Здравствуй, дядя Демиург!
vikond65 — 01.09.2021Сегодня, согласно древнехристианскому летоисчислению, исполнилось ровно 7530 лет с тех пор как Господь Бог, он же Саваоф, он же Яхве, он же Иегова, он же Адонай, он же Элохим, он же Демиург, успешно завершил сотворение мира из ничего. По абсолютно достоверной информации, это произошло в субботу 1 сентября 5509 года до новой эры. Меня всегда восхищала подобная точность.
Также меня всегда впечатляло, что иконописцы всех времен точно знали, как выглядел этот Демиург и почти всегда рисовали его в виде босоногого старца-европеоида в белом хитоне с длинной седой бородой и длинными седыми волосами. Хотя, казалось бы, а почему Он должен выглядеть именно так? И всегда ли Он так выглядел или поначалу был моложе, а с годами постарел? Впрочем, некоторые еретики и вольнодумцы порой отступали от канона и их Саваоф смотрится иначе.
Давайте глянем, какие бывали Саваофы, по-моему, это весьма любопытно. Вверху, пожалуй самое знаменитое изображение, нарисованное легендарным Микеланджело на куполе Сикстинской капеллы. Вряд ли есть на Земле хоть один более-менее цивилизованный человек, который ни разу не видел эту величественную фреску. Заметим, что Бог на ней выглядит довольно упитанным, но в очень простой тунике.
Далее - менее известные произведения.
Классический Саваоф на фреске Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева. Выглядит он довольно грустным и как будто с недоумением разводя руками взирает на то, что у Него получилось. При этом ангелы явно испуганы. Также обращает на себя внимание нимб в виде желтого могендовида.
Еще два в целом каноничных изобржения, однако одежды у Саваофа не белые и более сложные. а слева - даже с золотым шитьем. Не менее интересны треугольные нимбы в виде пирамид. Честно говоря, не знаю, какой смысл у этого символа.
Еще более оригинальные образы. Слева - миниатюра неизвестного средневекового автора, предположительно датируемая XIII веком Анно Домини. На ней Иегова изображен в виде относительно молодого и отнюдь не седого мужчины с коротко подстриженной бородкой, одетого в яркое разноцветное платье.
Вселенную он творит при помощи изящного циркуля, то ли сотворенного им же чуть раньше, то ли купленного в райском магазине хозяйственно-бытовых товаров. Вообще, для раннего средневековья образ выглядит очень смело и даже немного еретично.
Справа - гораздо более поздняя вариация того же сюжета от английского художника XVIII века Уильяма Блейка. Картина называется "Великий Архитектор", но абсолютно ясно, кого автор имел в виду. Здесь Бог тоже орудует циркулем, а его шевелюру и бороду сдувает вбок сильный ветер. Но самое необычное - то, что Он голый! Насколько я знаю, это единственное изображение Саваофа совсем без одежды.
Однако, если вдуматься, а зачем Ему одежда? Ведь Он же, скорее всего, не мерзнет, да и стесняться ему, вроде бы, не перед кем. И вообще, понятия "стеснительность" и "абсолют", по-моему, как-то плохо сочетаются.
Слева - картина немецкого художника XVII века Питера де Греббера, который, не мудрствуя лукаво, изобразил Иегову, восседающего на туче, в "униформе" римского папы с характерной тиарой на голове. Если бы эта фигура была помещена в более прозаичный интерьер, то ее запросто можно было бы принять за портрет одного из понтификов.
Справа - эпическое полотно маэстро Рафаэлло 1518 года, на котором Бог венчает парящую в небе композицию из херувимов, ангела и евангельских животных - быка, орла и льва. На картине Господь не седой, а рыжий, с подстриженными волосами и бородой, расчесанной на две стороны по моде начала XVI века. Но особенно интересна эта картина своими анатомическими подробностями. Из нее мы узнаем, что у Вседержителя и херувимов есть соски и есть пупки, что, прямо скажем, заставляет задуматься.
Однако перейдем к современным произведениям, чьи авторы не связаны никакими канонами, а потому могут рождать самых разнообразных демиургов на любой вкус. К сожалению, эти авторы мне неизвестны, а чувак на последней картинке, по-моему, самый прикольный.
|
</> |