Слободины. Или для чего Иванову понадобилось включать в свидетели отца Рустема
911tm — 13.06.2024 Лингвистов сообщества прошу подумать, имеет ли псевдомансийский словарь какой-то подсознательный корень, язык с похожими словами, или глава бутафоров сочинял его полностью от фонаря.*
Ответ на заглавный вопрос будет в конце, а в начале сообщу или напомню, что сестра Рустема Слободина Людмила Моргунова была маленькой, когда убили брата. Но она помнит похороны и то, что виски у него были седые. Весельчак, балагур, серебряный медалист в школе, образцовый советский юноша, занимавшийся в музыкальной школе, на станции юных техников, в спортсекции, пронесший все увлечения через вузовскую часть биографии... многое пережил. Просто так не седеют. И об этом позже. Сначала, по обычаю, фотомонтаж Слободина, якобы из съемок дятловцев, показанный в основном посте еще пять лет назад, но затерявшийся из-за огромного объема фактов.
Якобы два фото 1 февраля. Слободин стоит в одной позе.
Правая рука не двигалась относительно туловища и фотографа. Освещение изменилось. Значит, он поворачивался вокруг оси, смещая назад левое плечо и держа неизменным правое, влево (от нас), и в том же направлении сместился фотограф.
При этом задний план сместился не влево, как положено, а вправо, вопреки логике и геометрии.
Фотомастер, один из двух, делавших съемки дятловцев, порадовался своей находке и качественно сделанной работе. Он наложил на два фона зимнего леса, снятых прямо и вполоборота где-то близ Северного возле сосен, на которые тушью или чернилами намазал "знаки манси", фигуру Слободина, отпозировавшего ему для двух снимков во дворе около длинного барака. Поставил Слободина, руки в боки, снял анфас, скомандовал повернуться, не меняя положения рук, по часовой стрелке, сам прошел вокруг него несколько шагов в том же направлении, снял еще раз.
Коротышка с общей тетрадью, определенный Золотаревым как Гена, 1921 года рождения, руководитель шоблы (кто еще не понял смысл и историю татуировок Золотарева, читайте про них здесь), с удовольствием поставил галочку в соответствующем списке в своей тетради. Еще один эпизод виртуального похода, сожжение фуфайки, отразился и в дневнике, и в съемках...
И еще одно, уже из обсуждения. Блогер саxap_u_apaxuc резонно заметил, что сжечь так фуфайку где-то на костре очень и очень проблематично. Естественно, никто не жег. Думаю, валялась где-то в сарае старая рваная, попалась на глаза Гене, "сценаристу-продюсеру", он и придумал эпизод. Чем-то же надо заполнять монотонные и малособытийные дни похода...
Оба не заметили, что лес за спиной Слободина при его повороте вокруг оси сдвинулся в противоположную сторону; мастер перепутал фоны и тем в очередной раз засвидетельствовал фотомонтаж. Что не удивляет. Дятловеды следом за бутафорами ни этого, ни десятки других признаков монтажа второй десяток лет не замечают.
Напомню также и совместную с Золотаревым и Тибо досъемку, которую мы подробно рассматривали в отдельном посте.
Здесь найдете еще несколько кадров досъемок Слободина - для групповых фотомонтажей якобы в 41-м квартале, на Лозьве, в лесу над Ауспией и одиночный без лыж на Лозьве.
Еcть также записная книжка Слободина. Дневников он в походах не писал, но в блокноте авторучкой, ровно, то есть сидя за столом, без каких-либо скачков почерка, то есть под диктовку, написал ряды мансийских слов. Другими словами, выполнял то, что хотели от него Гена и его шобла.
Блогер gimmor подсказал, и думаю, что он отчасти прав. Только это не сигнал, а прямая проекция депрессивного состояния.
В конце своего "мансийского словаря" Слободин вдруг перешел на собственное состояние и в ряду слов, означающих части тела, дописал значение болезнь.
Здесь надо сказать о двух вещах. Наверняка всякий, кто видел эту мансийщину в дневниках, полез смотреть в переводчик Гугл, что там за мансийский, и не нашел ничего похожего. Второе: урок мансийского проходил просто. Гена произносил от фонаря всякие звукосочетания и значения, нимало не заботясь о том, по-мансийски это звучит или еще по каковски (да мало ли что могло показаться юным городским технарям). Слободин, Колмогорова писали. И когдапошел перечень частей тела и головы, Слободин написал, что у него все болит, и он замерз. А в конце приписал открытый комин в углу (ну очень мансийское таежное слово!), откуда-то из московского детства, где ему было хорошо...
