Сквозь сады
vedmed1969 — 10.09.2021 Удивительное дело! Неужели проложат пути, как на картинке? Было бы интересноСадоводы в шоке - и я их понимаю:
«Если сады разрежут на части — всё умрет»: хозяев домов на Северо-Западе обеспокоили планы по продлению улицы Ворошилова
Новая дорога может соединить проспект Победы с Братьев Кашириных, но уничтожить десятки участков и строений
Этот вопрос появляется в повестке не первый год и сейчас снова обсуждался в рамках публичных слушаний, на которых рассмотрели изменения Правил землепользования и застройки двух крупных участков на Северо-Западе. Любые движения по землям садоводов всегда очень болезненны, но в этот раз особенно, ведь присутствовать на слушаниях лично челябинцам не позволили. 74.RU постарался разобраться, какая участь ждет сады на «северке» и появится ли новая дорога для автомобилистов.
Скандал, связанный с возможным появлением новых дорог, сейчас разгорается в садовых товариществах «Любитель-2», «Любитель-3» и «Полет-1», которые занимают территорию в квадрате улиц 250-летия Челябинска, Молдавской, проспекта Победы и Молодогвардейцев. В последние дни лета садоводы узнали о слушаниях, назначенных на 2 сентября, и всерьез обеспокоились, причем не только судьбой приусадебных участков, но и тех домов, где семьи проживают круглый год.
— На публичные слушания никого не пустили, они закрытые, и даже по видеосвязи подключиться к обсуждению нельзя, нам дали лишь электронку, на которую можно присылать свои вопросы и пожелания, — рассказала 74.RU собственник участка в СНТ «Любитель-2» Светлана. — Когда мы начали узнавать подробности, нам пообещали, что сохранят на территории зону садов, но беспокоит другое. На карте есть красные линии, например, дорога по улице Ворошилова. На этом месте более 100 участков, на которых много капитальных домов с постоянно проживающими там семьями. Вторая дорога — это продолжение улицы 250-летия Челябинска до Ворошилова, она пройдет по нижним участкам садов. Интересы собственников будут задеты. Пока нам говорят, что денег на строительство этих дорог нет, и в обозримом будущем строительство не планируется, но ведь никто не застрахован от того, что в декабре примут новый бюджет и деньги найдутся.
Журналисты 74.RU решили посмотреть, какие участки могут пустить под бульдозер в случае строительства дорог. На закрытой территории оказалось много капитальных домов, где люди проживают постоянно и продолжают строиться, несмотря на потенциальную угрозу. По узким садовым улочкам на велосипедах и самокатах катаются дети, им здесь раздолье. Останавливаемся около двухэтажного коттеджа, где за забором копошатся мальчик с собакой.
— Мы купили землю еще в 2010 году и с этого времени потихонечку строились, — вспоминает хозяин дома Владислав. — Особо денег тогда не было, поэтому всё медленно продвигалось, старались делать без кредитов: сначала ипотеку не давали, потом уже от слова «кредит» трясло. Второй этаж до сих пор без отделки стоит, но мы уже несколько лет живем здесь, это наш дом, у нас тут ребенок в школу ходит.
По словам жены Влада, их дом не должен попасть под снос, но может оказаться на обочине крупной городской магистрали.
— Дорога пройдет прямо вот по этим участкам, — показывает она на соседские заборы. — Здесь почти все живут постоянно, все прописаны, все с детьми, им деться некуда.
— И дорога ведь непростая: четыре полосы, а это минимум 16 метров, — рассуждает Влад. — То есть все эти дубы, участки, всё попадает под снос, но ведь дело даже не в дубах, дело в нас. Сначала с «Петушком» была ситуация, потом с «Малышево», теперь мы. Такое ощущение, что государство против нас.
Мимо дома проходит семейная пара.
— Арсений, вот видишь грустная мордочка! Потому что оставил под дождем, — соседка протягивает мальчику его игрушку, приветливо здоровается с родителями и идет дальше.
— Мы тут очень дружно с соседями живем, как в деревне, — улыбаются наши собеседники.
Обстановка в саду действительно напоминает деревенскую. Заметив незнакомых людей, к дому тут же подтягиваются соседи.
— Это Саша, он живет через участок. А это его дети, — говорит Влад и кивает на двух мальчишек, которые моментально выманивают Арсения из двора. — Тоже сами строились.
