Сирия. Текущая обстановка
el_murid — 21.05.2012 — Политика Теги: АсадНа самом деле похоже, что во-первых, план Аннана уже в прошлом. Наблюдатели ООН уже не в силах не только как-то урегулировать конфликты, но и отслеживать их - за последние 2-3 недели произошло около 1000 стычек на всей территории Сирии. Физически невозможно даже зафиксировать все их, не говоря уже о разбирательстве и скрупулёзном расследовании каждого инцидента. Мало того - на перемещающихся по стране наблюдателей уже происходят нападения. В таких условиях контроль над процессом "урегулирования" превращается в фикцию.
Во-вторых, похоже, что парламентские выборы завершились далеко не так радужно для Асада, как хотелось бы и как нужно. Асад должен был получить парламент, в котором процентов 30-40 принадлежало бы оппозиции. Даже путем "фальсификаций наоборот" - приписыванием оппозиции голосов и раздачей мандатов - неважно. Однако оппозиция получила чуть ли не всего 2 места.
Понятно, что скорее всего, как раз итоги голосования и были такими, как их опубликовали - те, кто принял участие в голосовании, совершенно явно имели настрой голосовать хоть за какую-то стабильность, которую сейчас олицетворяют власти. Ничего удивительного в этом нет - в 90 году значительная часть народа СССР проголосовала за сохранение Союза, при том, что особых иллюзий по поводу курса руководства уже не оставалось.
Тем не менее, окно для диалога с оппозицией в рамках формальных процедур захлопнулось. То ли ястребы в асадовском окружении не дали произвести такую "фальсификацию наоборот", то ли Асад сам не рискнул идти на столь серьёзный подлог - но для мирного урегулирования один из наиболее приемлемых путей сейчас закрыт.
Очевидно, в элите и армии Сирии назревает если не раскол, то существенное размежевание по вопросу о дальнейшей тактике. Есть две силы, которые объективно вынуждены быть "ястребами" - это руководство и функционеры БААС высшего и среднего звена, а также спецслужбы практически в полном составе. Вне этого режима они обречены - и как структуры, и как люди.
С армией вопрос гораздо сложнее. И дело не в том, что она может предать. Мятеж отдельных частей, конечно, не исключен - но в целом кто мог и хотел дезертировать - уже сделали это, а за лояльностью войск бдит довольно много структур - политотделы, контрразведка, спецслужбы, партячейки - чтобы допустить сколь-либо организованное выступление. Вопрос в другом. Армия вообще плохо воюет на своей территории - любая и в любой стране. Её учили другому, а здесь "желают странного". Поэтому есть опасность не мятежа, а отказа выполнять приказ - что по сути, тот же мятеж. И поэтому чем дальше продолжается непривычная для армии война - тем выше вероятность такого события.
Поэтому с армией вопрос сложный - и руководство вынуждено учитывать этот неопределенный фактор.
Наконец, есть влиятельная, хотя и не оказывающая прямое воздействие на принимаемые решения группа элиты - низовые звенья управления. Они непосредственно работают "на земле" и поэтому вынуждены начинать игру "и вашим, и нашим". Как раз эта многочисленная группа крайне заинтересована в прекращении или ослаблении интенсивности конфликта - и именно в её среде возможно (а, скорее всего, уже происходит) предательство. Ну, или хотя бы игра на обе стороны. Жить-то хочется.
У оппозиции тоже всё не очень хорошо. SFA объективно подошла к своей трансформации. Две параллельных системы военного руководства - генерал аш-Шейх и полковник Риад Асад - никак не способствуют скоординированной деятельности батальонов армии. Стоит отметить, что полковник Асад - на самом деле то ли подполковник, то ли вообще майор каких-то технических служб, причем не армии, а ВВС. А это значит - штабная подготовка у него крайне скудна. Да и командирские навыки - на уровне роты или батальона в лучшем случае.
Уже поэтому он крайне враждебно относится к генералу аш-Шейху, как к реальному конкуренту. Кроме революционных заслуг, Асаду предъявить нечего. Поэтому вполне вероятно, что шансы генерала аш-Шейха в итоге стать единоличным командующим вооруженными отрядами SFA всё-таки выше. Ну, разве что Асад не рискнет сделать с генералом то, что сделали ливийцы с генералом Юнисом Обейди. Но тут вряд ли что выйдет - их обоих охраняют турки - и будь здоров как. Во всяком случае была информация о двух неудачных попытках сирийских спецслужб выкрасть или убить самого Риада Асада.
Пока идут разбирательства с системой командования, SFA в боевом отношении мало чем отличается от обычных бандформирований - чем, собственно, пока и является.
Совсем другая ситуация с исламистами. Сейчас уже можно сказать, что формируется вполне четкое разделение. Братья-мусульмане готовятся к политическим баталиям и потихоньку берут верх в СНС. По крайней мере, уже около половины членов СНС - либо братья, либо сочувствующие им. В случае свержения Асада братья-мусульмане готовы будут резко активизироваться и бороться со светскими партиями и объединениями на политической арене.
С другой стороны, боевые отряды салафитов, такие, как небезызвестная бригада Фарука и подобные ей, постепенно комплектуются добровольцами-иностранцами, имеющими боевой опыт. Тут можно сразу же упомянуть боевиков ливанской партии "Хизб ут-тахрир аль-ислами", которые поддерживаются Саадом Харири. Эти формирования способны вести как общевойсковые операции (правда, пока в тактическом плане), так и террористическо-диверсионную борьбу. Это опасно - так как сочетание таких действий может резко изменить оперативную обстановку на каком-либо участке. А идея создания сирийского Бенгази продолжает жить - и к ней исламисты очень и очень стремятся. Собственно, Хомс является наиболее вероятным кандидатом на эту роль, так же как и Алеппо - ситуация в котором быстро ухудшается. Правда, Алеппо - это зона влияния SFA, но так или иначе эти два города становятся наиболее опасными участками театра военных действий.
Наконец, есть еще один фактор - курды. Пока их политика - ни нашим, ни вашим, но цель сирийских курдов уже очевидна - они очень хотят повторить опыт иракских коллег и дождавшись в относительном спокойствии крушения режима, в создавшемся хаосе создать Сирийский Курдистан с возможным объединением (а возможно, и автономным существованием) с Курдистаном иракским. Это крайне серьёзно изменит обстановку в курдских районах Турции - и вот здесь турки будут вынуждены реагировать невзирая на.
В общем, сейчас обстановку в Сирии можно охарактеризовать не просто как "сложную", а "сложную с тенденцией к ухудшению". Каковы будут шаги противостоящих сторон и стоящих за их спинами участников процесса - сказать сложно. Скорее всего, вообще нельзя. Так что остаётся пока лишь наблюдать за тенденциями.
|
</> |