Сия работа будет зело велика
alnikol — 14.07.2022
14 июля 1722 года, то есть, ровно триста лет назад, Георг Вильгельм
(Виллим Иванович) Геннин, высококлассный голландский инженер,
четвертью столетия раньше принятый на русскую службу Петром I,
представил царю, конечно, не
#10идей, но уже три варианта схемы канала Москва - Волга. Об
этом стоит вспомнить в рамках рубрики
#юбилеилета марафона
#летовместе, перелистывая наиболее интересные страницы нашей
истории.
В начале XVIII века дороги в России оставляли желать лучшего.
Путь из Петербурга в Москву «по причине дурных дорог» занимал целых
20 дней, и то если ехать налегке. А уж из Рязани до Москвы обоз мог
тащиться и вовсе больше месяца. Грузопоток по воде был легче,
дешевле и быстрее. Внимательному путешественнику было крайне обидно
наблюдать искусительную близость московского и волжского
водоразделов в районе реки Дубны. Купцы в этом узком месте
традиционно пользовались волоками, но волочить несколько километров
баржу посуху то еще удовольствие.

Купеческую мечту решил воплотить Петр I. В канун персидского
похода, в апреле 1722 года, Петр повелел толковому голландцу
Геннину изучить возможность «водяной коммуникации» между
Москвой-рекой и Рогачевской пристанью на реке Сестре. Сестра
впадает в Дубну, а Дубна — в Волгу: вот и прямой путь из Москвы к
Каспию. При Петре все в России делалось быстро. Уже 14 июля того же
года Виллим Иванович отправил Петру в Персию подробнейшее письмо с
картой и описанием не одного, а трех профилей потенциальной
«водяной коммуникации». Первый предполагал маршрут р. Яуза — р.
Лихоборка — Коровий враг — Долгие пруды — Клязьма — р. Каменка — р.
Волгушка — р. Яхрома — р. Сестра и Рогачевская пристань. Весь путь
составлял 148 верст и проходил через 127 шлюзов. Второй профиль шел
по маршруту р. Москва — р. Истра — р. Катыша — ручей Подоры — р.
Сестра и Рогачевская пристань. Канал предполагал 123 шлюза на 228
верстах. Третий шел по трассе от Яузы на речки Клязьма, Уча, Вязь,
Дубровка, Икша и Яхрома.
Практичный голландец сразу предупредил государя: «Сия работа
будет зело велика… лутче первая остуда без убытка, нежели
последняя с великим убытком». Петр подумал и решил не начинать. Но
мечта осталась. Канал пытались копать в 30-е годы XIX века. Копали
25 лет, потратили 2,5 млн рублей, поставили на пути 36 шлюзов, но
мороки оказалось больше, чем пользы. Когда в 1851 году открыли
железную дорогу между Москвой и Петербургом, про канал счастливо
забыли, и он стремительно зарос лесом.
А между тем план голландца Геннина оказался очень точным. Его
первый и третий профили «водяной коммуникации» можно считать
прямыми прообразами будущего канала имени Москвы. Главное отличие —
длина и число шлюзов.

Геннин искал самые короткие промежутки между речками, что удлиняло
путь. А шлюзы проектировал совсем маленькие, с максимальным
перепадом высоты воды 2 метра. Если бы канал был построен при
Петре, судно шло бы через все шлюзы больше трех дней.
Военные кампании помешали императору приступить к реализации
замысла, но впоследствии к идее неоднократно возвращались. В 1844
году канал связал реки Истру и Сестру, но с приходом эры железных
дорог интерес к большой транспортной артерии (о подпитке Москвы
питьевой водой тогда не думали) был утрачен и работы прекратились
на век. План голландского инженера осуществился только в 1937
году. Впрочем, эта стройка была вызвана уже не транспортными
проблемами, а острой нехваткой питьевой воды. Канал Москва — Волга
дает 60% воды столицы. Он имеет протяженность 128 км и всего 8
шлюзов. Катер проходит от Дубны до Москвы за 14 часов.

Расход воды на шлюзование в 200 раз превышает нормы, рассчитанные
Геннином. Вода в высшей точке канала поднимается на 38 метров. На
канале стоят 9 гидроэлектростанций