партийном органе были и здравомыслящие люди. Хотя такое решение весьма огорчило Устинова и Горшкова, которые продолжили работы по перепроектированию. Появился исправленный проект корабля, на сей раз водоизмещением [138] около 72 тысяч тонн с атомной энергетической установкой, катапультным взлетом 36 боевых самолетов, а всего около 60 летательных аппаратов, в том числе 16 вертолетов противолодочной обороны.
Новый проект обсуждался на коллегии. И маршал Огарков, и я, его заместитель, были противниками этого проекта. Негативно отнеслись к нему и другие заместители начальника Генштаба — В. И. Варенников, В. Я. Аболинс, А. И. Белов, начальник Главного политуправления СА и ВМФ А. А. Епишев и многие другие. Видимо, Д. Ф. Устинов почувствовал, что очень многие отрицательно относятся к проекту, и прекратил обсуждение. ..."
USS Nimitz (CVN-68)

USS Tarawa (LHA-1)

В Военно-морском флоте с 1931 года, курсант Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе.
В 1936 году окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Назначен помощником начальника морского отделения разведывательного управления (IV управление) РККА в Москве.
В январе 1938 года снят с должности по обвинению в пропаже двух секретных документов, осенью осуждён военным трибуналом Московского военного округа к 3 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 193-а Уголовного кодекса РСФСР (халатное отношение к военной службе). В феврале 1939 года был освобождён по амнистии со снятием судимости, вернулся в Ленинград, устроился в артель кожгалантереи и обратился к наркому ВМФ с рапортом о восстановлении на флоте.
В марте 1939 года восстановлен в кадрах РККФ, назначен на должность командира электронавигационной группы учебного корабля «Ленинградсовет» Балтийского флота .
Учебный корабль «Верный» будущий «Ленинградсовет»

С апреля 1940 года — помощник командира корабля.
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Во время высадки десанта на остров Сескар 30 ноября 1939 года был командиром отряда высадочных средств.
В феврале 1941 года назначен командиром учебного корабля «Ленинградсовет».
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.
Как командир плавбазы катерных тральщиков частвовал в «таллинском переходе» 28—30 августа 1941 года, привел «Ленинградсовет» в Кронштадт, при этом спас около 300 человек из экипажей и пассажиров погибших кораблей и судов.
В дальнейшем участвовал в обороне Ленинграда.
С января 1942 года — командир дивизиона сетевых заградителей Охраны водного района Главной базы флота.
С сентября 1942 — командир дивизиона катерных тральщиков.
С апреля 1943 — командир дивизиона сторожевых катеров — дымзавесчиков Кронштадтского морского оборонительного района.
В июне 1944 года принял участие в Бьёркской десантной операции, где дивизион под его командованием высадил десант на остров Пийсари.
С апреля 1945 года — начальник штаба бригады траления Балтийского флота.
С апреля 1949 года — командир 98-й бригады Охраны водного района Рижской военно-морской базы.
С января 1952 года — начальник штаба 64-й дивизии Охраны водного района 4-го ВМФ.
С сентября 1953 года — командир 64-й дивизии Охраны водного района 4-го ВМФ.
В том же году поступил в Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова (Академию ГШ) в 1956 году ее окончил.
С ноября 1956 — начальник штаба Тихоокеанского флота.
В июне 1959 года был назначен командующим Тихоокеанским флотом.
С марта 1969 года — заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по противолодочным силам — начальник противолодочных сил ВМФ.
С 1978 г. помощник, с февраля 1979 — заместитель начальника Генерального штаба по ВМФ.
В 1986—1987 годах — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
С ноября 1987 года — в отставке
1. Ни одного дня не прослужил на офицерских должностях боевых кораблей 1-3 ранга (надводных и подводных), не говоря уж о командовании ими.
2. Только 2,5 года (30 месяцев) числился в плавсоставе - все на безнадежно устаревшем «Ленинградсовете» с его паровой машиной в 600 л/с, в премежутках между отстоем в порту обеспечивающем штурманскую практику курсантов ВВМУ им. Фрунзе и Дзержинского.
3. Участвовал в ВОВ на весьма специфических должностях НШ и командира дивизионов катерных тральщиков и дымзавесчиков, представлявших собой 11 тонные суденышки с околонулевой самостоятельной боевой ценностью.
В этой связи будет логичным сравнить Николая Николаевича с супостатом. Для простоты сравнений, остановимся на командующих Тихоокеанских Флотов сторон.
В кратком пересказе биографической справки:

