Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.

топ 100 блогов drakosh_a31.01.2023

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.

Недавно обнаружили с А. интересное с точки зрения истории и архитектуры место в Нью-Йорке: синагогу, а теперь еще и музей на  улице Элдридж в Чайнатауне. Я не ошиблась, в Нью-Йорке перемены — его суть, и они часто непредсказуемы. Когда решили выбраться погулять в Манхэттен, А. решил поискать что-нибудь, чего мы еще не видели, и обнаружил этот исторический памятник, уникальный, как мы увидели, своей архитектурой, историей и интерьерами. Снимала все на телефон, так что с пересветами справиться было сложно.

Ниже предисловие, на подготовку которого у меня ушло несколько дней, чтобы объяснить себе, в первую очередь, какие события предшествовали возникновению этой синагоги.
"В 1492 году Испания решила изгнать всех практикующих евреев из своего королевства. Это был знаменательный год для сефардской диаспоры, когда испанские евреи были обязаны обратиться в католицизм или покинуть Испанию. Большая часть населения перебралась в Португалию или нашла дома на побережье Средиземного моря.Через три дня после изгнания евреев Христофор Колумб отплыл в Индию. Вместо этого его флот из трех кораблей пристал к берегам Северной Америки на территории современной Кубы. Из девяноста моряков историки идентифицировали пятерых как конверсо/или крипто (евреев, принужденных испанской инквизицией к обращению в католицизм, но практиковавших многие еврейские ритуалы тайно). Один из членов экипажа, Луис де Торрес (Конверсо), знал иврит, арабский и испанский языки. Он был корабельным переводчиком и первым членом экипажа, ступившим на землю Северной Америки."

Первым человеком еврейского происхождения, ступившим на американскую землю в 1584 году, был Иоахим Ганс. Ганс родился в Праге, в королевстве Богемия. Он стал горным экспертом в английской королевской горнодобывающей компании. Самым впечатляющим научным открытием Ганса было сокращение времени очистки медной руды от примесей с 16 недель до 4-х дней. Ганс стал первым зарегистрированным евреем в колониальной Америке, когда в 1585 году сэр Уолтер Рэли завербовал его для экспедиции по основанию постоянного поселения на территории Вирджинии в Новом Свете. Поскольку компания не смогла пополнить запасы колонистов, которые также все больше опасались конфликтов с коренными американцами, в июне 1586 года они приняли предложение сэра Фрэнсиса Дрейка отправить их в Англию. Каждый из колонистов, включая Ганса, покинул Северную Америку.

Первая группа открыто еврейских поселенцев прибыла в Новый Амстердам (Нью-Йорк) в 1654 году. Корабль "Св. Екатерина" привез группу из шести семей общей численностью двадцать три человека. Группа евреев-сефардов прибыла из Бразилии из города Ресифи, принадлежавшего бывшей голландской колонии. Они положили начало процветающей сефардской обшине.
Конгрегация Шеарит Исраэль, часто называемая испанской и португальской синагогой, сейчас является старейшей еврейской общиной в Соединенных Штатах.  До 1825 года, когда еврейские иммигранты из Германии основали общину, это была единственная еврейская община в Нью-Йорке.
Ортодоксальная синагога, которая следует сефардской литургии, расположена на Central Park West и 70th street, в Верхнем Вест - Сайде Манхэттена.