кат - руки
лайял - ноги
пум - голова
пумк - зубы
палын - уши
аемун - болезнь, большой
саам - глаза
нёл - нос
айсерм - холодно
полем - замёрз
кур - печка
палтем - топить
чувал - открытый комин в углу
Стихи на последней странице - вариант текста студенческой песни 50-х годов Якова Гольдфедиба.
И еще несколько деталей из родословной Рустема Слободина, которые, возможно, кому-то помогут лучше понять его внутренний мир и решения.
Родители и Рустем - русские, имя дал отец в честь героя поэмы Фирдоуси "Шахнаме" и персидского эпоса. В Узбекистане, где долго жили Слободины до рождения сына, эпос также известен. С таким именем, хочешь - не хочешь, все детство будешь чувствовать себя индивидуумом, отличным от массы.
Мужчины рода Слободиных жили в сложные переломные времена, карьеристами и конформистами не были, но были профессионалами. Дед был кадровым военным, штабс-капитаном, революцию принял без восторга, но в белом движении не участвовал, а впоследствии откликнулся на призыв Наркомата, испытывавшего крайний дефицит профессиональных кадров, и пошел обучать военному делу бойцов РККА. Служебных высот не достиг, но честно занимался делом, которое знал; здесь прекрасное изыскание о нем. Отец выбрал свой, прямо противоположный путь, стал аграрием, прошел долгий честный путь, начавшийся со студенческой скамьи, в конце концов стал профессором, доктором наук. Несмотря на неплохой служебный рост, выдающихся высот на научном поприще не достиг, так как был не в восторге от деятельности шарлатана Лысенко, чего не скрывал. Но прожил достойную трудовую жизнь, занимаясь делом, которое знал. Информация о нем. Иванов, проигнорировавший нескольких ключевых свидетелей, чьи показания могли вести к выводу о бутафории, зачем-то включил в число свидетелей по делу его.
Рустем по традиции выбрал противоположный отцовскому путь, пошел в технический вуз и наверняка достиг бы определенных высот, не случись злополучного похода.
*
Слободина нашли 5 марта, с помощью зонда, закопанным в снег. На котором, считает следствие и дятловедение, оставил цепочку следов вместе с восемью другими цепочками. Которые - цепочки следов - загадочным образом сохранялись весь февраль, предстали перед первыми свидетелями длиной в километр и исчезли в ноль за два дня на глазах поисковиков от простого ветра с поземкой.
То есть доставлен с первой пятеркой тел 24-25 февраля. Нахождение отснято.
Теперь рассмотрите как следует последнее фото. Откройте его полный размер в новой вкладке. Со Слободиным связан занятный дятловедческий эпос, его повторяет каждый второй дятловед в сети. Под ним (а у самыхсмелых дятловедов - под всеми) якобы было "ледяное ложе", оттого что якобы остывающее тело подтопило снег. На лице якобы был ледяной нарост, и были признаки кровотечения из носа. Последнее даже написали в википедии, при этом дали ссылку - дятловеды бывают трогательны во лжи - на Протокол осмотра места происшествия от 27 февраля... Вы видите хоть какие-нибудь признаки знаменитого "ложа", ледяного нароста на лице, носового кровотечения? Только признаки системной лжи, более никаких.
Съемки в морге. Пленку не жалели. Некоторые важные вещи можно сказать, ещене читая акта, по одним только съемкам поисковиков и фотографа прокуратуры. Вот, например,кадр, где виден один валенок (второй во время возни при подготовке разноса тел слетел, и бутафоры забросили его с другими вещами в палатку). Под свитером видны стельки - более чем явное свидетельство посмертного одевания.
Другие снимки.
Первое, что определяется - посмертные манипуляции с телом. Не одна, а во множественном числе. Практически у всех дятловцев, и у Слободина в том числе, трупные пятна на спине, задней поверхности шеи и конечностей. Это значит, первые час- другой после смерти, пока кровь стекала вниз под действием силы тяжести, тело лежало на спине. Найден закопанным лицом вниз.
Ни у кого, в том числе Слободина, нет "позы замерзания", она же "поза младенца", калачиком, поджав руки-ноги. Хотя у первой пятерки, а также у Колеватова, формальная причина смерти - замерзание. Много раз говорил, что бесчувственных после тяжелых ударов тупым предметом в голову дятловцев убивали холодом, выкинув на мороз.
