
Система стандартизируется

"Сегодня по электронной почте получил вот такой документ из Москвы (см. картинку).

О подобном исходе меня предупредили еще неделю назад, а теперь его святейшество утвердило решение епархиального суда. Честно говоря, когда мне звонили сначала из дисциплинарной комиссии, а потом из суда, я был уверен, что на этом этапе дело ограничится запретом. Но нет -- хвост решили не рубить по частям. Ну что же, наверное, оно и к лучшему.
Текст уведомления (а ведь должен быть еще и указ?) требует комментария. 25-е правило и клятвопреступление: здесь, в переводе на человеческий язык, речь идет о том, что я уехал из РФ, не поставив начальство в известность. Ну да, так оно и было, тут всё по-честному. Правда, еще до отъезда я в течение восьми месяцев фактически не служил в храме, к которому приписан, и это никого не волновало, а еще в течение двух лет до того я служил нечасто. Но букву закона я нарушил, спорить не буду.
А вот 6-е правило -- это интереснее. Это то самое правило, которое запрещает священнику заниматься чем-либо, кроме собственно священства. Применительно ко мне это довольно странно, потому что свой статус сверхштатного клирика я получил шесть лет назад именно по той причине, что основным местом моей работы (на полную ставку, с трудовой книжкой) был Институт славяноведения РАН. Об этом знал митр. Арсений, который и предложил мне сверхштатность (за что ему по-прежнему от меня спасибо), и патр. Кирилл, который подписал соответствующий указ (тоже спасибо). А тут вдруг -- низзя!
Но об этом еще пару месяцев назад меня предупреждала моя умная жена. Говорят, на какой-то конференции одни попы собрались вместе и высказали свою крайнюю озабоченность в адрес других попов, которые, прикрываясь священным саном, занимаются всякими нехорошими делами вроде коучинга. -- И вот результат, как я понимаю. Ну ладно, в конце концов, они тоже по-своему правы.
В общем, мои отношения как клирика с РПЦ подошли к концу. Рано или поздно это должно было произойти. В силу своего характера и темперамента (а также возраста и некоторого опыта) я не хотел хлопать дверьми, сжигать мосты и устраивать скандал. Если им надо -- пусть хлопают, сжигают и устраивают. Им оказалось надо. ОК, благодарю, приемлю и ничесоже вопреки глаголю. Это по-своему справедливо. Я отдельно, а РПЦ отдельно -- наконец-то это свершившийся факт.
Поскольку я коуч (и параллельно прохожу терапию), я пытаюсь прислушаться не только к своим мыслям, но и к собственным эмоциям и ощущениям. Не буду обманывать себя и вас: ощущения и эмоции довольно паршивые. Но это связано вовсе не с тем, что святейшая авторучка что-то подписала -- и меня с резким "вжу-у-ух!" покинула благодать. В эти штуки я как-то не очень верю. Дело в другом.
Сегодняшнее событие -- повод для многих людей определиться в своем отношении ко мне. И это и очень близкие люди (родственники, друзья), и вы, мои френды и читатели, и те люди, которые обо мне что-то слышали, а я о них -- ничего. Ведь не секрет, что для кого-то священник -- это просто объект, выполняющий определенный набор функций. И если этот объект перестает выполнять свои функции, его в лучшем случае отправляют на помойку, а в худшем -- яростно пинают ногами, потому что подвел и не оправдал ожиданий.
В общем, наступил момент истины. Не для меня -- для вас. Кто я для вас? Человек, с которым интересно общаться и которому вы, может быть, за что-то благодарны, -- или же маг и волшебник, превратившийся даже не в магла, а в сквиба?
Сейчас увидим".
***
О том, про кого сия санкция: Это не эмиграция. Это эвакуация.
О том, кто "санирует". Человек на карантине, возможно, уже носит в себе смертельный вирус. Есть смерти в его окружении. То есть ситуация - "мы смерти смотрели в лицо". И - торопливое устранение с подведомственного пространства далеко не худших людей. К чему такая спешка? Есть люди, которые не считают возможным, чтобы кто-то "по должности" говорил от их имени и презентовал себя как их "объективированную совесть". Отец Федор - один из немногих священников, которые умеют вышеописанным людям прививать хоть какую-то терпимость в церковному официозу. Сегодня же еще одного, пожалуй, даже более известного священника-миссионера, патриархия изгнала и Москвы.
Но официоз действует по принципу радикал-революционеров - "всё или ничего". Или тотальное подчинение и восхищение - или анафема. Однако, в России принцип "всё или ничего" оставляет победу за "ничего". Ничем не вынужденная спешка патриарха в его судах показывает, что его действиями руководит Судьба. Та, которая направляет сию колесницу к новой пропасти. Поэтому скорее жалко его и тех, кто с ним. Законы античной драмы не устарели.
|
</> |