— Да, мы уже пять лет здесь живем, нам тут удобно — садик и школа рядом, детям простор, — соглашается Александр.
Хозяйка еще одного соседнего дома признаётся: сама выросла в этих садах, а теперь живет здесь с детьми и внуками. Дом у Натальи Владимировны большой — на 150 квадратов, строили так, чтобы и детям, и внукам места хватило.
— Я дом построила на родовой земле, нашему участку уже больше 60 лет, он мне по наследству достался — от дедушки с бабушкой по отцовской линии, — вспоминает она. — В моем детстве дома были только до «Виктории», а на месте вот этих девятиэтажек сажали картошку.
О том, что будет, если участки начнут изымать под дорогу, женщина пока старается не думать, но владельцы земли и домов сходятся в одном:
— Пройдет трасса — придут застройщики. Они же не просто так всё это делают, — рассуждают наши собеседники. — А здесь ведь последний кусочек зелени остался. Это не просто дороги, нас полностью застроят многоэтажками, мы всё это понимаем. Но мы до последнего будем стоять.
Спускаемся на самую нижнюю улицу, здесь по плану другая дорога — продолжение 250-летия Челябинска. По задумке проектировщиков, она должна соединиться с Ворошилова, перекресток этих дорог разместится на месте 258-го участка.
— Здесь два участка — мой и сестры. Когда-то это был участок нашей бабушки, — говорит Елена. — Домик только летний, но мы здесь каждый год выращиваем овощи.
Рядом с участком Елены явно начинается строительство нового дома, а через забор уже обустраивают территорию не так давно построившиеся жильцы.
— Мы тут уже две зимы перезимовали, — говорит Сергей. — На новой карте я вижу, что на этом месте будет перекресток. Конечно, неприятные ощущения. Этого нельзя допустить. Вообще, когда в 2019 году были слушания, сказали, что есть проект с 80-х годов, но вероятность, что эта дорога будет реализована, примерно такая, что надо выкупить не только наши сады, но еще гаражный кооператив, построить два дополнительных моста, и пока этого всего точно не будет. Поэтому я и построился, а сейчас — опять. Могут хоть завтра пригнать бульдозеры. Хотя у нас есть женщина, которая говорит, что они в таком страхе живут уже порядка 40 лет, и у них тогда были деньги, были возможности, но они не стали строиться, а теперь жалеют, могли бы уже столько лет жить. Планы планами, а жить надо сейчас.
На территории, где могут пройти дороги, почти нет заброшенных участков — вот бабушка поливает грядки (в саду только что дали воду), на другом участке на аккуратно подстриженной лужайке в кучку заботливо собраны упавшие яблоки.
— Посмотрите: это не какой-то пустырь, тут люди живут — ухоженная территория. Понятно, что она лакомый кусок для людей, которых интересуют только деньги, но если наш СНТ разрежут на части — всё умрет само собой. Кто захочет жить рядом с дорогой? — рассуждает еще один садовод Давид. — Хочется жить спокойно и не бояться, что завтра к нам придут и начнут людей выдавливать. Мы ни от кого ничего не требуем, сами построились, сами живем. Просто не трогайте нас.
Похожие переживания сейчас у садоводов СНТ «Любитель-1» на Чайковского. По этому участку тоже прошли публичные слушания. И хотя на карте этого товарищества нет красных линий, люди волнуются.
— Если рассуждать глобально, будет у нас зона В.2.2 (жилая застройка в пять этажей и выше) или А.2.1 (зона сохраняемых коллективных садов) — разницы нет. Если власть захочет на этом месте построить космодром «Байконур-3», она его построит, но шансов больше, что сады отдадут под многоэтажную застройку, если всё останется как сейчас, — рассуждает садовод Юрий Бегичев. — Но ведь город задыхается в смоге, и руководство должно понимать, что разумно сады оставить садами.
Строить новые дороги здесь не планируется, но, по словам садоводов, город сейчас пытается включить в общегородское имущество две ключевые для товарищества дороги — улицу Липовую и первый проезд, параллельный проспекту Победы.
