Словарик

топ 100 блогов nomina_obscura21.10.2011 Я часто сталкиваюсь с тем, что граждане употребляют слово "империя" в качестве синонима к "обширное государство, имеющее в своем составе множество наций", совершенно не понимая, что слово "империя" значит. Есть множество обширных государств со множеством наций в своем составе, которые не являются империями (скажем, в состав США перед Второй мировой входили Филиппины - но империей США от этого не стали), и есть наоборот, крошечные мононациональные империи (Японская Империя большую часть своей истории включала в свой состав только Японию). Империю от не империи отличает не наличие или отсутствие наций, территорий и т.п. Ее отличает император. Это высший монархический титул, по своему смыслу аналогичный "королю". Именно на верность императору присягают многочисленные государственные и национальные образования в империи, именно император является высшим источником легитимности.

Хороший пример нам тут дает Наполеон - став императором, он начал сажать в завоеванных королевствах и княжествах Европы своих маршалов, которые превращались в королей и князей, связанных клятвой феодальной верности императору (с национально-государственной точки зрения ситуация решительно безобразная). Вообще, история Франции XIX века, где империи сменяли республики, дает прекрасную возможность изучить, чем империя отличается от любого другого государственного образования и что суть империи вовсе не в наличии других народов и наций (Алжирские колонии, например, были что в составе Второй Империи, что в составе Республик).

Ключевое качество империи - наличие императора, вокруг феодальных клятв верности которому строится все имперское государственное устройство. Обширное многонациональное государство, построенное не вокруг императора или короля, не является империей. С этой точки зрения интересно сравнить Третий Рейх ("Третью Империю"), в котором войска и организации клялись на верность лично фюреру-императору, и сталинский СССР, в котором Сталин был всего лишь узурпировавшем власть представителем государства, не обладающим собственной, в отрыве от партии и государства, легитимностью. Это очень важный момент, по которому мы не можем квалифицировать СССР как империю.

Национализм, в отличие от империализма, видит высший источник легитимности не в императоре, но в нации, благо нации (а не феодальные клятвы верности) являются движущей и организующей силой в национализме. Националисты обычно стремятся к построению национального государства по принципу "одно государство - одна нация", в своих крайних проявлениях ассимиляционный национализм (стирание культурной, языковой и зачастую даже этнической идентичности меньшинств) может приводить к эксцессам, выливающимся в насилие по национальному признаку. Важно отметить, что нацизм не является национализмом, посколько рассматривает нации как социо-культурные конструкты, оперируя вместо этого понятием "расы" и ее высшего благо (и таким образом даруя фюреру - высшему выразителю интересов расы - легитимность в форме чуть измененного феодального "божественного права", посколько у нацистов Бог перемещается в тело расы). "Национальные интересы", "благо нации" не имеют для нацистов никакого смысла.

Национальное государство - государство, подчинившие все свои интересы и черпающее свою легитимность в преобладающей нации. Классический пример национального государства - Франция, первой из европейских государственных образований начавшая относиться к своему населению не как к феодальным подданным, но как к гражданам-источникам легитимности. В плюсы национального государства следует отнести максимальное выражение интересов господствующей нации (и проистекающую из этого быструю ассимиляцию меньшинств, в свете очевидных выгод выбирающих господствующую национально-культурную идентичность). Национальное государство не может быть империей, потому что империя черпает свою силу в императоре и системе феодальных клятв (таким образом, после коронования Наполеона Франция перестала быть национальным государством, подчинив интересы французской нации интересам французского императора).

Движение за равноправие и эмансипацию - движения, требующие установления равноправия для ущемляемых групп как на законодательном, так и на фактическом, житейском уровне. Ущемляемые группы не обязательно являются меньшинствами - так, женщины всегда стабильно составляли половину человечества. В течении XIX-XX веков многие эмансипационные движения, особенно в многонациональных империях, принимали форму национализма. В Российской Империи классическим примером эмансипационно-национального движения является еврейский Бунд, планомерно отстаивавший расширение прав еврейской общины с классических позиций национализма.

Либерализм - политико-экономическая доктрина, провозглашающая высшей ценностью права и свободы отдельного человека. Эмансипационный национализм, борящийся за расширение прав и свобод отдельных наций, является разновидностью либерализма.

Словарик
Молочные железы человеческой самки для привлечения внимания тех, кто хотел на автомате пролистать большой текст во френдленте. Теперь вы возвращаетесь в его начало и начинаете читать.
Если вы самка и у вас такие железы - напишите мне личное сообщение.


Ирредентизм - разновидность эмансипационного национализма, ставящая своей целью объединение разделенных народов (и, таким образом, ставящая благо нации выше государственных суверенитетов). Классические примеры ирредентизма - объединение Италии и Германии, когда суверинетет множества мелких государственных образований был сметен во имя интересов проживавших в них единых наций. На постсоветском пространстве ирредентизм актуален в случае русского народа, до трети которого проживает за пределами Российской Федерации на компактных, четко очерченных территориях в составе других государств.

