скучная история
cantanapoli — 25.10.2024На самом деле никто не хочет говорить о коррупции, всем интересны ее последствия разной степени возмутительности. Ну, все эти золотые унитазы, молельные комнаты, украшенные собственными портретами, диваны с миллионами долларов.
Этим крючком интереса пользовался ФБК, сосредотачивая внимание на грязных деньгах российских чиновников (в целом — ни к чему не привело). Этим пытается пользоваться и российский официоз, клеймя украинскую коррупцию (по-моему тоже без особого успеха).
Однако если вычесть все эти яркие и гламурные штуки — от коррупции останется очень скучная штука:
чиновники, пользуясь своим служебным положением, ищут возможность обойти закон и заработать на этом. Стремление к обогащению и власти вряд ли когда-то исчезнет, несовершенство законов тоже — то есть коррупция неистребима?
На мой взгляд тут лучше использовать аналогию с болезнью и здоровьем. Большинство болезней, которыми сейчас болеет человечество — невозможно уничтожить окончательно. Мы этого не умеем.
Однако при правильном лечении мы можем останавливать, предотвращать или в крайнем случае облегчать течение болезни.
1. Генетическая предрасположенность. В случае коррупции — это история и культура, оставшаяся нам в наследство от предыдущих поколений и стран. Мы не можем это изменить, нам приходится играть сданными нам картами.
2. Образ жизни, привычки. То есть — законы, писанные и неписанные. Это то что действительно можно изменить, сделав развитие болезни — коррупции менее вероятным.
3. Внимание, уделяемое здоровью. Для коррупции это общественный контроль, готовность гражданина не просто пассивно ждать «как оно закончится», а вмешиваться, искать единомышленников, быть «занозой в заднице» у власти.
Эти три составляющие и определяют ситуацию с коррупцией в стране. В странах с плохим, некачественным законодательством — коррупция будет выше. В бедных странах, где население пашет так что некогда голову к солнцу поднять — еще выше. В странах где на все это наложилась историческая коррупционная традиция — еще выше.
Означает ли это что коррупция — это бич божий, проклятие?
Нет, как и с болезнями — когда человек борется и тратит на свое здоровье усилия и ресурсы — ему становится легче.
Помните старые БТИ? Паспортные столы и пенсионные фонды?
Ну, когда запутанные коридоры со смутной маркировкой, «у меня обед», «приходите в третий вторник месяца с документами, заполненными тремя цветами радуги»? Помните, я уверен.
Изменив подход к обработке запросов граждан, добавив электронную очередь — удалось сильно снизить коррупцию на «нулевом уровне», на приеме и обработке документов граждан.
Возвращаясь к аналогии со здоровьем — человек бросил курить и бухать, занялся бегом. Обеспечит ли это ему здоровую жизнь до 120 лет? Вряд ли. Улучшит ли это его перспективы в плане здоровья — да.
Разумеется, не все болезни одинаковы. Есть сложные автоиммунные заболевания, как, например, история с прокурорами-инвалидами. Как сейчас выяснилось — редакция закона, сделавшая инвалидность лучшим другом прокурора была принята еще в 2001-ом году. И очень похоже что это попало в закон совершенно сознательно.
Для такого чтоб отследить такое необходим очень плотный независимый мониторинг законодательства и государственных трат, а также парламент, способный оперативно реагировать на такие вот раздражители.
|
</> |