Служба судебных приставов – что с ней делать?
Дмитрий Головин — 30.04.2011По роду своей деятельности я – представитель того самого малого предпринимательства, о судьбе и поддержке которого нам непрерывно рассказывают с самых высоких трибун. Правда, бизнес у меня не совсем обычный – я предоставляю напрокат без залога строительные инструменты. В 1998 году, когда я начал своё дело, у меня была надежда на то, что судебные решения в России будут исполняться и постепенно в нашей стране установится «диктатура Закона» - как тогда же метко было сказано Президентом страны.
Но сегодня, в 2011 году, я вижу, что страна идёт в другую сторону и о законах, призванных защищать права Личности и Собственности, люди, предназначенные делать это по долгу службы, уже не вспоминают совсем.
Более двенадцати лет (с 1999 года) я контактирую с Федеральной Службой Судебных Приставов (ФССП) Свердловской области, пытаясь заставить эту службу выполнять свои служебные обязанности. Получается плохо. Верней сказать – никак не получается. Конечно, бывают неожиданные радости и вдруг исполненные судебные решения – но скорей по не зависящим от этой службы обстоятельствам – попался неожиданно честный должник или сумма долга для него незначительна.
Да, в 1998 году я был наивен и прекраснодушен. Я не собирался и не собираюсь «договариваться», действуя строго по закону и требуя того же от других. Я полагал, что наше государство всё же устроено разумно, а значит, кровно заинтересовано в создании гарантий незыблемости права собственности, как это происходит во всём капиталистическом мире. Но государство год за годом демонстрирует своё пренебрежение моими правами, попутно призывая других предпринимателей к инновациям и модернизации за свой счёт. Без гарантий прав собственности. Главное – вложите ваши денежки, говорит государство, а дальше – как получится. Желающих играть на таком поле, где вместо права – «договорённости», всё меньше.
Один факт для будущих инвесторов: На 01 января 2011 года долг различных частных лиц Индивидуальному Предпринимателю Головину Д.А. составляет 9 760 128 рублей 28 копеек – больше годового оборота. У меня – 200 должников. И – неработающие государственные институты, бездеятельность которых я оплачиваю своими налогами.
Вы всё ещё хотите вложить в России деньги в дело? Боюсь, тут нужен хороший врач.
Вначале приставы просто не замечали меня, затем писали издевательские отписки и советовали «больше жаловаться», оставляя без движения заявления о возбуждении исполнительных производств – и всё это продолжалось годами. Исполнительное производство имеет срок давности, и если пристав прекратил его, не известив меня (забыл, был на учёбе, уволился, не передал дела, не сработала почта, «мы вам отправляли», «нам из суда ничего не приходило», и т.п.) – приходится восстанавливать исполнительный лист через суд. Только в 2010 году я 11 раз обращался в суд, исправляя огрехи судебной системы.
В 2006 году случился прорыв – очередная жалоба через Администрацию Президента РФ попала на стол Министру Юстиции (тогда – Ю.Я. Чайка) и далее – Главному Приставу ФССП Свердловской области (тогда – А.Г. Попов) для принятия мер. В ФССП Свердловской области 31 октября 2006 года было проведено совещание по вопросу «…принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств в пользу Головина Дмитрия Александровича». И я думал – началось. Служба ФССП Свердловской области сначала поработает, подгоняемая пинками из Москвы, потом поймёт, что у неё получается, войдёт во вкус, ей понравится, начнут хвалить…
Через какое-то время службу затрясло. Сначала убрали А.Г. Попова. На его место встал В.В. Щепотин, на жизнь которого почти сразу же было совершено покушение. Затем во главе Свердловской областной ФССП поставили А.Н. Новокрещенова – и сняли без внятных объяснений. А затем в этот «террариум единомышленников» назначили стороннего управленца – А.Р. Салихова.
И вся работа окончательно встала.
