Сложный новый мир вуайеризма
tanjand — 04.04.2020Сегодня часто говорят, что пандемию следовало ожидать, что она пришла «по расписанию». Но кто из нас думал об этом еще месяц назад? Кто ожидал, что планета окажется взаперти? Но это случилось, и вот, изоляция по всему миру заставляет всех нас гораздо больше смотреть в наши окна, искать там что-то или кого-то, чтобы поднимет настроение, или развлечет нас.
Наблюдение за жизнью других людей - неотъемлемое человеческое увлечение.
Некоторые могут назвать это наблюдением за людьми, другие могут назвать это вторжением в личную жизнь, слежкой, шпионажем или преследованием.
Вуайеризм, как общий термин, всегда будет иметь общее социальное табу, но в эти странные времена в нем есть кое-что интересное. И это фотография.
«Я действительно хотела увидеть весь город, и единственный способ сделать это был из квартир других людей», - сказала Гейл Альберт Халабан, американский фотограф, она сделала карьеру, фотографируя незнакомцев через окна.
Она нашла участников через Facebook, друзей своих друзей и из уст в уста, которые все дали разрешение заранее.
Гейл договаривается о дне съёмки - но не сообщает, в какое время будет фотографировать.
Это необходимое условие, чтобы сохранить естественность момента.
Но - все изменилось, когда к договоренностям подключилась газета Le Monde. После этого едва ли не каждый захотел стать героем снимков "Из моего окна".
Интернет, конечно, рай для вуайеристов, с тысячами и тысячами точек, позволяющих нам в реальном времени исследовать почти всю Землю. Есть люди, которые охотно устанавливают камеры в своих домах, предлагая нам круглосуточно наблюдать за их личной жизнью. Take Drive Me Insane, семейная веб-трансляция с 1997 года для всей семьи. В этом не видно искусства, только эпатаж, но, тем не менее, это закономерное явление.
Вуайеристские перспективы Эдварда Хоппера исследуют границу между общественным и частным пространством; внутри и снаружи. И мы тут же с ним, массово смотрим.
Внушительные образы мужчин и женщин, занимающихся сексом, наркотиками и на разных стадиях раздевания, вызвали такое противоречие, что даже члены конгресса США использовали ее работу в своих аргументах, когда защищали Национальный фонд искусств.
С помощью своей камеры Merry Alpern удается передать страдания и человечность этих женщин, которые работают, чтобы угодить, они танцуют обнаженными, чтобы выжить под жадным мужским взглядом.
Подобно тому, как художник Эдгар Дега изображал проституток и танцоров, Мерри Алперн выделяет унылую, закулисную незащищенность этого типа заведения.
Милослав Тихи, родившийся в 1926 году, мог стать одним из выдающихся художников коммунистического режима. Его приняли в Академию изящных искусств в Праге, но после коммунистического переворота в 1948 году он отказался изображать рабочих в комбинезонах, а не обнаженных женщин, и бросил престижную школу.
Тихи быстро определили как мятежника, и сделали попытки «нормализовать» его (это ни к чему на привело). А после обязательной военной службы Тихи стал еще более эксцентричным.
Мирослав Тихи делал почти сотню фотографий в день своей домашней камерой, бродил по улицам в парке и у бассейна, его часто арестовывали за задержку у местного бассейна, когда он фотографировал ничего не подозревающих женщин.
В течение более двадцати лет его работа оставалась в секрете, пока друг детства и сосед не обнаружили отпечатки среди хаоса неразработанных пленок и картонных камер.
С тех пор его работы отмечались в музеях и галереях по всему миру, включая Лондон, Париж и Нью-Йорк.
В 2004 году коллекция его фотографий была показана на Биеннале современного искусства в Севилье, а в следующем году работы получили премию Rencontres d'Arles 2005 New Discovery.
Затем последовали крупные ретроспективы его творчества, прославленные его поэтическим несовершенством в Цюрихе и Париже.
Со времени своего открытия Тихи ни разу не посетил выставку и оставался отстраненным всю оставшуюся жизнь.
Вуайерист есть в каждом фотографе, и он необходим для того, чтобы видеть других.
|
</> |