Мультикультурализм - концепт сосуществования и взаимного обогащения разных культур и наций, противопоставляемый ассимиляционному национализму, предполагающий главной своей целью достижение максимального культурного разнообразия. Мультикультурализм уничтожает культурные иерархии, видя все культуры одинаково равноправными, при этом нации теряют роль источника легитимности (то есть, возможность одной нации совершить какие-то действия над другой во имя блага первой нации), а высшим источником легитимности становится поддерживающее культурное многообразие государство. Классические примеры мультикультуралистких обществ - Советский Союз и Российская Федерация.

Интернационализм - устаревшее название мультикультурализма, использовавшееся преимущественно в риторике левых сил.

Толерантность отличается от мультикультурализма, посколько призывает лишь к терпимости к меньшинствам, по возможности проповедуя их эмансипацию. Толерантность не ставит своей целью сознательное расширение этнического или культурного многообразия общества (в отличие от мультикультурализма) и не видит в таковом многообразии высшую ценность, но призывает лишь к мирному сосуществованию. Классические примеры толерантных обществ - современные страны Европы (скажем, Германия, отказавшись от мультикультурализма, вовсе не отказывалась от толерантности).

Национальный гнет - отъем прав и свобод у одной нации во имя другой нации, государства или монарха, приводящий к экономическому, социальному, культурному, правовому и иному неравенству. Может протекать как в форме ассимиляционного национализма (классический пример - курды в Турции, которым запрещено иметь собственные школы, говорить на своем языке и т.п. во благо формирования гражданской турецкой нации), так и в форме позитивной дискриминации большинства в обществе мультикультурализма (классический пример - Советский Союз и Российская Федерация). Провозглашение интересов меньшинств главенствующими - классическая форма национального гнета в обществе мультикультурализма.

Демократия - политическая доктрина, провозглашающая высшим источником легитимности мнение большинства, выражаемое через ту или иную систему голосования. Эмансипационный национализм, будучи формой либерализма, часто принимает форму демократических движений и демократических требований. Национальное государство зачастую является синонимом демократии - узурпировав власть, глава национального государства подчиняет его своим, а не национальным интересам, зачастую используя для подавления сопротивления господствующей нации отряды из национальных меньшинств.

Консерватизм - политическая доктрина, ставящая основной целью сохранение существующего порядка и "традиционных ценностей". В Европе консервативные политические движения борятся с мультикультурализмом и либерализмом, в России, в силу специфики ее историко-общественных ценностей (70 лет советского мультикультурализма + 20 лет российского мультикультурализма), консервативной партией выступает "Единая Россия", стоящая за сохранение существующего культурно-государственного порядка.


Домашнее задание:

Прочитайте текст и дискуссию к нему. Ответьте на вопросы:

1. В чем обвиняет автор текста Алексея Навального и русских националистов? С каких позиций критикует автор текста Навального и националистов? Сформулируйте кратко суть противоречия националистов и автора текста, пользуясь приведенным выше словариком.

2. К каким идеологическим концепциям склоняется Захар Прилепин? Соответствуют ли эти концепции тем словам, которые он употребляет для их описания ("консерватизм", "империя" т.п.)? С каких позиций атакуют текст Прилепина его критики? Чем отличается публичное декларирование позиций противников Прилепина (использование определенных слов с определенной смысловой нагрузкой) от их реальной позиции? Чего боятся противники Прилепина? Чего боится Прилепин?

3. Какова позиция остальных участников дискуссии? Какие термины они путают изи сознательно искажают? Как на самом деле звучала бы либерально-демократическая позиция применительно к данной дискуссии?

4. Что вы поняли из представленных выше дискуссии и словарика? Как бы вы описали свои взгляды, пользуясь терминологией словарика? Распространите словарик среди своих товарищей и постарайтесь вовлечь их в политическую дискуссию, пользуясь терминологией словарика.

Оставить комментарий



yughr
Архив записей в блогах:
Кладовка Левконои - ...
Пару раз на московских трассах встречал я тандем: Мерс-эска (именуемый в народе шестисотым), и Мерс-Гелендваген (армейский джип) с форсированным движком. Я сам ехал в те моменты за сотню км в час. Но эти ребята обошли меня, как будто я стоял на месте. Думаю, скорость была 130-140. Ну, ...
Картинка из Интернетов. Не все праздники одинаково полезны, я считаю. Потому что многие из них это придуманный способ обмана. Вот казалось бы,  на кой ляд у нас насаждаются откровенно не наши праздники, смысл празднования которых ...
Точнее про их обувь. Мне вот интересно, откель у нашего народа такая страсть к ебанутой обуви? Цветастые резиновые сапоги, угги, сука кетайстие стоптанные кроссы, блять, на красивых ножках... Пацаны, расскажите, чокакие копыта тьолочка должна на нижних конечностях таскать? Тьолочки, ...
Если ваш любимый человек начал злиться на вас, если вы не виноваты – обнимите его и держите крепко-крепко, он успокоится. шаман Кара-Оола Тюлюшевича Допчун-Оола художник Валентин Губарев ...