рейтинг блогов

Синдром Стендаля: личный опыт

топ 100 блогов shakko.ru13.12.2021 "Синдромом Стендаля" называют состояние, когда человеку, обычно туристу, становится физически плохо от передозировки великолепных произведений искусства. Это такой "приход" от обилия красоты.

Среди симптомов -- головокружение, обморочное состояние. Назван симптом, как следует из названия, по писателю Стендалю, который испытал и описал это состояние во время своего визита в Италию в 19 веке. Ученые связывают это с переизбытком эмоций у смотрящего и считают, что дело не только в красоте, но и в наличии у смотрящего знаний, на что именно он смотрит, то есть восхищение не только от гармонии, но и от культурной репутации предмета, его вековой истории. https://it.wikipedia.org/wiki/Sindrome_di_Stendhal

Мне кажется, тут еще важно, что таких предметов в сфере внимания у смотрящего оказывается одновременно МНОГО, то есть мозг начинает подавать сбивчивые сигналы телу еще и от банального переизбытка информации. Также важно, как мне кажется, что человеку все время приходится напрягать взгляд, фокусировать взор слишком сильно и много, и это отключает другие системы тела, происходит своего рода депривация.

Синдром Стендаля: личный опыт


По моей просьбе одна из читательниц поделилась своим личным опытом  об испытанном ощущении:

На самом деле синдром Стендаля у меня был дважды, оба раза — в Италии. Первый раз, когда в один день нам впихнули Ватиканский музей и галерею Боргезе, второй — когда по доброй воле после Уффици и музея Барджелло я пошла еще и в Питти — это был бесплатный день, вот что.

Второй случай помню ярче, попробую описать. Начинается он не сразу. Сначала ты просто ощущаешь усталость — второй/третий музей за день, ноги-спина, все такое. Потом начинаешь ощущать, что мозг устал, не может больше воспринимать и переваривать новую информацию, как в компьютере — жесткий диск забит информацией, оперативная память не справляется, усталость постепенно сменяется ощущением сенсорного перегруза, это очень тяжело переносить. А информация в виде картин продолжает валиться на тебя со всех сторон, особенно в палаццо Питти, где каждый небольшой зал плотно завешан картинами в несколько рядов.

Довольно быстро — примерно через 15 минут после фиксации ощущения, что мозг устал и больше не может, начинаются уже физиологические симптомы: головокружение, дрожь в коленях и руках, такое в целом предобморочное состояние, желание закрыть глаза и лечь куда-нибудь, где прохладно, темно и тихо. Начинается тошнота — до рвотных позывов у меня дело не дошло, но отчетливое ощущение "меня мутит, где тут антикварный мраморный унитаз" было. На этой стадии уже никакое искусство никак воспринимать невозможно, может появиться что-то вроде клаустрофобии, хочется просто уйти отсюда, выйти на воздух и смотреть максимум на зелень.

Наверное, могло дойти до рвоты и обморока, но тут, на мое счастье. картины кончились и начались просто богато украшенные старинные интерьеры, а это уже было гораздо легче и постепенно отпустило, но не до конца. Потом пару дней, а может и больше, не хотелось никакой визуальной информации вообще.


***
Второй рассказ, от другого человека:

Первый раз это было в Италии; экскурсия у нас маленькая, всего на 5 человек. Экскурсовод рассказывала очень подробно про Савонаролу, коснулась момента, когда на огромном костре было уничтожено множество произведений искусства. Описывала события с подробностями, буквально по минутам и часам. Мы сидели в капелле Данте и Беатриче; кроме нас в ней никого не было.

Неожиданно что-то неприятное надвинулось, было ощущение какого-то сгущения воздуха, горло сдавило, участился пульс. Не могу сказать, что я склонна к мистике, совсем наоборот; я не сентиментальна; но у меня очень развито воображение. Мне пришлось выйти из капеллы, буквально выскочить, на воздухе стало лучше.

Я буквально СЛЫШАЛА, как ревет огонь костра, СЛЫШАЛА, как лопались струны инструментов, которые швыряли в костёр, ощущала движение толпы.
Это было чертовски неприятно)))

Второй раз что-то подобное случилось в Прадо, но там ощущения были со знаком плюс, хоть и очень сильные. Мне повезло, что в зале было почти пусто, я уселась на пол перед «Менинами», смотрела на картину, не отрываясь, буквально впала в неё. Через какие-то время я ОЩУТИЛА шёлк, из которого были сделаны бантики на платье крошки-инфанты; ощутила запах пудры, собачьей шерсти, мне казалось, что я вижу даже красные ниточки, которым вышит символ Сантьяго на плаще художника: опять затошнило, заколотилось сердце, я стала мокрая, как мышь под веником от своих ощущений, я провалилась в картину, но это были более приятные впечатления, чем в первый раз.

***

Если вы тоже испытывали нечто подобное, поделитесь, будьте добры, в комментариях, очень любопытно будет услышать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По сравнению с прошлым годом, в 2015 году жители страны могли позволить себе почти на 10 килограммов меньше говядины, примерно на пять килограммов меньше свинины, на 47 килограммов меньше рыбы. Об этом говорят результаты анализа покупательной способности среднедушевых доходов населения по ...
Какой возраст этого деревца? ...
дискас ...
Живя среди людей, не надо выделяться. Хочешь выделиться – добро пожаловать в ...
Иногда полезно задуматься о самих основаниях наших представлений о мире (а по мне это всегда не только полезно, но и нет ничего более интересного). Вот что объединяет таких непримиримых,  на первый взгляд,  врагов, как либералы и социалисты всех мастей (включая коммунистов)? ...