«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

топ 100 блогов novayagazeta06.05.2021 Преподавательница Анна Борзенко рассказала «Новой» о собственном опыте административного задержания.


«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

Анне Феликсовне Борзенко 64 года, и она учительница французского. 21 апреля она вышла на мирный митинг. А 26-го к ней домой пришла полиция. Полиция сказала, что ее, Анну Феликсовну, заметили камеры видеонаблюдения. Анна Феликсовна попросила полицейских зайти попозже — не с кем было оставить собаку. Полиция вежливо согласилась. Когда позже она сама приехала ОВД «Коньково», на нее составили протокол по части 6.1 статьи 20.2 КоАП: «участие в несогласованной акции, повлекшее помехи транспорту», и оставили на ночь в отделении.

Эта история наделала много шума: казалось, зачем было оставлять в камере женщину, которой и вменялась-то всего лишь навсего административная статья?

Корреспонденты «Новой» разыскали Анну Феликсовну Борзенко и поговорили с ней о жизни, о свободе и страхе, а также о той ночи в одиночной камере ОВД «Коньково».

«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

Анна Феликсовна. Фото: архив Анны Борзенко

Высокий, тощий пес с выступающими ребрами и грустными глазами выходит нас встретить у двери. Он в памперсах, едва передвигает лапами, поскальзывается и падает. Ему 15 лет. Его зовут Гавриил — Гаврик, и это его Анна Феликсовна в тот день не смогла оставить одного дома.

Давным-давно его принес с улицы младший сын Сергей.

– Сережа привел Гаврика на завязочке, какой цветы перевязывают. Он всегда просил купить собаку. Я такое решение приняла (которое Сережке не сообщила), что, конечно, покупать не буду, но, если он сам приведет, я не выгоню. Ему ничего об этом не сказала. И он привел.

Анна Феликсовна совсем не похожа на школьную учительницу. Она просит называть ее по имени, без отчества — разрешала это даже ученикам. Но я упрямо зову ее именно Анной Феликсовной.

В лицее № 1553, где она работала с 2004 года, французский она преподавала факультативом — «трудно справлялась с классом».

Стриженные «под мальчика» седые волосы, серо-голубые глаза, лазурного цвета сережки капелькой, кольцо в форме рыбы — символ христианства.

Интеллигентская московская квартира: персикового цвета стены, приглушенный свет, старые черные буфеты, скрипящий паркет, бесчисленные книжные шкафы. На стенах — картины, подаренные друзьями: масляные пейзажи Коктебеля, чей-то портрет, зарисовка храма. На кухне — фотографии большой семьи:

у Анны и ее мужа Владимира шестеро детей и много внуков.

— Вы родились в Москве, — говорит она мне, даже не спрашивая — утверждая.

— Это видно?

— Слышно. Это же профессиональное.

Весело рассказывает про жизнь: про учебу в легендарной 12-й «французской» спецшколе на Арбате, про то, как поступала в иняз на вечернее из-за «пятого пункта», про то, как крестилась и как встретила отца Александра Меня: «Он стал моим духовным отцом. Он был совершенно невероятным».

Отец Александр венчал ее с мужем, крестил четверых их детей.

Тогда, в позднесоветское время, быть верующим было «немножко модно»: «А сейчас это не круто. Сейчас люди этого стесняются. Я не стесняюсь».

«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

Отец Александр Мень крестит ребенка Анны и ее мужа Владимира. Фото: архив Анны Борзенко

Говорим и про работу. Рабочий день начинается вечером — занятия давно перекочевали в онлайн. А после уроков — непременные зум-встречи «Веры и света» — это группа людей с ментальными особенностями, их друзей и родителей. «Вы меня останавливайте, я могу разговаривать про это вечно», — предупреждает она. И рассказывает: общины-поселения «Ковчег» и движение «Вера и свет» появились во Франции в 1960–1970 годы, их создал канадско-французский философ и богослов Жан Ванье. В 1990-м движение пришло в Россию. В нормальные, допандемийные, времена члены общины встречались, устраивали ярмарки, где продавали всякие поделки; ездили в летние и зимние лагеря, в паломничества по России и за границу, гуляли по Москве, ходили в кафе и кино, на выставки. Ставили спектакли.

«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

Анна Феликсовна вместе с основателем «Веры и света» Жаном Ванье

«Мы очень-очень открыты ко всем. Да, мы молимся, но ты можешь не молиться, если не хочешь. Но у нас очень весело. Надо вас как-нибудь пригласить, когда начнем собираться».

Анна Феликсовна не помнит, в какой момент вдруг решила выходить на митинги. «Я узнала о них не сразу, потому что живу так, по касательной. Но как только узнала — пошла». И ходит на них одна: отчасти это позиция, отчасти — осторожность.

