Слово в защиту обывателя и мещанина | Александр Ившин
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
В ответ на статью гайдпаркера Лебедева «Обыватель - вот настоящий
враг России» привожу отрывок из своей
книги «Последние дни: игры памяти».
Корней Иванович Чуковский, лично знавший Горького,
писал в своих «Дневниках»: «Память у Горького выше всех
его умственных способностей. Способность логически рассуждать у
него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у
всякого 14-летнего мальчика <...>».
Возможно, здесь-то и сказалось отсутствие
систематического образования. Умей Алексей Максимович
рассуждать логически и смотреть хотя бы на шаг вперед, он не стал
бы воспевать мать-революцию (роман «Мать»), не стал бы поедом
есть российское мещанство – соль российской земли. Ведь это с его
подачи в содружестве с Маяковским, изобретшим «мурло мещанина»,
понятия мещанин и обыватель утратили свое первоначальное значение и
приобрели значение ругательное.
Так в
толковом словаре Владимира Даля есть такие статьи, толкующие слова
обыватель и мещанин:
Обыватель, -ница, житель на месте, всегдашний: водворенный, поселенный прочно, владелец места, дома. Обыватели, горожане, посадские, слобожане, жители местечка, пригорода и пр. Сельские обыватели, поселяне, Обывательские повинности. Ехать на обывательских (лошадях), не на почтовых, на переменных от жителей.
МЕЩАНИН м.
горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий
солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не
записанные в
купечество.
Как видно,
здесь и в помине нет никакого двойного толкования этих слов. Однако
в тридцатых годах двадцатого века ситуация меняется. В "Толковом
словаре русского языка" (т.1-4, 1935-40, ред. и составитель
Д.Н.Ушаков) находим уже такие статьи:
ОБЫВАТЕЛЬ,
обывателя, м.
1. Постоянный житель какой-н. местности (устар.). Обыватели ведут
сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь. Чехов. Сельские
обыватели (крестьяне; дореволюц.). Быстро пошел вниз по улице,
чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей. Максим
Горький.
2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными,
мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций
пролетариата (презрит.). Избиратели, народ должны требовать от
своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы
они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей,
чтобы они оставались на посту...
МЕЩАНИН, мещанина, мн. мещане, мещан, м.
(устар.).
1. Человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою
населения, а с 1775 г. официальное название лиц, гл. обр. из
городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России
особое сословие, ниже купеческого. Поэт Кольцов происходил из
мещан.
2. перен. Человек с мелкими, ограниченными, собственническими
интересами и узким идейным и общественным кругозором. Театр,
обнажая перед зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен
возбуждать презрение и отвращение к нему. Максим
Горький....
Здесь исконный смысл слов
объявляется устаревшим и словам придается второе, ругательное,
значение.
В советское время в публицистике,
литературе, искусстве модным было разоблачать и клеймить мещанство.
Тон этому задали классики советской литературы Горький и
Маяковский. Множество журналистов и писателей (всевозможные розовы
и розовские) нашли свое счастье на этой стезе, строя свое
благополучие на бичевании ими же самими выдуманного явления и
названного мещанством. В тоталитарном государстве во времена
преодоления разрухи, когда уровень жизни основной массы населения
был крайне низок, это выглядело вполне логичным, так как отсекало
все притязания на личное и семейное благополучие и совместно с
грозным окриком из Кремля: "Не пищать!" приструнивало население
страны. Однако очень скоро вторые значения старых слов сами стали
анахронизмом, и, в соответствии с современным стремлением к
восстановлению исторической справедливости, их следовало бы просто
упразднить. Тем более, что и в тридцатые годы двадцатого века
сохранялось пушкинское понимание слова мещанин, отразившееся в
дневниковой записи (1933 год) Андрея Платонова: "Мещанин, а не
герой вывезет историю". Сам же Александр Сергеевич Пушкин в
стихотворении "Моя родословная" с гордостью заявлял: "Я просто
русский мещанин!". Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский
мещанин».
Мещанин Козьма Минин вошел в историю России как ее
спаситель во времена Смуты. Этот нижегородский посадский человек,
занимавшийся торговлей мясом, возглавил в 1612 году в качестве
«выборного человека всея земли» движение за создание народного
ополчения. Военное руководство ополчением по совету Минина принял
князь Дмитрий Пожарский. Минин занимался сбором казны,
комплектованием ополчения, снабжением, его оружием, боевыми
припасами, продовольствием, одеждой. Он входил в «Совет всея
земли», созданного в Ярославле в начале 1612 года и до созыва
в 1613 году Земского собора выполнявшего функции
правительства. В боях против поляков за освобождение Москвы
проявил инициативу и воинскую доблесть: возглавил отряд,
внезапный удар которого по флангу войск гетмана Ходкевича сыграл
важную роль в достижении общего перелома в ходе сражения. Минин
участвовал в Земском соборе 1613 года, поставил подпись под
грамотой об избрании царем Михаила Федоровича Романова. 12 июня
1613 получил чин думного дворянина и вотчину "в род их
неподвижно". Выполнял важные поручения правительства и царя.
Зимой 1615 года в Поволжье восстали татары и черемисы. После
подавления бунта Минин был отправлен в Казань для выяснения причин
недовольства. Умер в 1616 году на обратном пути из Казани, не успев
добраться до Москвы. Род Минина по прямой линии пресекся со смертью
сына Нефида в 1632 году, вотчина отписана на государя.
В 1612 году мещанин спас Россию, а через 300 лет
великий «пролетарский» писатель возглавил крестовый поход против
«мещанства».