Не стало Людмилы Касаткиной. Народная артистка СССР ушла из жизни
на 87-м году, практически следом за своим супругом - кинорежиссером
Сергеем Колосовым.
История кино знает много подобных союзов, когда актриса и режиссер
становились мужем и женой, и режиссер фактически «делал» актрисе
всю кинокарьеру. Но нечасто бывает, чтоб этот союз длился
практически всю жизнь.
Они были вместе почти 65 лет - Людмила Касаткина и Сергей Колосов.
Как говорится в сказках о добрых, любящих героях - «они жили
счастливо и умерли в один день». Людмила Ивановна пережила мужа
всего на 11 дней. Он скончался 11 февраля 2012 года, она - 22
февраля.
Их редкий счастливый союз, творческий тандем всегда был в центре
внимания. Людмила Касаткина снималась в его фильмах, и именно муж
сделал ее, начинающую комедийную актрису, актрисой драматической.
Каждая роль - удача: «Укрощение строптивой», «Мать Мария», «Мамаша
Кураж» и др.
Такие браки часто напоминают отношения Пигмалиона и Галатеи, где
муж выступает в роли скульптора, а жена - прекрасной статуи,
которая стараниями супруга становится все более профессиональной и
знаменитой.
«Вы знаете, он был, прежде всего, талантлив. И поэтому его фильмы
так любили», - сказала Людмила Касаткина всего несколько дней назад
о своем усопшем муже. Они вдвоем написали книгу воспоминаний,
которую собирались дополнить и переиздать. Не успели.
Говоря о Людмиле Ивановне Касаткиной, нельзя отделить ее творческую
и личную жизнь от судьбы Сергея Николаевича Колосова. Главные её
киноработы были связаны именно с ним, человеком, который придя с
фронта, несколько лет трогательно ухаживал за будущей кинозвездой
экрана, добиваясь руки и сердца.
Первая их совместная работа, «Укрощение строптивой» (1961), не
только положила начало многолетнему альянсу, но и по праву вошла в
золотую сокровищницу отечественного кино. Перенеся шекспировскую
пьесу со сцены театра Советской армии на экран, Колосов с Людмилой
Касаткиной создали один из лучших образов гордой красавицы
Катарины, которая то и дело вымещает свой нрав на многочисленных
женихах.
Тоже можно сказать и о фильме «Дороги Анны Фирлинг» (1985) по пьесе
Бертольда Брехта, где Касаткина блистательно сыграла знаменитую
мамашу Кураж. Жаль, что эту картину практически не показывают на
телеэкранах.
Запомнилась зрителям и трагическая судьба Зинаиды Воробьевой из
картины Колосова «Помни имя свое» (1974). Касаткина сыграла
женщину, во время войны попавшую в Освенцим и разлученную с
маленьким сыном, которого увидела уже спустя четверть века. За эту
советско-польскую ленту Касаткина была признана лучшей актрисой
года, удостоена звания Народной артистки СССР, а также заслуженного
деятеля культуры Польши.
Режиссер и актриса создали двенадцать фильмов, а на все завистливые
разговоры о том, что Касаткиной повезло с мужем, она отвечала еще
большим азартом в работе, признаваясь, что такие обвинения
разжигают у нее не злость, а желание в очередной раз победить
скептиков.
«Это не благо - муж-режиссер. Благо - в секунду, когда он поверил в
тебя и дал тебе роль. Вот это, конечно, потом обязывает тебя
оправдать доверие. А если бы я провалила какую-то из его ролей? Ну,
жена, так что она… Нет, это большая ответственность - сниматься у
мужа, тем более, в таких не похожих друг на друга судьбах и
образах. Огромное чувство благодарности за веру его, что я и это
смогу… Мне помогала жить и творить, и искать его вера».
Людмила Касаткина
Их творческое долголетие только подкреплялось прочным семейным
союзом. Многие не раз наблюдал эту красивую пару на разных
мероприятиях, и было приятно видеть, как они почти всегда
трогательно держали друг друга за руки. Такое не сыграешь. Так они
и ушли из жизни. Практически одновременно.
А ведь всех этих звездных ролей могло и не быть. Девочка из
крестьянской семьи, бежавшей в город от раскулачивания, сначала
поступила на хореографическое отделение студии Шацкого. И если бы
не перелом ноги, страна знала бы не Касаткину-актрису, а
Касаткину-балерину. В одном из интервью Людмила Ивановна
сказала:
«Когда получаешь роль, не надо относиться к ней как к роли, надо
относиться к ней, как к судьбе».
С уверенностью можно сказать, что это было жизненное кредо актрисы.
Так, в одном из спектаклей ей досталась роль медсестры, так
Касаткина несколько дней отработала в поликлинике.
«Этой небольшой женщине досталось такое, что ей всю жизнь будет,
что рассказывать людям», - уверял Алексей Дмитриевич Попов,
режиссер Театра Советской Армии.
Она не только сама пережила очень многое, но и всегда очень
переживала за других людей. Но Людмила Касаткина - это, прежде
всего, невероятно обаятельная улыбка. Сама о себе говорит так:
«Это круглое лицо было создано, чтобы улыбаться... Хотя я вообще не
понимаю, как я еще жива, была на грани столько раз… Я везучий
человек». «А я тем более, вдвойне», - добавлял муж.
За свой успех Людмила Ивановна расплачивалась тяжелейшими
физическими и нервными перегрузками. Для того чтобы сняться в
главной роли в фильме «Помни имя свое», похудела на 12 килограммов.
Чуть не погибла на съемках телесериала «Вызываем огонь на себя». В
«Укрощении строптивой» дважды падала с лошади. Ведь никаких
каскадеров Касаткина не признавала.
Награды и прочие официальные знаки признания Касаткину мало
интересовали. Но, когда однажды чиновники Гостелерадио попытались
оставить у себя её приз за победу на фестивале в Монте-Карло,
громогласно потребовала награду вернуть. И статуэтка хранится у нее
дома. Недавно Касаткиной вручили приз имени Веры Холодной с весьма
символическим названием «самой отчаянной актрисе».
Отчаянности ей не занимать. А вот в отчаяние никогда не видели. Все
переживания внутри. Её жизнь - это только её выбор вопреки всем
обстоятельствам. И она была счастлива.
Как точно сказал сегодня режиссер театра Российской армии Александр
Бурдонский:
«Уход Людмилы Касаткиной - это уход целой эпохи отечественного
кинематографа. Она была последней актрисой того театра Алексея
Дмитриевича Попова. Вот она была одной из таких, может быть, основ
театра. Ушел такой лучезарный человек… Очень это все тяжело.
Знаете, у Шекспира есть такие строчки в «Антонии и Клеопатре» -
«Что ж, Смерть, гордись, ты овладела женщиной, которой подобных
нет».
Лариса Голубкина о смерти Людмилы Касаткиной:
«Сказать, что эта новость расстроила - ничего не сказать. Безумно
жаль... Огромная потеря, одна за другой ... Сергей Колосов и
Людмила Касаткина были прекрасной парой. И ушли друг за другом. Это
некая высшая форма порядочности, если уместно так сказать.
Наивысшая форма любви. Словно, друг без друга им было невозможно.
Как жили вместе, так вместе и ушли... В такой ситуации, простите,
даже сложно подобрать слова...»
Когда то, делала пост по теме строптивости в нашей жизни -
«Укрощение строптивых. Взгляд через столетия». Естественно в основе
был взят фильм «Укрощение строптивой» и сделан ролик. Посмотрите
его, при желании можете почитать и запись.
Ссылка здесь.
|
|