И это не только моё мнение. Приставы всех уровней вообще за последние (2010-11 гг) годы перестали утруждать себя контактами с гражданами, сведя их к приёмным часам. К примеру, только за последнее время приставы проигнорировали приглашения на форум «Стратегия 2020», проводившийся в Екатеринбурге в марте 2010 года «Единой Россией», на Круглый стол «Современные проблемы исполнительного производства» проводившийся 30.11.2010 года в рамках «Юридической недели на Урале», а на круглый стол «Противодействие коррупции», проходивший 25.12.2010 года в резиденции Губернатора Свердловской области ГУ ФССП прислало чиновника, работающего первую неделю.
Ну, хорошо. Верней: ну, плохо. А могут ли приставы работать лучше?
И, знаете, я отвечу: конечно!
В идеале пристав в рамках действующего законодательства должен действовать примерно так:
1. Получив исполнительный лист, пристав автоматически возбуждает исполнительное производство. Сегодня приставы ввели практику возбуждения исполнительных производств по заявлениям, что является лишней бюрократической процедурой.
2. Должник вызывается повесткой к приставу – возможно, дважды.
3. Если должник не является по повестке, пристав оформляет принудительный привод – то есть обращается в полицию и должника торжественно привозят на машине с мигалкой.
4. Должнику под подпись вручается уведомление о задолженности с требованием её оплатить и указанием срока, в течение которого это необходимо сделать.
5. Если должник не расплачивается без уважительных причин, пристав выписывает ему штраф «За неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя».
6. Если должник не оплачивает и штраф тоже, оформляется административный арест до 15 суток.
7. И колесо закона поворачивает в начало, начиная с п.3.
Как думаете, при таком отношении долго такой должник будет бегать от своих долгов? И далеко ли убежит? И - да, я знаю, что такая схема почти нигде не работает. Но почему-то в Верхне-Пышминском районном отделе ФССП по Свердловской области приставы работают, то есть производят взыскания в рамках действующего законодательства, а в других районах Екатеринбурга и Свердловской области – нет. Что, в В.Пышме – аномалия? Или просто руководитель руководствуется Законом и Совестью? А в остальных районах тогда чем руководствуются? Даже страшно подумать…
Конечно, этот механизм не отменяет улучшения законодательства в области исполнительного производства, которым надо заниматься не только в популистских предвыборных целях.
Может быть, от слов о «необходимости построения правового государства» и «главенства Закона» уже пора переходить к действиям? Может быть, время настало – а не то наше государство окончательно превратится в территорию беззакония, где собственность не защищена ничем - и сгниёт в страшных корчах?
Руководствуясь лозунгом «Кто хочет – ищет способы. Кто не хочет – ищет причины» предлагаю несколько практических шагов по укреплению законности в России:
1. Служба судебных приставов должна быть разделена на государственную и частную, то есть частично состоять из людей, не кормящихся на государевой службе. Государство в этом случае не содержит за счет бюджета чиновников, как сегодня, а получает от них (частных приставов) налоги. И принцип «Пусть восторжествует Закон», кстати, в этом случае может соблюдаться ничуть не хуже, чем сегодня. Это было бы похоже на нашу систему частного же нотариата – напомню, что ещё 20 лет назад все нотариусы в России были государственными.
2. Приставы должны кормиться от суммы взысканного долга. Необходимо наделить их широкими полномочиями: запрашивать данные о ВСЕХ счетах должника во ВСЕХ банках. Накладывать арест на ВСЁ его имущество. Разыскивать его и склонять к выплате долга. Штрафовать. Ограничивать передвижение. Посадить в тюрьму (или арестный дом), в конце концов, если должник «упёртый» оказался.… В помощь приставам должен быть открыт доступ ко ВСЕМ электронным базам данных: о передвижениях, тратах, счетах, автомобилях, регистрациях, паспортах – обо всём, что может понадобиться приставу, он должен иметь право знать. Не ответить на запрос пристава любому ведомству или частной кампании должно стоить очень дорого; кара необходима быстрая и жёсткая – от отзыва лицензии и штрафа руководителю до уголовного преследования в вопиющих случаях.
