Слов не хватает

топ 100 блогов sapojnik02.02.2017 Посмотрел вчера очередной фильм из серии «новое русское талантливое кино» - «Страну Оз» Сигарева. Да-да, я знаю, что «все уже давно посмотрели», я, как всегда, отстаю от продвинутых масс. Я ведь, собственно, и «Игру престолов» пока посмотрел только первый сезон, и тот не весь, еще пара серий осталась: как-то пока руки не доходят смотреть дальше (как в том старом анекдоте про израильского министра иностранных дел Леви – как он пришел в Большой театр, послушал увертюру и самое начало первого акта, потом вдруг встал и пошел к выходу; к нему с вопросами – что случилось? Не понравилась трактовка дирижера? Игра актеров? Подвели струнные? Не та солистка?... А он в ответ – да нет, все прекрасно, просто, знаете, я уже уловил сюжет… Вот и я в этой «Игре», кажется, уловил сюжет).

Но, в общем, добрался до «Страны Оз». На самом деле я не такой уж любитель нового русского кино, и век бы еще не посмотрел этого самого Сигарева – но меня заинтриговало, что в половине всяких отзывов на мое любимое «Горько!» рецензенты упоминали эту «Страну Оз», то в качестве «идейного предшественника», то образца, то по еще какой причудливой ассоциации. Ну, грех было не посмотреть.

Ну и, доложу я вам – я под впечатлением! Весьма своеобразное кино – но, как говорится – в этом что-то есть. Во-первых, конечно, актерский состав впечатляет: Гоша Куценко, мой любимец Баширов (вот ведь органика у человека!), Цыганов из «Оттепели» (да, тот самый актер – отец семерых детей), Чурикова (!!). И во-вторых – потрясает невероятное количество мата. Собственно, даже непонятно, как этот фильм вообще был снят и выпущен на экраны – у нас же вроде публичное произнесение матерных слов запрещено законом (понапринимали при Путине идиотских законов – заколебешься же потом их все отменять).

И да – я мат не люблю, его изобилие шокирует, но, с другой стороны, нельзя не заметить, что, в общем-то, никакого отступления от жизненной правды в «Стране Оз» нет. Наоборот – звучит все пугающе правдиво, в полном соответствии с реалиями: у нас ведь в стране матом не ругаются – на нем разговаривают.

То есть «Страна Оз» - редкий пример, когда в «зону искусства» впустили настоящую, подлинную народную речь – ТО, как люди у нас в подавляющем большинстве и разговаривают. Уже поэтому послушать стоит – все-таки экран дает эффект остранения. Можно полюбоваться, как эта вся наша жисть выглядит со стороны.

И, чего скрывать – хреново выглядит.

Я, в общем, понял, почему люди, комментирующие «Горько!», всегда вспоминали «Страну Оз», если, конечно, они видели оба фильма. Потому что «Страна Оз» как бы подчеркивает УСЛОВНОСТЬ «Горько!» А то многие воротили носы – мол, фи, зачем столько «натурализма» (про «Горько»), да нафига было показывать «всякое быдло», да они там все быдло бездуховное, да это чернуха, издевательство над Россией, зачем «опускаться в помойку» и т.д.

А ведь да – даже «Горько», при всей его «народности» - вещь тоже вычищенная и приглаженная. Ибо НАРОД так, как в «Горько», не говорит! Народ говорит матом – это безусловный факт, который наше искусство пытается упорно игнорировать.

Да, «Страна Оз» во всех смыслах крайне неприличный фильм – но есть в нем, как и, опять же, в «Горько», светлая и даже какая-то детски-наивная сторона. Хороший фильм, трогательный.

Но у меня тут не рецензия, я после фильма как-то тяжело задумался. Не мог для себя решить, в чем смысл такого реализма. Может быть, надо было все ж делать «перевод» - как оно, собственно, всегда делается во всех книгах и фильмах из «русской жизни», когда автор то ли из цензурных, то ли из эстетических соображений постоянно переводит речь героев с русского матерного на русский литературный?

Вот ведь Сигарев, зараза, о чем заставил задуматься! Воистину, как говорил старик Берн, «люди замечают, что все происходящее вокруг есть игра, только тогда, кто-то нарушает ее правила»!

И ведь впрямь: этот тотальный «разговор на мате» - он отчего? Это только у нас так – или и все другие народы тоже так между собой общаются? Мне почему-то кажется, что нет… А если у нас такая «уникальность» - то она ведь, наверно, должна неслабо отражаться практически на всем: это ж речь! На отношениях между собой, на общепринятых представлениях, на строе мыслей, на картине мира в целом… Ну, по логике: если человек общается матом – он ведь и мир представляет в матерных тонах. Как иначе?

Мне чего-то кажется, что эта склонность к мату вовсе не так уж безобидна на самом деле. Во-первых – речь очевидно крайне обедняется. Да, у глагольных форм каждого из трех «основных» глаголов миллион значений – но это ведь все равно не то. Это скудость – порождающая, в свою очередь, скудость мысли. Фактически люди общаются при помощи пяти-шести корней и их форм – и это явно искусственное ограничение. Не потому ли мы «самая глупая белая нация», как говорил молодой Галковский?

Именно в этом смысле, мне кажется, любому любознательному человеку стоит обязательно посмотреть «Страну Оз» - как прежде всего замечательный ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ материал. Редко когда выдается такая замечательная возможность посмотреть на свой народ глазами антрополога. Слушаешь, смотришь – и охреневаешь. «Неужели это все мы??»

Они самые. Предчувствую слаженный вой украинцев – «да-да, вот вы какие, русские свиньи!!» Однако это глупо – фильм ведь и про них тоже, ровно в той же степени. Фильм ПРО НАС.

В общем-то, добрый такой, светлый. С юмором.

Но при этом нельзя не обратить внимание – фильм о болезни. Вот этот «разговор на мате» - это симптом. Люди хорошие, но общество больно. Коммуникация не работает, как надо. МАЛО СЛОВ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фасонный металлопрокат относится к категории наиболее востребованных в строительстве и различных производственных сферах конструктивных элементов, крепежных и армирующих деталей, базовых заготовок. Швеллер как эффективный вид фасонного металлопроката Эффективность использования так ...
Дочь получила в подарок две картины. Проблема обозначилась, когда она решила их повесить. Возник довольно забавный вопрос:где у картины верх, а где низ. Вот первая картина. Я считаю, что в таком виде этот импрессионистский шедевр вешать нельзя:лимоны (если это лимоны, конечно) как бэ ...
Лучшие посты в сообществе picturehistory за 2 апреля: Уникальное оружие Американские стюардессы в 1958 году Интересные и редкие ретро-фотографии Живые шахматы в Ленинграде, 1924 год. Мэтр фотографии Richard Avedon "Всё для победы, всё для фронта!"-по ...
elena_russ все записи автора Опубликовала Татьяна Векленко в группе Органическое земледелие Укроп желанная зелень для нашего стола. Опытные садоводы и огородник ...
                                                            ...