Поза Слободина говорит о том, что в течение часа-другого, пока не настало трупное окоченение, тело переместили и кинули лицом вниз на какую-то кучу. Таким тело и замерзло, было доставлено на перевал, закопано, найдено, доставлено в морг. Что за куча? Думайте, что хотите, но на сугроб она мало похожа, да и вряд ли архаровцы хранили бы тела на улице в сугробе. А вот в углу холодного сарайчика на других трупах - самое подходящее. Минимум двое из первой пятерки, Дорошенко и Дятлов, были убиты, Колеватов до решения по его трупу и еще живым Золотареву и Дубининой, вполне мог лежать с другими, замороженным.
Дятловеды знают про названные несоответствия пятен и поз, иногда даже упоминают о них, но только если хватает фантазии сочинить какую-нибудь сказку, где умирающие члены группы в ночь на 2 февраля все там же на перевале раздевают, одевают, таскают туда-сюда друг друга. Либо это делают за каким-то лешим отряды ГРУ, шпионы ЦРУ, анунаки и прочие. Время и место гибели группы в дятловедении - канон, уносить события куда-либо еще - смертный грех.
Также из позы видно, что Слободина в числе четверых бутафоры несли с площадки возле поставленной ими палатки вдвоем с лямками на плечах. Четверых несли таким образом (а по-другому нести очень трудно) восемь бутафоров, оставляя восемь парных цепочек глубоких следов. Пятого, видимо, Кривонищенко, самого легкого как по весу, так и с точки зрения позы, катил на саночках из лыж, оставляя неглубокие следы, девятый бутафор.
Читаем акт. Здесь текстовая версия акта. Это оригинал.
Начнем с описания одежды.
"На трупе одежда: черный хлопчато-бумажный свитр, под ним ковбойка в черную красную клетку, застегнутая на 3 пуговицы и манжеты застегнуты каждый на 2 пуговицы. Ковбойка имеет левый накладной карман застегнутый на английскую булавку. В кармане обнаружено:/паспорт на имя СЛОБОДИНА Рустема Владимировича, деньги - 310 рублей /сто, 4 х 50 и 10 рублей/ авторучка с чернилами. Между свитром и ковбойкой на груди, 2 войлочных стельки от ботинок. Под ковбойкой нательная теплая с начесом трикотажная рубашка, застегнутая на две пуговицы, под нею синяя трикотажная майка с длинным рукавом. Брюки лыжные, темные, застегнуты на пуговицу и ремень. В карманах: коробка спичек с 48 спичками, перочинный нож на длинной веревочке, расческа в футляре, две веревочки и карандаш, х/бумажный носок. Под ними синие тренировочные сатиновые брюки, в заднем кармане которых письмо профкома от 20 января 1959 года. Под тренировочными брюками кальсоны, теплые светлосерые с начесом застегнуты на все пуговицы/ пара от рубашки/ Под кальсонами синие сатиновые трусы на резинке, на правой ноге черный валенок, под ним: х/бумажные носки, затем серые вигоневые носки, х/бумажный носок, вигоневый коричневый носок. На левой ноге валенок отсутствует, а носки в таком же порядке. "
Обычные комплекты носков и кольсоны, застегнутые на все пуговицы, говорят о пребывании в плохо отапливаемой части барака в день или ночь убийства. (о разделении группы в разные места говорилось еще тут, повторяться не буду). Остальное, брюки, рубашки, застегнутые на одну, две, три пуговицы, надето, и весьма небрежно, на мертвого. Валенок, естественно, тоже. Был и второй. Высокую обувь, в отличие от ботинок, надеть на мертвую ногу непросто, поэтому нацепили абы как, и он слетел. Стельки, попавшие между свитером и рубашкой, как ничто другое свидетельствуют о посмертном одевании. Их замечают единичные дятловеды. И отважные. Таки-придумали объяснение: Слободин сушил их под свитером на груди. Проверьте теорию опытом положите и идите. Через три шага будете ловить их в штанах. Или искать на снегу, если свитер навыпуск.
Наконец-то найден паспорт. Их в вещах и одежде группы нашлось всего два, Слобадина и Дятлова, остальные бутафоры забыли или поленились рассовать по карманам владельцев. В дятловедении, понятное дело, остальные участники группы их где-то потеряли....
Дальнейший осмотр.