Начал службу как летчик-истребитель морской авиации США, общий налет на самолетах F-14, F-15 и F/A-18 более 6000 часов, произвел более 1100 посадок на авианосцы.
В процессе службы продолжил свое образование в Old Dominion University, где получил степень магистра международных отношений и Naval Postgraduate School, где стал магистром системного анализа.
В отличие от многих американских адмиралов в качестве корабельного офицера не аттестовывался, остался "чистым" морским авиатором - что немного роднит его с адмиралом Амелько. В процессе службы служил по обмену в ВВС США в 71-й истребительной эскадрилье, командовал авианосными истребительными эскадрильями, 7-м авианосным авиакрылом, авиагруппой авианосца "Дуайт Д.Эйзенхауэр" и 10-й авианосной ударной группой. На берегу служил в штабе командующего ВВС ВМФ в качестве офицера по обучению, готовности и требованиям к F/A-18. Также был начальником отдела программирования (OPNAV N80), Совета по стратегии и анализу ресурсов и требований.
На межвидовой службе он был начальником оперативного отдела (J3) Центрального командования США, Тампа, Флорида; Начальником Объединенного центра воздушно-космических операций, Аль-Удейд, Катар; Командующим группы восстановления провинции Нуристан, Афганистан, с подчинением ему 3-й бригады 10-й горнострелковой дивизии и 173-й воздушно-десантной бригады.
До назначения командующим ТОФ служил в качестве командующего Центральным командованием ВМС США, 5-м флотом США и объединенными военно-морскими силами в Манаме, Бахрейн.
Тоже довольно таки специфическая карьера, но что то мне подсказывает, что Папаро еще не став LCDR, уже провел в море и над ним в несколько раз больше времени чем презирающий авианосцы с высоты своего служебного и боевого опыта адмирал Амелько за всю свою долгую жизнь.
Однако сравнивать Николая Николаевича с Папаро ни в коем случае нельзя, если не рассмотреть коллегу Амелько в штабе Американского ТОФ, в те годы, когда Н.Н. был командующим советского.
Проходил корабельную практику на линейных кораблях «Нью-Джерси» и «Оклахома». В плавсоставе в межвоенный период служил на офицерских должностях на ТР «Америка», ЛК «Флорида», ЭМ «Хопкинс», танкере «Рамаро» и КРТ «Индианаполис», в 1928-29 гг командовал ЭМ «Харт», в 1938-39 - «Мэхэн», после чего был назначен старпом плавбазы ЭМ «Мэлвилль». На берегу в тот же период был преподавателем по артиллерийскому вооружению и управлению огнем в Аннаполисе, помощником начальника 4-го военно-морского округа (верфь Лиг-Айленд, Филадельфия), помощником и флаг-лейтенантом в штабах командующих эскадр эскадренных миноносцев, линейных кораблей и разведывательных сил.
В ходе ВМВ до 1944 г. Хопвуд служил в Бюро по комплектованию ВМС с дополнительными обязанностями в ОКНШ, по производству в кэптены получил под командование КРЛ «Кливленд», с которым участвовал в десантных операциях конца войны.
После капитуляции Японии вернулся в Вашингтон, получил звание контр-адмирала, служил помощником начальника Управления Комплектования и Управления Военно-Морских Операций, с 1946 по 1950 - директором по бюджету ВМС США, с 1950 по 52 - заместителем контролера морского ведомства ( Ревизионное Управление).
В 1952-53 гг. командующий 3-й дивизии крейсеров и крейсерско-миноносной эскадры (?), далее НШ и заместитель командующего объединенного ТОФ, с 1955 командующий 1-м Флотом, с 1957 заместитель начальника Управления военно-морских операций (по тыловому обеспечению), с 1958 - командующий ТОФ США. В отставке с сентября 1960, умер в 1966.
Энсином прослужил 4 года на ЛК «Тенесси», далее продолжил службу на борту ЭМ «Джон Эдвардс» в Китае. В 1931 г. начал обучение в Naval Postgraduate School по курсу боеприпасов, в 1934 г. получил ученую степень по морским боеприпасам в Мичиганском университете.
С мая 1934 - младший артиллерист КРЛ «Цинциннати», с 1936 г. флаг-лейтенант командующего дивизии линейных кораблей, с 1937 по 1939 г. проходил службу в Бюро боеприпасов Управления Вооружений. В июле 1939 командир ЭМ «Трэйси», с ноября 1940 - старший артиллерист КРЛ «Саванна». С марта 1942 - снова в Бюро боеприпасов, где стал отцом HVAR, в октябре 1944 назначен в штаб 8-й минной дивизии, с апреля 1945 - командир 47-го дивизиона эскадренных миноносцев.
После войны был назначен помощником начальника штаба по работе и обучению в штабе командующего линейных сил и крейсеров Атлантического флота. В сентябре 1947 года поступил на обучение в Национальный военный колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, по окончании которого стал помощником начальника Управления Военно-Морских Операций по управляемому ракетному вооружению. В ходе дальнейшей карьеры на должностях областях в этой области стал заслуженно известен как "отец ракетной программы ВМС США".
Сайдс вернулся в море в январе 1956 как командующий 6-й (ракетной) дивизии крейсеров, в которую входили первые американские ракетные крейсеры «Бостон» и «Канберра». Командовал дивизией он впрочем всего лишь 4 месяца, после чего был отозван в Вашингтон, чтобы стать заместителем специального помощника министра обороны по управляемым ракетам Эгера В. Мерфри. С 1957 по 1960 год работал директором Группы оценки систем вооружения (WSEG) Пентагона, после чего получил назначение командующим ТОФ.
30 сентября 1963 г. Сайдс был заменен Admiral Ulysses S. Grant Sharp Jr. и следующим днем вышел в отставку.
В общем все на поверхности. Цена интриг и вмешательства политаппарата в военно-научную мысль как она есть. Чем больше я причащаюсь к нелакированным страницам истории советского ВМФ, тем больше кажется что в Краснознаменном РККФ горластые братишки как вылезли наверх с наганами в руках в 1917, так до 1991 г там и просидели, нисколечко не меняясь. Все эти 74 года заставляя охуевать от наблюдаемого вокруг зверинца военспецов, на хребтах которых по понятным причинам все держалось, - не позволяя окружающему их дерьму, гнили и ржавчине тупо обрушиться без всякого воздействия противника.