Сказки папы Карло - 9

Успех "Апельсинов" и "Ворона" наносил титанические удары по репутации Кьяри и Гольдони. Как признается сам Гоцци, последний мог бы "разделить с ним венецианский театр", но продолжал упорствовать в изготовлении старых "проштампованных" пьес из "народной жизни", стремительно терявших популярность. А Кьяри именно в 1761 году добился наивысшего успеха в карьере - стал редактором "Гадзетта вЕнета", правительственного официоза, и получил доступ к театральной критике, чтобы обрушиться там на "сказочную чушь, стряпаемую выскочками". Гоцци оставалось отвечать на их выпады новыми пьесами - и потому в 1762 году выходит его третья фьяба "Король-олень".

Все "сссроссияне" прекрасно знают фильму "Король-олень"
Схема была всё та же - серьезный трагидраматичный сюжет с чудесами и превращениями, перемежаемый вставными комическими номерами для масок дель арте. Дерамо, король некоего фантастического царства Серендипп (так тогда называли Шри-Ланку, что было синонимом "страны Оз") с почетом принял великого мага Дурандарте, который в благодарность подарил ему "два волшебный штук, да". Одна из них - статУя, которая умеет корчить гримасы, когда при ней кто-то врет. Вдохновленный такой редкостной штуковиной, Дерамо наконец-то может выбрать себе невесту - у него глупая мания жениться только на той девушке, которая любит его, а не его титул (наивный чукотский король, да). В Серендиппе устраивается большой конкурс - все незамужние девицы идут к королю и убеждают его в своей любви... а каменный болван ржет. Например, глупая Смеральдина, нарядившаяся аки павлин, вылетает со свидания с Дерамо на раз-два, и вынуждена вернуться к бывшему жениху, ловчему Труффальдино.
Первый министр Тарталья заставляет идти на смотр свою дочь Клариче, которая на самом деле любит Леандро. Но статУя разоблачает ее вынужденную ложь к великой, на самом деле, радости девицы. А вот Анджела, дочь второго министра Панталоне и сестра Леандро, действительно любит Дерамо, "но стесняется". Однако приказ короля - закон, она идет на конкурс, и болван свидетельствует ее искренность. Обрадованный король разбивает статУю (чтобы более не сомневаться в своей невесте) и женится на ней. Что было весьма поспешно и недальновидно, ибо Тарталья сам давно и безответно сохнет по Анджеле, так что решает "за всё жИстоко отомстить"...

А Тарталью-то лучше не злить...
Случай представляется на охоте в Рончислапском (злобная каламбуродия на Ронсевальское ущелье) лесу - наивный Дерамо рассказывает министру о втором подарке волшебника, заклятье, которое может переносить душу в любое мертвое тело. И "наглядно демонстрирует" сие, "перелетев" в только что убитого оленя - но оп-па,Тарталья, подслушавший заклинание, тут же "перепрыгивает" в тело Дерамо. Испуганный король-олень убегает, дабы не быть застреленным, Дерамо-Тарталья сперва обезглавливает свое прошлое тело, чтобы олень им не попользовался, а затем кричит "3000 золотых тому, кто принесет шкуру белого оленя!", всеобщая паника...
Во дворце "новый старый" король свирепствует, кинув в узилище верных слуг Панталоне и Бригеллу (ибо они заметили странную перемену в характере Дерамо). Тем временем в Рончислапском лесу ловчий Труффальдино находит труп Тартальи и решает принести его во дворец - первого министра убили! Тут ему встречается говорящий попугай, который требует отнести его к королеве - та-де отвалит кучу золота за "птица". На самом деле это заколдованный маг Дурандарте - сие зрители знают из пролога, в котором некий забулдыга Чиголотти рассказывал, как маг накануне велел ему отнести клетку с птицем в лес. Но испуганной поведением мужа Анджеле не до попугаев всяких, и она гонит Труффальдино прочь.Тот скандалит - и тоже попадает в темницу.

А это уже Молодежный театр на Фонтанке, 2017 год
Ну а что "тру-Дерамо"? Он переселяется в тело убитого злобным Тартальей на охоте же старого крестьянина, пробирается во дворец и всё рассказывает Анджеле. Они решают обмануть Тарталью - королева притворяется, что вот-вот уступит сексуальным домогательствам лже-мужа и просит у него три вещи: выпустить всех арестованных, благословить брак Клариче и Леандро и показать, как работает заклятье на мертвом олене. Но Тарталья - он вам не глупый король, на третьем пункте он "подозревает недобро" и требует "сперва супружеский долг!" Анджела отказывается, негодяй ее хватает и тащит в спальню, Дерамо-крестьянин выбегает, драка...
Вот тут-то и вмешивается бог из машины - точнее, волшебник из попугая. Дурандарте обращается обратно в мага, возвращает королю и министру их прежний вид, разоблачает козни Тартальи и наколдовывает ему рога и мерзкую харю. Злодей просит пристрелить его, но маг-садист обещает, что "ты помрешь от мук стыда и позора"... В общем, все счастливы, хеппи-энд.

А "Кёниг Хирш" - это уже немецкая опера...
Нам, россиянам, хорошо знаком снятый по этой фьябе (с некоторыми "исправлениями" сюжета) фильм 1969 года - с блистательным актерским ансамблем (Яковлев, Юрский, Табаков, Ефремов-ст., Соловей, Малявина). Но и на театрах пьесу ставят до сих пор весьма охотно - она зрелищна, а скетчи с масками можно заполнять чем угодно, хоть песнями и танцами. И к слову о песнях - немецкий композитор ХХ века Ханс Вернер Хенце написал в 1956 году оперу "Король-олень", которую тоже до сих пор кое-где ставят (надо же и из ХХ века что-то играть, да).
|
</> |