Щегол и искусствоведение
shakko.ru — 12.12.2021 Узнала, почему мы так много знаем о щеглах в сакральном искусстве.Не из-за какого-нибудь Панофского или типа того.
А потому что примерно в 1946 году профессиональный орнитолог Герберт Фридман (1900—1987), в перерыве между книжками типа "Бычьи птицы. Исследование по биологии социального паразитизма" и "Зеленокрылый чирок Алеутского острова" с чегой-то заколдобился и написал монографию "Символический щегол" («The Symbolic Goldfinch: Its History and Significance in European Devotional Art»).
Ну, наверно, чтобы отдохнуть немного от "настоящей" науки.
В ней он посмотрел ВСЕ доступное, начиная с шедевров живописи первого ряда, потом прошелся гребнем уже по подлеску Мадонн и проч. И тщательно определил все птицы, которые можно было определить.
Затем еще отполировал сочинением "A Bestiary for St. Jerome: Animal Symbolism in European Religious Art".
А потом вернулся к своему привычному жанру, типа "История наших знаний о паразитизме птичьего помета".
Искусствоведы были загипнотизированы.
В общем, если б профессор орнитологии Фридман больше любил лебедей, чем щеглов, то носились бы мы, искусствоведы, сейчас (на экзаменах, например), именно с лебедями бы.
___________
на немецком более впечатляющий список достижений, включая впервые описанные им виды
https://en.wikipedia.org/wiki/Herbert_Friedmann
на английском покороче
https://de.wikipedia.org/wiki/Herbert_Friedmann_(Ornithologe)
обе книги по искусству тут можно взять почитать на время онлайн
https://archive.org/details/symbolicgoldfinc0000frie
https://archive.org/details/bestiaryforsaint0000frie/page/n391/mode/2up
+ добрый человек Д. Иванов вытащил пдфки и сложил для всех на яндекс диск
https://disk.yandex.ru/d/L-G_ZrP3hDtX-Q
|
</> |