3. У пристава должен быть прейскурант на услуги и на совершаемые им действия, определяемый законом «О частной службе судебных приставов». Логика такая: чем больше должник упирается и уклоняется – тем хуже ему же. Уведомление должника о том, что он должен – 100 рублей. Повторное уведомление – 500. Выезд к должнику домой с вручением повестки – 1000. Повторный выезд – 2000. Принудительный привод с использованием работников силовых структур – 4000. Арест должника по представлению пристава – 10 000 рублей. Речь идет о порядке сумм, которые могут быть внесены в упомянутый закон..
4. Введение астрэнта. На юридическом языке – нарастающая пеня за просрочку обязательств. Выглядеть в идеале это должно примерно так: должника приглашают в суд. Судья, вынесший решение, которое должник не желает исполнять, спрашивает строго: «В чём дело?» И, если объяснения должника выглядят неубедительно (болел, не знал, забыл, перепутал, уезжал, из принципа не буду платить, с меня взять нечего и т.д. и т.п.) – назначает ему этот самый «астрэнт». Порядок цифр предлагается примерно такой: «Вот у Вас долг 50 000 рублей. Назначаю астрэнт 10 000 рублей в день до момента расплаты». И – молоточком по столу. Начали, мол. Скорее всего, деньги найдутся максимально быстро. Для исключений из этого правила существуют (пока, конечно, только на бумаге) арестные дома и принудительные общественные работы, где эти «исключения» содержатся и трудятся на благо общества.
5. Строительство муниципального жилья, сдаваемого внаём – в том числе и для создания резервного фонда для переселения людей, у которых за долги отнята жилплощадь.
Если включить голову, то процесс строительства муниципального жилья можно объединить, к примеру, с проектами развития заброшенных территорий – и хиреющие поселки в области, все эти «три дыры – Шали, Гари, Таборы» - расцветут невиданными красками. Я не говорю о том, что нужно людей туда ссылать. Но если человек довел до того, что квартира у него отобрана за долги, государство предоставляет ему благоустроенную жилплощадь в депрессивном поселке, где требуется рабочая сила и существует план развития территории. И, конечно же, есть школа и детский сад.
6. Наделить судебных приставов при наличии исполнительного листа правом круглосуточно беспрепятственно входить в жилище, где предполагается местожительство должника. Права приставов должны быть на уровне или даже превосходить права милицейского/полицейского сотрудника – потому что пристав опирается на судебное решение с указанием ФИО и местожительства должника.
7. Комплекс мероприятий, который я условно обозвал «создание проблем должнику» или «презумпция виновности должника». Причем создание проблем не с целью ухудшить ему качество жизни (хотя об этом тоже нельзя забывать), но и с целью как-то обозначить опасность такого человека для общества. А человек, не отвечающий по своим обязательствам, для общества опасен.
а. Введение в действие главы 10 Закона «О банкротстве» в части «Банкротство физических лиц» с проставлением штампа «банкрот» в паспорт должника с указанием номера судебного решения и данными органа, вынесшего данное решение. При исполнении обязательств должником штамп «банкрот» гасится штампом «аннулировано» - также с указанием органа, принявшего решение.
б. Лишение должника права управлять личным транспортным средством или любым другим транспортом, в том числе и по доверенности. В случае если право управления транспортным средством является источником дохода (должник – водитель автобуса, например), разрешается управление только ТС, принадлежащим предприятию и только в рабочее время.
в. Опись и реализация имущества, находящегося по месту жительства должника, - имеется в виду не муторное доказывание приставом в суде, что этот телевизор принадлежит должнику, а не его супруге, а значит, может быть описан, а наоборот – приставу дана возможность изъятия данного телевизора по умолчанию в связи с тем, что данная семья ведет совместное хозяйство, а значит, совместно отвечает по обязательствам друг друга.
г. Запрет на выезд не только за пределы РФ. Создание трудностей при покупке авиа- и ж.д.-билетов в пределах РФ – поскольку все они покупаются по предъявлении паспорта, то в случае штампа «банкрот», стоящего в нем, вопрос решится сам собой – не стоит продавать билет финансово несостоятельному человеку.
д. Вопрос кредитов в данном случае решатся тоже быстро. Естественно, не в пользу должников-банкротов.
Вопрос защиты собственности является важнейшим для привлечения инвестиций в Россию и в конечном итоге – для её модернизации. Это вопрос существования нашей страны как таковой.