"На голове темно-русые вьющиеся волосы длиной до 8 см. Лоб высокий покатый кзади. Кожные покровы лица синюшно-красноватого цвета. Трупные пятна синюшнокрасноватого цвета обильно расположены на задней поверхности шеи и туловища и конечностей. Трупное окоченение разрешилось полностью в мышечных группах суставов. В области лба в средней части мелкие ссадины бурокрасного цвета пергаментной плотности слегка вдавленные. Над ними две царапины линейной формы под сухой бурой коркой длиной до 1,5 см, расположенные паралельно надбровным дугам на расстоянии друг от друга на 0,3 см. Брови густые русые. Глаза приоткрыты. В области верхнего века справа ссадина бурокрасного цвета размером 1 х 0,5 см. В области ссадин и царапин на лице отмечается кровоизлияние в подлежащие мягкие ткани. Роговица мутная, радужка сероватокоричневого цвета, зрачки расширены. В области роговицы пятна Лярше. Спинка носа прямая, на спинке носа и в области верхушки носа мягкие ткани бурокрасного цвета. На кончике носа участок мягких тканей под сухой буровишневой коркой размером 1,5 х 1 см. Губы отечны. Рот закрыт, из отверстий носа следы выделений запекшейся крови. Кайма губ буровишневого цвета сморщенная, сухая. Зубы ровные, белые. Язык в полости рта за зубами. Слизистая рта и десен бледносерого цвета.
Правая половина лица несколько отечна, на ней множество мелких ссадин неправильной формы пергаментной плотности под сухой коркой, переходящей частично на область подбородка. На левой половине лица мелкие ссадины такого же характера, среди них одна ссадина размером 1,2 х 0,4 см под сухой бурой коркой в области левого скулового бугра. Ушные раковины овальной формы синюшнокрасноватого цвета, по наружному краю правой ушной раковины мягкие ткани буровишневого цвета плотные на ощупь пергаментной плотности, такого же характера мягкие ткани в области левой ушной раковины. Отверстие рта и ушных проходов чистое. На шее слева мелкие ссадины темнокрасного цвета..."
Синюшно-красноватый цвет лица - не самый типичный, но и не редкий. Это очень далеко не буро-лиловый цвет лица Дорошенко, проведшего несколько часов перед смертью вниз головой, привязанным за ноги. Голова в течение нескольких часов перед смертью была немного ниже уровня тела. Убивая, Слободина оглушили тяжелым ударом по голове, от которого треснула череая кость, вынесли бесчувственное тело наружу, бросили на крыльцо, поленившись спуститься, голова оказалась ступенькой ниже остального тела...
Лицо разукрашено в плохом смысле слова. Половина лица отечна, губы отечны, следы кровотечений из носа, все в ссадинах и малых царапинах с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани... Следы избиений, разумеется. Им много дней. Давность определяется просто: свежие повреждения имеют ярко-красный цвет, а чем больше срок их образования, тем сильнее проявляются бурый, буро-красный, буро-вишневый цвета. А то, что цвет разных повреждений неоднородный, говорит о неоднократном битье. О том же - пергаментная плотность, засохшие или отпавшие корки... Били наотмашь, с большой силой, тыльной стороной ладоней, с двух рук, в перчатках из очень прочного материала вроде толстой кожи с декоративными кожаными же надставочками тыла ладони на заклепках. Так и видится хрыч в форме, выглядывающий, согнувшись, в окно на общем фото, "П" с пятиконечной звездой в определении Золотарева, наслаждающийся и любующийся собой. Двое держат перед ним Слободина, а он упражняется: сбоку, снизу, прямо с шагом вперед... Доволен и наслаждается, потому что удары тяжелы и болезненны, но ими очень трудно выбить зубы, сломать челюсть, как прямыми ударами кулаком. Установка у них, напомню: следов обыкновенного мордобоя быть не должно.
Еще одно место акта.
"Мягкие ткани тыла и ладонных поверхностей обеих кистей буролилового цвета. В области пястно-фалангеальных суставов кистей осаднение выступающих частей мягких тканей на участках размером 8 х 1,5 см, покрытой сухой пергаментной плотности коркой ниже уровня кожи. По локтевому краю левой кисти участок осаднения буровишневого цвета пергаментной плотности размером 6 х 2 см. с переходом осаднения на боковую поверхность у пальца левой кисти. Ладонная поверхность кистей синюшнолилового цвета. В области концевых фаланг обеих кистей мягкие ткани сморщены плотны на ощупь".
