Слабые зубы "Барракуды"
vikond65 — 07.12.2025

Ровно 85 лет назад, 7 декабря 1940 года, впервые поднялся в воздух прототип английского палубного торпедоносца и пикирующего бомбардировщика Фэйри "Барракуда". Это был первый разработанный в Великобритании тропедоносец авианосного базирования, сделанный по схеме цельнометаллического свободнонесущего моноплана с убирающимися основными опорами шасси и закрытой кабиной.
Он создавался на замену безнадежно устаревшим расчалочно-полотняным бипланам той же фирмы "Суордфиш" и "Альбакор", которые в начале Второй мировой войны составляли основную ударную силу Королевской морской авиации. Однако то. что пришло им на смену, вряд ли можно назвать шедевром авиастроения. Самолет выглядел довольно нелепо и, несмотря на современную аэродинамическую схему, его летные и боевые характеристики получились далеко не блестящими.
Но ничего лучшего английские авиастроители предложить не смогли, поэтому "Барракуду" в 1942 году приняли на вооружение и запустили в серию, но построили всего 30 экземпляров, которые из-за слабых летных данных использовались только для обучения и тренировки экипажей. В том же году появилась вторая модификациия, на которой первоначально установленный мотор в 1300 лошадиных сил заменили более мощным — 1640-сильным двигателем, а вместо трехлопастного винта установили четырехлопастный.
С ними показатели машины улучшились, поэтому самолет поставили на конвейер и до конца войны наклепали 1688 экземпляров. Однако даже с новым движком максимальная скорость "Барракуды" составляла всего 367 км/ч, а с бомбами или с торпедой — еще меньше.
Дело в том, что в довольно объемном фюзеляже пикировщика/торпедоносца не нашлось места для отсека вооружения. Всю боевую нагрузку приходилось крепить снаружи, под днищем и под крылом, а это отнюдь не улучшало аэродинамику. Кроме того, боевой радиус полета с торпедой составлял всего-навсего 370 км, а с бомбами — еще меньше — 290 км, что было слишком мало для действий над океанскими просторами.
Но делать было нечего, так как установка дополнительных топливгых баков неизбежно уменьшала боевую нагрузку, которая и так была слишком мала для столь крупной и тяжелой трехместной машины. "Барракуда" могла нести одну торпеду весом 735 кг или аналогичную массу бомб, причем самыми тяжелым из них были 500-фунтовки (227 кг). Картину дополнял довольно низкий рабочий потолок, составлявший всего 4900 метров.
И все же, за неимением лучшего к 1944 году этот, мягко говоря, не очень удачный самолет стал самой распространенной ударной машиной на палубах британских авианосцев, как на европейско-средиземноморском, так и на Дальневосточном ТВД. Ими были полностью или частично укомплектованы более 60 скуадронов авиации флота.
Однако, в отличие от "Суордфиша", никаких громких успехов и выдающихся достижений за "Барракудой" не числилось. Наиболее известной боевой операцией этого палубника были долгие, упорные, но в конечном счете безуспешные попытки уничтожить немецкий линкор "Тирпиц", представлявший угрозу арктическим конвоям. Англичане в апреле 1944-го бросили против него целую эскадру из пяти авианосцев, которую прикрывали два линкора, четыре крейсера и десятки эсминцев.
4 апреля "Тирпиц" атаковали 42 "Барракуды, которые в этой операции применялись только в роли пикировщиков. Их сопровождали 80 истребителей американского производства "Хеллкэт" и "Корсар", которые действовали в качестве штурмовиков, атакуя немецкие зенитные расчеты.
Английским летчикам ценой потери трех "Барракуд" и одного истребителя удалось поразить линкор четырнадцатью бомбами из сотни сброшенных (весьма неплохой результат), но ни одна из них не пробила его бронепалубу и бронебашни! Серьезные разрушения получили только небронированные надстройки и зенитная артиллерия, из-за чего корабль на несколько месяцев встал в ремонт.
17 июля "Тирпиц", стоявший а Альтен-фьорде, вновь пытались атаковать 40 "Барракуд" и 48 истребителей, но из-за тумана они не смогли отыскать цель, а две машины разбились, врезавшись в скалы. 22 августа — новая атака 31 "Барракуды" в сопровождении 67 истребителей. И вновь неудача: оперативно поставленная немцами дымовая завеса скрыла линкор, а поднятые на перехват "Фокке-Вульфы" сбили троих нападавших.
29 августа состоялся последний и самый крупный налет на "Тирпиц" палубной авиации. 59 "Барракуд" под прикрытием 85 истребителей смогли добиться лишь одного попадания в линкор 500-фунтовой бомбы, которая не нанесла серьезного ущерба. Зато немецкие перехватчики сумели уничтожить восемь английских самолетов.
После этого командование британского флота осознало, что "Барракудам" орех не по зубам. На "Тирпиц" были нацелены тяжелые стратегические бомбардировщики наземного базирования со сверхмощными бомбами "Толлбой", которым таки удалось с ним покончить. Нр это уже другая история.
А не стяжавшие боевой славы "Барракуды" довольно долго оставались на вооружении британского флота. После войны они, несмотря на малый боевой радиус, использовались в качестве патрульно-противолодочных машин. Для этого их оснащали противокорабельными радарами и глубинными бомбами. Последние из них были списаны в 1953 году.

Чертежи "Барракуды" с развернутыми и сложенными консолями. Справа внизу — послевоенная модификация.

"Барракуды" с бомбовой и торпедной подвесками. Вризу — послевоенная версия с радаром.

"Барракуда" с торпедой на наземном аэродроме.

"Барракуда" в полете. Обратите внимание на оригинальные "свисающие" под крылом щелевые закрылки, которые при пикировании занимали вертикальное положение и работали как воздушные тромоза.

"Барракуда" садится на палубу авианосца, цепляясь за трос аэрофинишера. На крыле видны антенны радара.

Механики складывают крыло "Барракуды".

Подвеска 500-фунтовых бомб под "Барракуды" на авианосце "Фьюриес" перед атакой на "Тирпиц".
Серийное производство
"Барракуд" на авиазаводе фирмы Фэйри.
"Барракуда" на одном из учебных
аэродромов. Обратите внимание на автобус слева на заднем плане,
который изображает палубную надстройку авианосца.
|
|
</> |
Как согласовать перепланировку помещений в 2025: понятным языком
"Государство о нас заботится!"
Пять пудов любви
Почему Шарапов и Левченко не попытались обезвредить банду своими силами?
Шкафчик доделал
Триста тридцать ТРИ!!!
Утреннее
MARY SHELLEY’S FRANKENSTEIN (1994)
Про обмены в русской демонологии