— У нас рядом улица Игнатия Вандышева, которая транспортом абсолютно не загружена. Улица, которая идет параллельно проспекту Победы, что она дает? Ее ширина буквально шесть метров. Для чего? Чтобы морг соединить с заправкой? Тем более, на этом участке у проспекта Победы есть дублер с правой стороны, зачем еще одна дорога? Разговоры по дорогам несостоятельны, просто если изымут эти две дороги, проще будет разделить СНТ на части, — уверен садовод. — Скорее всего, планы такие, и здесь будет многоэтажная застройка. Тем более, сейчас всё больше говорят, что у нас центр не уплотнен, вот они решили уплотнять.
Официально результаты публичных слушаний, которые прошли по садам еще 2 сентября, до сих пор не опубликованы, но в мэрии успокаивают, что опасения садоводов напрасны, и публичные слушания проводились именно по их жалобам. В садах на «северке» предложили заменить зоны В.2.2 (жилая застройка в пять этажей и выше), Б.1 (многофункциональная общественно-деловая территориальная зона) и К.3.1 (магистрали городского и районного значения), которые сейчас значатся в генплане, на зону А.2.1 (сохраняемые коллективные сады).
— 2 сентября были проведены публичные слушания, по результатам которых поступило 360 обращений граждан в поддержку принимаемых решений, — сообщили в пресс-службе администрации Челябинска. — Проектные предложения по данному вопросу соответствуют документам технического регулирования и не противоречат проекту нового Генерального плана города Челябинска. Данное проектное предложение урегулирует имеющиеся неувязки градостроительного зонирования с реальными правами собственников и арендаторов земельных участков, расположенных в границах указанных СНТ.
Внести изменения, по данным мэрии, планируется в четвертом квартале этого года, после утверждения нового генплана города.
В том, что у садоводов сейчас нет повода для беспокойства, уверен и главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов.
— Исторически, начиная с момента утверждения генплана 2003 года, на территориях этих СНТ была определена зона В.2.2, это зона многоэтажной жилой застройки. И всё это время на этой территории, несмотря на фактическое землепользование, здесь возможно было, условно говоря, выкупить несколько участков и построить многоквартирный дом, — объясняет он. — После того, как у нас состоялись слушания по Генплану города (тогда было большое количество замечаний, большинство как раз приходилось на сохранение садовых товариществ), было принято решение, не дожидаясь утверждения генплана, привести наши правила землепользования и застройки, а именно зону садов, в соответствие с фактическим землепользованием. Вот для чего эта процедура и делалась. Люди переживали, что мы планируем там многоэтажную застройку, но это не соответствует действительности, потому что мы делаем ровно наоборот.
— Внутри красных линий мы оставили зеленую зону, зону садов, а не белую, как для зоны К (зона инженерной и транспортной инфраструктуры). Дело в том, что сейчас мы меняем только зонирование, отмена красных линий предусмотрена лишь через разработку документации по планировке территории. Этот вопрос пока остался открыт, — объяснил главный архитектор города. — Условно говоря, мы сейчас защитили эту территорию от многоэтажной застройки, но процедура корректировки красных линий юридически происходит иначе, мы не могли этого пока реализовать.
Впрочем, будет ли мэрия отказываться от идеи строительства дорог на Ворошилова и 250-летия Челябинска, а так же на улице Молдавской, которая лишь краем заденет СНТ «Любитель-3», пока неясно. 74.RU направил в администрацию города запрос на этот счет в понедельник, 6 сентября, но ответа на него до сих пор не поступило.
В июне на общественные слушания вынесли вопрос о строительстве дороги через СНТ «Малышево» под Челябинском. Через сады хотят проложить автомагистраль к коттеджам у реки, вместо обычной дачной дорожки будет трасса шириной 9 метров.
Похожий скандал с дорогой произошел в 2017 году в СНТ «Петушок». Тогда решался вопрос со строительством автодороги к пригородным микрорайонам «Вишневая горка», «Залесье», «Белый хутор». Сначала четырехполосную трассу запроектировали через поселок «Западные луга» («Западный-2»), а когда тот застроили особняками, власти опомнились и в 2017 году решили проложить автомагистраль через сады. В «Петушке» раздора среди дачников не было, они поднялись в едином протесте и смогли отстоять свой СНТ, дорогу проложили в другом месте.
Впрочем, как я понимаю, ту же Молдавскую и 250 лет Челябинску можно было продлить давно уже. Но нет, никто не чухнулся - так же, как и расширить Краснопольский проспект и Бейвеля...
|
</> |