Сколько Собянин заплатил Венедиктову за PR?
mmironov — 20.10.2021На фото. Собянин показывает Венедиктову, как выглядит пачка денег в 50 миллионов рублей
Для российских СМИ джинса является одним из основных источников доходов. Джинса – это когда СМИ ставит проплаченную публикацию от человека или организации и не помечает ее меткой «на правах рекламы» или похожей (например, «партнерский материал»).
Когда я работал в российских медиа – с 2006 г. по 2010 г. (входил в советы директоров газет «Аргументы и факты», «Труд», «Экстра-М», «Центр-плюс»), джинсу можно было поставить в любую российскую газету, за исключением «Ведомостей». Позже, когда Кудрявцев (а на самом деле «Роснефть») купили «Ведомости», джинса появилась и там.
За джинсу платят либо в черную (напрямую редактору и журналисту) или вбелую – путем заключения договора на информационное сопровождение. В 1990-е гг. почти вся джинса оплачивалась вчерную, однако к концу нулевых рынок почти полностью обелился. Это понятно, ведь если джинса оплачивается в черную, то это по сути воровство денег и у собственника газеты, и у государства (недоплаченные налоги).
Любой человек, который несколько лет работал в медиа, может практически безошибочно идентифицировать джинсу. Например, если вы видите комплиментарное интервью с политиком, без острых вопросов, да еще и вне текущего информационного контекста, то это гарантировано джинса. Обычно подобные публикации имеют низкий уровень читательского интереса и низкую цитируемость.
«Эхо Москвы» также размещает джинсу, в том числе, от мэрии Москвы (https://echo.msk.ru/blog/ssobyanin/). Приведу несколько примеров явно джинсовых постов:
1. «Проведал пострадавшего в результате нападения в метро» (https://echo.msk.ru/blog/ssobyanin/2916476-echo/)
2. «Записался на электронное голосование» (https://echo.msk.ru/blog/ssobyanin/2897624-echo/)
3. «Бесплатные пересадки. Снижение стоимости проезда в наземном транспорте» ( https://echo.msk.ru/blog/ssobyanin/2896320-echo/ )
По сути – это не информационные блоги. Это сообщения PR-службы мэрии Москвы. Их единственная цель – улучшить имидж мэра Москвы в глазах граждан, информационная нагрузка равна нулю. К примеру, что узнали жители Москвы из информации, что Собянин проведал пострадавшего в метро? Правильно. Что Собянин – добрый и чуткий человек.
Неудивительно, что у этих блогов низкий читательский интерес. Обычно блоги набирают на сайте «Эха» от нескольких десятков тысяч просмотров до несколько сотен тысяч просмотров (мои блоги набирали именно столько, хотя я не относился к самым популярным блогерам сайта). Собянинские блоги, несмотря на то, что их ставят на первую полосу, обычно набирают всего несколько тысяч и редко переваливают за 10,000 просмотров. Читатели не любят читать джинсу и неохотно ее шэрят.
Как я писал выше, я спокойно отношусь к джинсе. В конце концов это дело между СМИ и ее аудиторией. Газеты в России стоят очень дешево, в несколько раз дешевле, чем в странах с сопоставимым доходом. Большинство сайтов можно читать бесплатно. Это неписанный контракт между СМИ и читателем – вы платите мало денег за газету, мы добиваем недостающие доходы джинсой, и вы ее читаете. Поэтому и к размещению джинсы на сайте «Эха Москвы» я отношусь абсолютно нормально.
Однако именно относительно размещения джинсы от мэрии Москвы возникает серьезный конфликт интересов. С одной стороны, Венедиктов берет деньги от мэрии за PR-сопровождение (обычно так культурно в контрактах называется джинса). С другой, он защищает ДЭГ, которое проводила мэрия Москвы, и основным бенефициаром которого был Собянин.
Через сайт госзакупок я попытался найти, сколько мэрия Москвы платит «Эху» за PR. Когда забиваешь ИНН «Эха» (7710046355), то первым выскакивает договор на 1.5 миллиона с Самарской областью на «оказание услуг по информационному сопровождению социально значимых проектов и мероприятий, проводимых в Самарской области, в эфире радиостанции информационно-разговорного формата, вещающей в FM диапазоне на территории Самарской области, а также изготовление и размещение информационных материалов на официальном интернет-ресурсе радиостанции». Заключенных контрактов в 2021 г. с мэрией Москвы мне найти не удалось.
За прошлые годы удалось найти контракты с двумя организациями, аффилированными с мэрией Москвы, – два контракта с АО «ТВ Центр» на 12,400,000 и 5 контрактов с Департаментом инвестиционной и промышленной политики мэрии Москвы на 38,578,770. Это огромные деньги для «Эха Москвы». Получается, мэрия Москвы является одним из крупнейших рекламодателей «Эха».
В связи с этим встает несколько вопросов:
1. Что включает в себя контракт с мэрией (или с ее аффилированными лицами)? Это только публикация блогов или что-то еще? Вполне возможно, PR-сопровождение электронного голосования – это часть контракта с мэрией Москвы. При этом хотя ни Венедиктов, ни “Эхо” нигде не объявляли, что это партнерский материал, но и в случае с блогами PR-службы Собянина они также помечены не были.
2. Как я писал выше, в 2021 г. никаких официальных договоров ни с мэрией Москвы, ни с аффилированными с ней лицами заключены не были. В рамках какого договора публикуются блоги PR-службы Собянина? Если договоров не было, значит, Венедиктову платили вчерную. Это также объясняет его позицию по ДЭГ. Когда уже все эксперты пришли к консенсусу, что результаты ДЭГ сфальсифицированы, Венедиктов продолжает отчаянно прикрывать Собянина.
Учитывая общественную важность, – как минимум 10 депутатских мандатов в Госдуму были украдены с помощью ДЭГ, учитывая явно промэрскую позицию главного редактора «Эха Москвы» и учитывая, что мэрия в последние годы перечислила «Эху» более 50 миллионов рублей, я считаю, что «Эхо Москвы» должно обнародовать все контракты с мэрией, особенно условия контракта в 2021 г., который отсутствует в базе госзакупок.