Слишком человек Гамлет и надчеловек Чаадаев
cheralpa — 22.04.2024 Размышляя над тем, почему на меня настолько сильное впечатление произвел Смирнов фон Раух своим "Полным и окончательным безобразием", сначала сформулировал очевидное: потому что 80% тех мыслей, что он выводит на свет, лежало где-то в моем бессознательном, а он всего лишь высветил это своими текстами и позволил мыслям, которые мне казались блажью и которым я не давал ходу, подняться наверх. И я обалдел от узнавания. Затем подумалось, что, наверное, именно таким было явление Призрака Гамлету, когда он открыл принцу правду его положения.На этом фоне мелкие дрязги вокруг "Предателей" М. Певчих (именно дрязги, а не сам фильм, который хорош хотя бы тем, что всколыхнул стоячее болото "оппозиции") кажутся рябью на фоне действительно большой волны, которой страну накрыло более ста лет назад. И в мутной пене которой мы не способны уяснить для себя, где именно "прогнило что-то в датском королевстве". А без этого уяснения одна рябь сменит другую и за этой рябью вечно будет ухмыляться рябое лицо. Кстати, как ни странно, наиболее адекватно на фильм отреагировал Шендерович, а наименее - Шлосберг и Ходорковский.
Стал перечитывать "Гамлета" и, кажется, впервые, сумел перечувствовать то, что чувствовал Гамлет, от начала до конца.
В своей главе о пьесе в "Театре зависти" Жирар бросает, по-моему, гениальную мысль:
"Гамлет видит прыжок Лаэрта в могилу Офелии, и это производит на него электризующий эффект. Рефлектирующее настроение разговора с Горацио пролагает путь дикой имитации театральному трауру соперника. В этот момент он, очевидно, решает, что и он должен действовать в соответствии с требованиями общества, что, иными словами, он должен стать еще одним Лаэртом..."
В последнее время зачем-то втягивался в дискуссии с теми, кто, очевидно, стоит по ту сторону могилы. Потом начинал ломать голову, зачем, если все это - всего лишь круговерть миметического желания? Но глупость заразительна, потому и втягивался.
Еще читаю Чаадаева. "Первым надчеловеком в Европе был Чаадаев. Вторым - Фридрих Ницше" (Смирнов фон Раух).
"На мой взгляд, нет ничего более несовместимого с правильным умственным укладом, чем жажда чтения новинок" (2-е философическое письмо).
А нынешнее время позволяет не только читать новинки, но и на "месте преступления" тут же на них реагировать.
Глупость в квадрате.
До чего же хорошо бывает уличить себя самого в квадратичной глупости и желании стать "еще одним Лаэртом", спрыгнув в могилу.
|
</> |