Сырьевой придаток
miss_tramell — 11.06.2014 Послушала разговоры о нашем экспорте. Говорят, что пусть мы и вышли на девятое место по его объёму, но в его более чем полутриллионном объёме половину занимают природные ископаемые. И это, по мнению говорящих, плохо.Ну, да, мы все привыкли к тому, что "сырьевой придаток" звучит обидно. Но разве на самом деле это плохо? Давайте попробуем подумать, прежде чем отвечать.
Китай, который вот-вот станет первой экономикой мира, беззастенчиво ворует у всех технологии. Копирует и американские процессоры, и наши самолёты. По ворованным лекалам итальянцев шьёт джинсы, продавая их по цене, которую никак не сможет дать фирменный производитель. Огромное население, его низкий уровень жизни и, как следствие, дешёвая рабочая -- конкурентное преимущество Китая.
Точно так же, как наши природные ископаемые. У китайцев -- много людей, в России -- нефть и газ. Китайцам, которые используют своё преимущество, говорят, что они молодцы. Мы же считаем свою экономику второсортной за то, что используем то, что дано нам природой.
Налицо парадокс. Бездельника француза, который выращивает в силу климата уникальные сорта винограда и производит из него вино, не критикуют. Он молодец. Русского, который в поте лица добывает нефть, рождённую нам той же природой, что дала Франции её климат, считают бездельником.
Может быть, кто-то считает труд геологоразведчика лёгким в сравнении с трудом винодела? Как аргумент мне приводят довод, что хорошо, когда в товаре первичен труд, а ресурсы вторичны. Но простите, разве в добыче нефти и газа труд занимает второе место, тогда как в виноделии -- первое?
Отлично, когда экономика производит высокие технологии. Нам говорят, смотрите, вон, Индонезия. Производит оперативную память и чипы. Ну, да, выглядит убедительно, но снова попробуем думать: как это всё производят?
Сидит такой весь важный индонезиец и рождает из японского конвейера высокие технологии. Оборудование -- импортное, технологии производства -- зарубежные, халат и носки -- из Китая. Молодец, слов нет. Чем этот парень принципиально отличается от российского оператора на газовой станции? Он умнее или более образован? Вкладывает больше труда или что?
Но может быть, наш экспорт углеводородов тогда ужасен в сравнении с тем, на чём живут развитые в плане технологий страны? Да, они продают патенты или нанимают китайцев, чтобы под американским брендом втюхать миру Айфон. Экспортируют технологии, угу. Только есть вот одна заморочка -- Детройт, её показатель.
Несмотря на все инновации и высокие технологии, США уже давно не могут ничего произвести сами. Автогород -- банкрот, Ливайсы шьются в Китае, макбуки делают там же. Технологичная вся такая Япония не в состоянии построить атомную станцию, чтобы иметь энергию для своих производств, а цена труда в этих странах такова, что произведённые в них товары будут стоить как золотые слитки. Да, они экспортируют высокотехнологичные товары, но произведены они на зарубежных предприятиях, имеющих основную долю прибыли.
Нам говорят, что продавать сырой продукт плохо. Мол, не вложено в него дополнительного труда. Но, во-первых, труд-то как раз и вложен, а во-вторых, где его -- этот труд -- взять, чтобы произвести из нефти, например, шины Гудир? У нас безработица на таком низком уровне, что мечтать о новых производствах, конечно, можно, но работать на них будет некому. Может быть, для экономики и полезнее продавать готовые товары, только некому их у нас делать. Население-то уже занято!
Согласна, куда ни посмотри, всюду свои нюансы. В одном -- отлично, зато в другом -- проблема. И Россия -- не исключение, как из первого, так и из второго. Нет ничего ущербного в том, чтобы строить атомные станции на экспорт, качать, с помощью пусть не самых высоких, но достаточно развитых технологий, нефть, продавать за рубеж оружие, которому нет аналогов. И труд во всё это вложен, и мозги, и, безусловно, ресурсы природы.
Сырьевой придаток -- звучит обидно, но является ли это таким уж плохим делом? Худшим, чем дешёвая рабсила Китая или умирающие предприятия США? Пора перестать уже жить шаблонами, которые проросли в мозге чувством самоуничижения.
|
</> |