Ладони с большой силой прижимали к твердой поверхности двумя твердыми предметами с прямыми кромками. Слободин лежал на спине. На ладонях долго стоял краями каблуков... ну кто еще, кроме этого бугая в окошке. Время от времени наклонялся, время от времени приседал на корточки, перенося вес тела на одну из ног, но не убирая с ладони другую. Упражнялся в ударах тылом ладони жертвы, которая не могла закрыться. Иногда попадал в лоб и в шею, поза все-таки не самая удобная для битья. Зато обходился без помощи товарищей.
В очередной раз вспоминается один из следов бутафоров, оставленных на перевале. В этих же сапогах мог и нести этого же Слободина, в паре с товарищем, лямками через плечо.
Есть еще чрезвычайно странный след, оставленный каким-то механическим приспособлением.
"Осаднение мягких тканей темнокрасного цвета 2,5 х 1,5 см. и 4,5 х 1,5 см на наружной поверхности нижней трети левой голени".
Больше всего это похоже на прихватывающее устройство, которое электросварщик цепляет на железяку, которую варит. Прищемили в шутку ногу. А почему нет? Попрочили специалиста машиностроения широкого профиля, знакомого и со сваркой, что-то подсказать да прицепили контакт к ноге. Шутки у них такие.
Описание трещины в черепе сами прочтите.
Что сказать о последнем отрезке жизни Рустема Слободина? На первых же иллюстрациях поста, досъемках похода, вы сами все видите. Сначала он улыбался по команде фотографа. На селфи с Золотаревым и Тибо понур и абсолютно потерян. Похоже, уже начали бить - очи долу, кисть висит как неживая...
Утро 27 января встретил в теплой части барака; про разделение группы говорилось еще в посте про казнь Дорошенко, повторяться не буду. Решил вести себя осторожно и аккуратно, не раздражать ухорезов, сохранить целыми руки-ноги, осмотреться, искать решение. Досниматься, раз просят. Последовавшее в тот же день 27 январяя "воспитательное" травмирование ног Колеватова и Дубининой удвоило осторожность. Несколько дней его не трогали, он успел обрасти - на первом селфи с фуфайкой небритость нескольких дней, блестяще отпозировал, побрился все еще в комфорте - на всех других досъемках, где видно лицо, от небритости нет следа. С Дубининой написали под диктовку мансийские слова; она раздраженно написала в дневнике, что Рустик хорошо подыгрывает "музыкальным ребятам" на своей мандолине... Дальнейшие события - демонстрационное убийство Колеватова, экзекуция с лампой, затем показательная казнь Дорошенко, адское увечение Дубининой и Золотарева - погрузили его в страх, перешедший в беспросветный ужас, из которого он больше не выходил. Били его от нечего делать. Снимали, насколько это возможно было, для монтажа виртуального похода. Убили, когда больше нечего было с него взять, примерно в конце второй недели пребывания в Северном.
Здесь замечу, что не нам судить, тем более осуждать кого-либо из членов группы. Категорически настаиваю, что нельзя обобщать на тему, что, мол, образцовый советский молодой человек из семьи ученых, всесторонне развитый, спортивный, музыкальный, выпускник престижного технического вуза, вдруг оказался морально и психологически раздавлен, умер еще до физической смерти... Люди, еще совсем, исключая Золотарева, не знающие жизни, оказались в запредельной ситуации, которая и малой долей не снилась ни любому резонеру, ни кому-либо из литературных героев (а других они не зрали), мужественно ведущих себя в застенках. Проведите глаза в глаза со смертью хотя бы денек, потом резонируйте.
И еще раз взглянем на селфи "трое на отдыхе"; есть у этого эпизода еще одно дно.
Снимая эпизод, снимающая сторона определенным образом рисковала. Поставить на лыжи трех мужчин, опытных спортсменов, физически сильных и выносливых, "правильного сложения, хорошего питания..." - вспомним Возрожденного, знающих тайгу, ориентирующихся на местности – мероприятие, к которому нужно хорошо подготовиться. Поэтому на Тибо огромный рюкзак, подпертый палками сзади, чтобы шире улыбалось, на Золотареве рюкзак, который он может удерживать только согнувшись пополам и опираясь на палки, а за пределами кадра, перед ними, там, где вмонтировали Колмогорову с фотоаппаратом, и сбоку, откуда снят второй кадр, не только фотографы, но и несколько архаровцев, в том числе на лыжах. Если, например, Тибо вздумает сбросить рюкзак и развернуться, хватая палки, ему н