
Сказка про черепаху


Согласно официальной истории США, ровно 245 лет тому назад, в ночь с 6 на 7 сентября 1776 года, состоялась первая в мире атака подводной лодки. Разумеется - американской. Мужественный подводник, сержант армии Вашингтона Эзра Ли на маленькой одноместной субмарине под названием "Черепаха" (Turtle), изобретенной и построенной школьным учителем из штата Коннектикут Дэвидом Башнеллом, атаковал в Нью-Йоркской бухте 64-пушечный британский линкор "Игл".
Подплыв под водой вплотную к днищу линкора, Ли начал сверлить его ручным буравчиком, чтобы закрепить подрывной заряд с часовым механизмом. Однако медная обшивка днища долго не поддавалась. Пока Ли занимался сверлильными работами, его заметили британские моряки и спустили шлюпку, чтобы посмотреть, что за странный предмет маячит у борта.
Не желая оказаться в плену, Эзра пустился наутек, но шлюпка плыла быстрее и уже почти настигла его, когда он для отвлечения внимания отцепил подрывной заряд с взведенным таймером. Через несколько секунд прямо перед носом у лодки раздался взрыв, так испугавший англичан, что они тут же повернули обратно.
Через месяц американцы решили повторить нападение, но англичане утопили баржу, на которой "Черепаху" перевозили в район атаки. После этого Башнелл, проживший еще 48 лет, почему-то напрочь забыл о субмаринах и более не пытался их строить.
Эта история, растиражированная в сотнях книг, журнальных статей и интернет-сайтов, воспринимается многими как нечто очевидное и общеизвестное. Однако, если чуть вдуматься, она вызывает очень много вопросов. Во-первых, самые ранние описания и изображения "Черепахи" появились только во второй половине XIX века, то есть, спустя примерно 100 лет после того как она якобы была построена и отправлена в бой.
Причем эти изображения и описания столь противоречивы, что сразу становится ясно - делали их явно "от фонаря". На одних рисунках "Черепаха" приводится в движение веслами, на других - винтами самых разных форм, при этом в одних случаях винт вращается педалями, а в других - ручным воротом. Также широко варьируется форма корпуса, руля и т.д.
Никаких описаний, чертежей или рисунков субмарины, сделанных самим Башнеллом или его современниками, не существует. Также нет никаких документов XVIII века с упоминаниями о ее постройке. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы усомниться в правдивости истории о первой американской подводной лодке, однако есть и еще один очень веский контрдовод:
Атака "Игла" и последующие за ней события с погоней и взрывом никак не отражены в документах этого линкора и других кораблей английской эскадры. Судя по их корабельным журналам, ни 7 сентября, ни в предыдущие и последующие дни и ночи ничего подобного в Нью-Йоркской бухте не происходило.
Все это дало повод современному английскому морскому историку Ричарду Комптон-Холлу сделать вывод, что "Черепаха" Башнелла является всего лишь вымыслом, одной из множества исторических мистификаций, на которые был весьма богат девятнадцатый век. Таким образом, ее надо поставить в один фейковый ряд с "велосипедом Артамонова", "трактором Блинова" и "воздушным шаром дьяка Крякутного".


Современные реплики подводной лодки Башнелла стоят во многих американских музеях, но среди их авторов по-прежнему нет единого мнения о том, как должно было выглядеть это легендарное устройство.

Один из ранних рисунков "Черепахи", на котором она изображена с веслами. Автору было невдомек, что под водой с помощью таких весел двигаться невозможно.

А это - чуть более поздний чертеж, уже с винтами. Обратите внимание, что автор нарядил Эзру Ли в пиджачный костюм, вошедший в обиход только в середине XIX века.

Два еще более поздних варианта, уже ХХ века, причем левый явно основан на верхнем рисунке, а правый - вообще непонятно на чем. Его автор почему-то датировал "Черепаху" 1777 годом.

Наконец, современная компьютерная импровизация, выглядящая, на мой взгляд, наиболее привлекательно, но столь же фантастично.
|
</> |
