Служебный роман-с!

топ 100 блогов sapojnik21.08.2023 Служебный роман-с!

Посмотрел в выходные, к очередному столетию со дня Никиты Михалкова, "Жестокий романс" - и, надо сказать, без всякого насилия над собой, даже с интересом. Вообще удивительно: есть, видимо, некоторая категория фильмов, которые в момент первого просмотра кажутся кошмарными, потом с годами отношение к ним улучшается до нейтрального, а лет через двадцать они даже становятся "вполне себе ничего". Или это старость?

В общем, экранизация Рязановым Островского, которая вначале Перестройки поражала какой-то шокирующей неуместностью (чего это Рязанов, с ума съехал? А Никита - кого это он играет?! А Гузеева - эта фифа откуда взялась?) - сейчас идет уже просто как родная. Да и нельзя не отдать должное - эта троица "купцов" из фильма, Петренко-Проскурин-Михалков - смотрятся как раз на диво узнаваемо: перед нами реальные типажи Нового Времени, которое в год выхода фильма (1984) еще даже не проектировалось!

А я ведь еще - грешен! - люблю "Давай поженимся!" по Первому, в основном именно из-за Гузеевой, такой шикарной "женщины с прошлым", в меру циничной "мамки"! И как не посмотреть на дивную "интересную стерву", когда она "в молодости", наивной девушкой, со слезой поющей "А напоследок я скажу"? О, это отдельное удовольствие для ценителей. В итоге мы, из своего 2019-го, при желании можем увидеть красноречивое послесловие к раннеперестроечному "Жестокому романсу" - и в постаревшем и поиздержавшемся БАРИНЕ Михалкове, и в чудом выжившей Ларисе Огудаловой, из своей глубинки сумевшей все-таки пробиться на центральный канал, чтобы вести там шоу "с перчинкой" для неудовлетворенных хомячков...

Служебный роман-с!

Вообще это новая, малоисследованная зона для кинокритики - анализировать фильмы через судьбы актеров-исполнителей главных ролей. Точнее, высоколобая кинокритика такой подход, как ни на чем не основанный, полностью отвергает, а вот рядовые зрители им вовсю пользуются. Моя мама, например, и актеров делила на любимых и нелюбимых по тому, нравились ей или не нравились игранные ими персонажи. И в этом что-то есть. Потому что продвинутый зритель судит, конечно, не по поступкам, которые совершает персонаж (поступки диктует сюжет) - а по его типажу, который отражает данный актер. Мама из-за этого всю жизнь терпеть не могла Белохвостикову: ей в жизни не нравились "фифы", которых Белохвостикова всю жизнь играла - и именно потому, что играла их она убедительно, мама заключала, что и сама Белохвостикова, видимо, такая же.

Соответственно, из Бесприданницы в исполнении Гузеевой все-таки прет нутряная жизненная сила самой актрисы - и это как-то снижает силу сочувствия ее поломатой женской судьбе; есть подозрение, что эпизод на корабле ЭТОЙ Ларисе - если б не было досадного выстрела Карандышева - ничем бы не повредил, а, скорее, наоборот - вывел бы на орбиту (Париж и далее везде).

Что, в свою очередь, заставляет по-новому посмотреть и на персонажа самого Никиты Сергеича: а так ли он виноват? И если виноват - то в чем?! Похоже, разве что в том, что проколол ненароком "куколку", из которой в итоге вылезла бы такая БАБОЧКА... гм, такая, которая бы впоследствии самому Паратову крылышки бы пообрывала, потеряй он хоть чуть-чуть хватку. "Есть женщины в русских селеньях..." Неужели Островский ЭТО имел в виду, сочиняя пьесу? А мог, мог!

Но все это так, к слову. Я затеял этот пост ради одного наблюдения, вполне бокового и наверняка уже обсосанного со всех сторон в середине 80-х, когда фильм только вышел. Только не знаю - была ли это сознательная "трактовка" режиссера?

Служебный роман-с!

Я о том, что мать Ларисы играет Алиса Фрейндлих, а ухажера Ларисы, Карандышева - Мягков. Но ведь они оба, Фрейндлих и Мягков, за 7 лет до этого сыграли у того же Рязанова в "Служебном романе"! Я смотрел на дуэт Карандышева и старшей Огудаловой и ловил себя на том, что в фильме происходит что-то не то: Карандышеву бы не ухлестывать за бесприданницей, которая годится ему в дочери, а крикнуть бы ее матери с чувством "МЫМРА!", как он это умеет... И все бы пошло как по маслу. Огудалова-мать взяла бы над непутевым Карандышевым шефство, ее дочь спокойно поехала бы за новыми впечатлениями "в Париж на выставку", все были бы счастливы.

Может, в этом и состоял главный, неразгаданный мессидж Эльдара Рязанова? (2019)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ПЕРВАЯ СМЫСЛОВАЯ ВОЙНА В МИРЕ (УКРАИНА, КРЫМ, РОССИЯ) 2014-06-01 Георгий Почепцов Когда Украина отключила теленовости, это не означало, что она остановила действие квазисоветской модели мира. Украина приостановила (и то частично) информационный поток, но виртуальный поток в виде телесериа ...
Думаю у каждого есть такие покупки, вроде нахрен не нужно, но для души приятно. Именно такой покупкой стал этот геодезический транспортир. В последний раз транспортиром пользовался ещё в школе, всякие угломеры не в счёт. Увидел аналогичный в станочном чатике , за конские деньги. Начал ...
Кто узнал La fuente de Cibeles? А это- La Puerta de Alcalá. Узнаёте, кто там бывал? Вот они, 18 мая 2010 года. ...
Давно я не участвовала во флешмобах.И еще,я не хлебопек.Но таки расскажу,покажу,поразмышляю и вас спрошу Для kinda_cook и ее хлебного флешмоба КНИГИ: "Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок" Флегг Фэнни 9,5/10 Очень понравилась. Легко ...
Мы ездили в Красноярск. Мы были в Сибири! В это до сих пор с трудом верится, но это так. До сих пор мы бывали только в Западной Сибири. Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. А тут – сразу Красноярск. А он к какой Сибири относится, к Западной или к Восточной? Оказалось - ни к той, ни к ...