Сирия обзор за неделю. А развязка все ближе.
yurasumy — 14.11.2015В Сирии случилось несколько ожидаемых и знаковых событий.
Во-первых, западная коалиция наконец смогла сформировать ударную группировку на базе курдских подразделений и начать широкие наступательные операции. Им намного проще, так как ведут они свои боевые действия в пустыни, при плотной поддержке с воздуха. Это не в горах Латакии выколупывать террористов из бункеров. Тем не менее, это важный момент. Тем более, что существует и второе…
Во-вторых, на этой неделе официальные представители сирийской оппозиции наконец-то появились на людях … в Москве.
Замглавы МИД РФ Михаил Богданов обсудил с делегацией сирийского оппозиционного Национального координационного комитета за демократические перемены (НКК) будущее Сирии.
В основном разговор шел о том, что разруливание ситуации возможно только на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.
Ну чем вам не Минский процесс?
Переговоры с ними ведутся уже не первую неделю, но «прогресс» достигнут только сейчас. Именно поэтому и СМИ заговорили об этих переговорах только сейчас. Все демонстрируют готовность договариваться, хотя пока очень тяжело представить за одним столом не только США, Россию, Саудовскую Аравию, Турцию и Иран, но и Асада с сирийской оппозицией. Хотя почему сложно? Именно сегодня вышеназванные страны должны пробовать начать поиск пути, который в конце концов может привести дело к миру.
А там и «сирийцы» подтянутся, когда взрослые дяди все «порешают».
А помочь им «порешать» могут вооруженные формирования, которые в режиме реального времени предоставляют своему политическому крылу аргументы в свою пользу:
Например, Асад (читай Россия) за неделю может положить в свой карман деблокаду Кувейриса и победу юго-западнее Алеппо. США (читай «оппозиция») наступление на севере страны и т.д. Процесс явно займет не одну неделю, потребует многих заседаний. Даже с учетом принципиально принятого решения «мочить в сортире» ИГИЛ вилка возможных вариаций этого процесса пока очень велика.
Между тем ряды боевиков редеют. Уже очевидно, что часть отрядов решило договариваться с правительством и готовы сложить оружие. Они отходят к границе в Турцией и выходят из зоны поражения российской авиации. На этом фоне интересно наблюдать за процессом переговоров между США и РФ по поводу списка террористических групп на территории Сирии. Он обсуждается живо, но тяжело. В чем-то списки двух сторон совпадают, а в чем-то нет. Идет согласование. Я так понимаю. Как только список будет согласован, так сразу пойдет процесс интенсификации переговоров и наступит время заключения соглашения. А пока идет утряска можно «спорные» группировки и побомбить. Это тоже своеобразный процесс утряски.
Есть группировка, есть проблема, нет группировки, нет проблемы.
Итак, рассмотрев внешний фон, переходим к обзору собственно военных действий.
Миги войны.
Собственно, все развивается по плану (как он был изложен в моем понимании еще 1 октября). Долго нести бессмысленные потери, не нанося врагу значительного урона, не выдержит никто. Даже сирийские «оппозиционеры» и фанатики ИГИЛ. Их тактика держать фронт и укрепрайоны привели лишь к огромным потерям … в рядах боевиков и несколько неспешное продвижение армии вперед. Медленное, но уверенное продвижение группировки правительственных войск от Алеппо к Идлибу, и неспешное, но основательное уничтожение обороны ИГИЛ между Алеппо и Кувейросом тому примеры.
Между тем российская авиация настолько освоилась в небе Сирии, что коэффициент ударов по отношению к самолетовылетам перевалил за ТРИ. Напомню, что в начале операции он был менее ЕДИНИЦЫ. То есть за один самолетовылет поражается более трех целей. Косвенно это говорит и о том, что разведка стала работать на порядок лучше.
Уже на прошлой неделе прозвучали заявления командования российских ВВС о том, что им помогают и некоторые отряды «оппозиции». Они тем самым получили такое вот косвенное подтверждение. Буквально за две недели этот коэффициент вырос в два раза.
В то же время, стоит опасаться появлению отрядов боевиков на флангах и в тылах наступающей группировки.
Лично я бы на их месте поступил бы именно так, если силы есть, конечно. Им надо срочно искать тактические приемы против наступающей армии. Ничего другого как тактика душманов в Афганистане пока на ум не приходит. Правда это работает только тогда, когда тебя поддерживает местное население или ты его можешь запугать и заставит повиноваться.
Судя по всему, боевики таки ищут свою тактику. Так называемее «наступления боевиков», о которых любят писать «эксперты» по большей части это как раз налеты летучих отрядов и их отход назад. Цель, растянуть ударную группировку армии и заставить ее ввязаться в бои на своих коммуникациях.
Новая тактика боевиков. Не такая уж и новая, но уже отчетливо прослеживаемая. Партизанские налеты, которые воспринимают за наступление. Задача: разметать силы армии и перерезать коммуникаций наступающей армии. Если боевикам это удается, то армия уходит с территории.
Как в районе Мурека.
Называть все это наступлением конечно можно, но это не совсем верно. Если перерезать коммуникации не удалось, наступающие быстро ретируются.
В случае с наступавшей для деблокады Кувейриса группировки сирийской армии.
Собственно, ничего нового они пока не придумали. Именно так они воевали в 2012-13 гг. Правда, обстоятельства уже изменились. Думаю, эта тактика работать так успешно уже не будет. Население уже разобралось кто есть кто и кто что в конечном итоге ему может принести. Времени прошло достаточно, чтобы освободиться от иллюзий.
Следующий момент. Уже очевидна тактика армии избегать потерь. Это тормозит наступление и позволяет террористам маневрировать силами, оставляя заслоны в зонах ударов армии. С одной стороны это даст возможность армии наступать быстрее. С другой экономит силы боевиков и создает опасные для правительственных войск ситуации на фронте. Нужно срочно искать тактику по перехватыванию рейдов этих партизанских групп. Тут есть сложности: идентификация просачивающихся групп боевиков и отсутствие времени реакции на угрозу. Авиация здесь не столь эффективна, а если быть по всему что ночью передвигается, возможны удары по своим и по мирным, чего РФ избегает любой ценой.
Это явная проблема, которую надо решать. Правительство пытается найти решение в духе 2012 года, создавая на освобожденных территориях и в тылу отряды местной самообороны. Сегодня нет угрозы, что эти отряды перейдут на сторону врага. Это противоречит арабскому менталитету, который всегда предпочитает сторону победителя, который уже очевиден. Пока по данным с российских источников уже сформированы отряды общей численностью 4 тысячи человек. Посмотрим насколько это будет эффективно, против летучих отрядов террористов.
Поддержка войны со стороны США идет к концу. Они оплачивают только сопротивление режиму Ассада, а значит и России, пытаясь возглавить процесс урегулирования в Сирии. По сути США хотят показать свою исключительную роль в победе над ИГИЛ и ни в коем случае не дать России укрепиться в регионе в качестве геополитического игрока. Не для этого Вашингтон после предательства Горби окучивал Ближний Восток, чтобы делиться с конкурентами.
А значит войска сирийской «оппозиции» перед подписанием соглашения еще повоюют. Причем продержаться им надо недолго. Максимум пару месяцев, пока проамериканские силы смогут организовать нечто подобное наступлению сирийской армии и добиться решающего успеха.
|
</> |