
Почему не немцы?

Отчего меня миновала чаша германофилии, неминучая для "российского образованца" - все эти выпадения в экстаз от звуков "Фредерикус рекса", имен Мольтке-Шмольтке, Бисмарка-Шмисмарка и Манштайна-Шманштайна? Попробуем разобраться.
- Немцы при всей развитости абстрактного мышления (Гегель-Мегель,
Шопенгауэр-Мопенгауэр и Ясперс-Лясперс) люди с довольно
ограниченным воображением. Вот такой парадокс. Они во всем ищут
логику и рациональные объяснения (умные немцы) или соответствия
вдолбленным в них штампам (тупые немцы), и с "принятием хаоса как
дао" у них всегда были непреодолимые проблемы. Попробуйте быстро
назвать мне выдающихся немецких фантастов, или хотя бы писателей
фэнтази? (Вагнера сразу не предлагать.)
- Бесконечное обожание "орднунга унд дисциплин[ен]", выливающиеся
в среде "российского образованчества" в культ "не надо думать -
старший сказал" претит моей натуре - я, как всякие
анархо-снобы-эстеты, терпеть ненавижу поучений, что мне делать,
куда ходить и с кем в какие толпы собираться (ни в какие вообще). Я
"мрачный", и очень хотелось бы верить, что "гений", но при
добавлении к оным словам "тевтонский" рука моя машинально
разыскивает пистолет...
- Скучная у них литература. За исключением редких проблесков
(Виланд, эпоха романтизма), "великие немецкие писатели буквами"
слепо следуют завету Адсона из Мёлька - "когда у нас произносят
шутку, то начинают громко смеяться, чтобы окружающие поняли, что
это смешно". Причем это в меня "буквально не лезет" - неоднократные
волевые попытки дочитать книгу "Поэзия немецкого литературного
кабаре" привели лишь к осознанию того, что "дойче хумор - ист
нот майне хумор"... Несмотря на бесконечные просьбы друзей (почитай
Музиля, Манна, Гейне, Гёте...) моё приобщение к "титанической
немецкой литературе" произойдет, учитывая возраст и болезни, уже
никогда. Хватит с меня Ляйхтенберга, Виланда, Кляйста, Гофмана и
Вальтера фон дер Фогельвайде с Освальдом фон Волькенштайном (список
ширше, но "принципиально не меняет").
- Хваленая немецкая "армейскость" тоже довольно банальна и уныла
- "мяссен-кидайтен", "таузенд панцер клепайтен" и "толпен
дороген-железкен пригоняйт". Да, порядок часто бьет класс, но в
ситуациях, когда порядок кончается и требуется вдохновенная
импровизация, ничего серьезного не могли родить ни Фриц дер Гроссе,
ни Шмольтке, ни Шмудериан, ни Шроммель. Австрийцы, кстати, в этом
смысле оказались куда гибче, ибо не стеснялись брать "под крыло"
расово-чуждый элемент (Эудженио ди Савойя, Раймундо Монтекукколи,
Гедеон Лаудон или вообще Юзек Радечки).
|
</> |