— Во-первых, чтобы отвечать только за себя и чтобы за меня никто не отвечал. Во-вторых, ты на митинг идешь не за компанию, потусоваться, а потому, что для тебя это важное дело. И последнее — я просто безумно рассеянный человек. Мне важно быть на стреме, смотреть, что происходит, потому что я заболтаюсь, как с вами сейчас, и не обращу внимание на что-то важное.

Анна Феликсовна выходила и на январские митинги в поддержку Навального, и на последний, 21 апреля. В тот день в Москве почти не было задержаний, акция прошла удивительно мирно.

Через несколько дней, 26 апреля, к ней пришли двое, мужчина и женщина в форме.

— И говорят: «Камеры вас заметили». Я говорю: «И что?» — «Вам придется проехать с нами. Вы поймите, это не наше решение». Поскольку я тоже доброжелательная, я говорю: «Извините, у меня сковорода горит, руки все в муке. И пса не могу оставить одного».

Они пообещали прийти через час-два: «Пока вы утрясете ваши дела». Анна Феликсовна утрясла дела и отправилась к подруге лепить керамику.

На следующий день полицейские пришли снова. Договорились, что Анна Феликсовна с адвокатом сама подойдет в ОВД.

— Я человек вообще не тревожный, — говорит она. — Даже когда мы в полиции сидели, я шутила. У меня вообще не было мысли, что меня могут оставить. Ну старая баба, чего с меня взять, отпустят.

«Сказали снять крест и шнурки. Обшмонали»

Акция 21 апреля 2021 года в Москве. Фото: Арден Аркман / «Новая»

В отделении им с адвокатом показали видео, где, предположительно, Анна Феликсовна идет по городу с другими людьми. Видео длилось 43 секунды. Потом ей предъявили часть 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несогласованной акции, повлекшее помехи транспорту) — эта статья предполагает до 15 суток ареста. И оставили на ночь.

«Сказали снять шнурки. Сказали снять крест: это колющий предмет. Я говорю: вы чего, ребята, я рожала с крестом, я никогда не сниму его. Но забрали. Тогда я нарисовала крест на руке. Потом обшмонали меня, разве только ягодицы не раздвигали.

Сфотографировали [в профиль и анфас]. Именно в этих ракурсах! У меня стоит Мандельштам перед глазами — и не только Мандельштам. Столько людей загнулись в лагерях — а меня на ночь оставили. Ну что это вообще? Ерунда».

Анна Феликсовна провела ночь в одиночной камере: «11,5 моих шага вдоль и 2,5 поперек. И шконки эти. Я только от полиции узнала, что такое шконка. Называла ее шпонкой почему-то».

На следующее утро, в 10.30, должен был состояться суд. Но до заседания даже не дошло. Судья вернул дело в полицию из-за ошибок в протоколе. Арестантку отпустили — аккурат в Чистый четверг.

Я спрашиваю Анну Феликсовну, что она делала в ту ночь в камере. Она молчит, а потом тихо, серьезно говорит:

— Страстная неделя была. Я молилась. Читала Евангелие, сын мне привез. Евангелие и Молитвослов. Еще я попросила привезти книжку, которую сейчас читаю — «Записки нетрезвого человека». Это Александр Володин. Потом я вспомнила, как мне кажется, вообще всех. Молилась за них. Понимала, что люди переживают очень за меня. Но когда ты находишься уже внутри ситуации, то это не страшно. Люди писали: ужас-ужас. Нет, не ужас. И вот еще важная такая вещь. Дело в том, что Соня, моя младшая, родилась в 1999 году и умерла в 2001-м. Она заболела на Страстную неделю и умерла на Пасху. Вот тогда мне было очень страшно. Вот тогда было ужасно. А в ОВД — нет, не страшно совсем.


Лилит Саркисян

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«В будущем каждый станет известным на пятнадцать минут» Энди Уорхол «За всяким большим состоянием скрывается преступление» Оноре де Бальзак «Для торжества зла достаточно лишь бездействия хороших людей» Эдмунд Бёрк «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый ...
В блоге беглого галантерейщика был задан вопрос: что нужно сделать для привлекательности репатриации в россию. Публикую коммент, который публика не увидит по причине его удаления. Автор так репатриацию не продаст, слишком уж у него грустное лицо сделалось. Но свободы в россии, ...
Гамбургский счёт - то есть проверка по фактам, по реальному положению дел. Если бы хотя б 1 % от привитых как либо умер ( а по визгам антивакцинаторов должны были сдохнуть не меньше 50% привитых ), то была бы следующая статистика смертей. В мире привито 2 дозами вакцины почти 4 миллиарда ...
Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, 20 июня 2023 года в Национальном центре управления обороной Российской Федерации состоялось заседание Коллегии Министерства обороны Российской Федерации под руководством Министра ...
Пишет Superblog : « ...