склонности к предпринимательству

(Беатриса Румфорд)
Вот тут как раз в тему попался давний диалог:

Думаете, это неправильный взгляд? Или с познавательной активностью детей дело обстоит по-другому, чем с созидательной активностью взрослых?»

Научившись это видеть, можно различать эти черты и в более молодых людях. Они еще потенциально-могут, у них еще возраст – когда можно думать, что они что-то сделают. Но тут уже – если поопытнее смотреть – видно: одна болтовня. У человека не развиты структуры в душе, которыми ловят приходящий опыт и преобразуют его в структуру себя, и он просто по жадности хочет шататься и зырить, от бессилия в себе что-то изменить.
Еще – обыденными словами. Очень многие люди крайне поверхностны. Их слова и "дела" ничего не значат, совсем. Это просто пустое место. И самое жуткое – это не рядом с таким человеком быть. Это, как раз, ничего... самое жуткое – это быть таким человеком».
...
Кажется я начинаю понимать, в чем главная проблема оптимистичного тезиса: «каждый ребенок в чем-то талантлив, главное это развить».
Для начала нужно оговориться – «талантлив» слишком сильно сказано, вернее было бы сказать: «любого можно к чему-то приспособить, ему на радость и обществу на пользу». Но так, да. Наверняка у каждого есть склонности, направления, по которым двигаться легко и приятно. Легко не в смысле экономии энергии, а без внутреннего сопротивления.
Людям критически не хватает одного – склонности к предпринимательству. Звучит смешно, но не знаю, как точнее выразить. Пусть человек любит возиться с животными, но он не пойдет учиться на ветеринара, а если пойдет – не сможет найти работу. А если и найдет работу, то не ту – ведь нюансов много, это же только так называется «работаю ветеринаром». Может человеку с собаками возиться нравится, а коровы ему противны?
Сильно огрубляя, можно представить такую диспозицию. Как ни он уклонялся, парня отправили в армию, на границу. И вот там, в изоляции, под угрозой гораздо более неприятных дел, он прибился в питомник, стал ухаживать за сторожевыми собаками. Сначала от безысходности, а потом понял, что ему это нравится. И там был старый наставник, с которым он тоже сдружился, научился у него многому. А когда уходил на дембель, получил совет поступать в училище, был снабжен контактами и рекомендациями, понимал уже что ему надо, и знал того, кто его дальше будет вести. Можно сказать – использовать. Плохое слово? А, по-моему, ничего. Не манипулировали бы тобой, это совсем другое. А давали раскрыться. Потому что часто человек не "крайне поверхностен", не "пуст" – он закрыт. И открывать его приходится насильно. И вот этой воли к раскрытию самого себя, предпринимательства, у людей часто нет совсем.
К сожалению, реализовать этот механизм принуждения не представляется возможным. Наверно коммунизм поэтому и невозможен. Не потому, что нельзя дать «по потребностям». А потому что не получается взять «по возможностям».
|
</> |