До этого, в свою очередь, развернулась череда событий, последовавших после изгнания евреев из Испании. Многие из них бежали в Португалию в поисках безопасности. Но в 1497 году Португалия и Испания подписали соглашение, и евреи снова были вынуждены быть изгнаны или обращены. Несмотря на то, что многие евреи бежали в другие части Европы и Северной Африки, безопасность была лишь кратковременной. В 1518 году инквизиция запретила евреям/конверсо создавать поселения в любой новой стране.
Евреи, которым удалось бежать в безопасное место, уехали в Нидерланды. К 1581 году Голландия завоевала независимость от Испании. Голландцы, которые были кальвинистами, приняли другие религии и решительно выступали против инквизиции. После того, как голландцы захватили Пернамбуку, Бразилия, в 1630 году. Голландская Вест-Индская компания управляла колонией и хотела добиться успеха. Компания набирала еврейских поселенцев и давала им те же права, что и христианам. К 1640 году в Бразилии проживало более 1000 евреев. Большинство этих евреев поселились в городе Ресифи, Бразилия, и его окрестностях. Ресифи стала первой официально признанной еврейской общиной в Новом Свете. К сожалению, свобода, которую евреи обрели в Ресифи, продлилась недолго. В 1654 году португальцы отбили колонию. Евреи снова были изгнаны. Некоторые вернулись в Голландию, а другие уехали в Новый Свет, в т.ч. на корабле Св. Екатерина прибыли в Нью-Амстердам.

К началу Войны за независимость в 1776 году в британских североамериканских колониях проживало около 2000 евреев, большинство из которых были евреями-сефардами , иммигрировавшими из Голландской республики, Великобритании и Пиренейского полуострова.

Большинство евреев были сосредоточены в космополитических портовых городах, где было много возможностей для коммерции и торговли, и люди разного происхождения и вероисповедания жили бок о бок. Евреи-сефарды сохраняли культурную гегемонию в еврейской жизни до начала девятнадцатого века, хотя к тому времени евреи-ашкенази, то есть евреи, ведущие свое происхождение из Германии, уже давно были более многочисленными. Евреи организовались в синагоги-общины которые брали на себя ответственность за религиозные и общественные нужды всех местных евреев.

К 1840 году евреи составляли крошечное, но тем не менее стабильное меньшинство среднего класса, насчитывавшее около 15 000 человек (население Америки составляло тогда 17 миллионов).  К 1848 году иммиграция в основном из евреев- ашкеназов из Германии увеличила еврейское население до 50 000 человек.

Между 1880 годом и началом Первой мировой войны в 1914 г. около 2 000 000 евреев-ашкеназов, говорящих на идише, иммигрировали из диаспоры в Восточной Европе. Многие искали работу или более высокий уровень жизни. Другие стремились избежать обязательной военной службы, но в первую очередь бежали от погромов. Они происходили из еврейских диаспорных общин России, Польши, Литвы , Белоруссии , Украины, Молдавии, Румынии и подконтрольной России части Польши.
Эта группа сосредоточилась в Нью-Йорке  и активно участвовала в торговле и коммерции. Между 1880 и 1920 годами количество этих новых иммигрантов выросло с менее чем пяти процентов всех иммигрантов из Европы до почти 50%. Это пугающее изменение вызвало рождение Лиги ограничения иммиграции и исследования Конгресса, проведенные Комиссией Диллингема с 1907 по 1911 год. Закон о чрезвычайных квотах 1921 г. установил иммиграционные ограничения специально для этих групп, а Закон об иммиграции 1924 г. еще больше ужесточил и систематизировал эти ограничения. После принятия этого закона (он был отменен только в 1965г.) еврейская иммиграция уже больше никогда не была такой, как прежде.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Фотография из интернета.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Еще одна фотография из Интернета, которая передает красоту интерьера синагоги.

НОВАЯ ЗЕМЛЯ

У общины иммигрантов, построившей синагогу на Элдридж-стрит, было скромное начало. Основанная в 1852 году, группа сначала поклонялась в импровизированных помещениях: на чердаке, под столярной мастерской и даже над салуном. В качестве шага вперед участники даже купили бывшую церковь. Наконец, в 1887 году, после слияния с другой общиной, группа стала первой еврейской общиной иммигрантов из Восточной Европы, построившей великолепную синагогу в Нью-Йорке. ...«Это было больше, чем молитвенный дом. Это был портал в новую жизнь на новой земле для самой большой волны иммигрантов за всю историю».
В 1886 году община стала называться "Кагал Адат Йешурун (Народная конгрегация праведников)" и приобрела три участка, занятых скромными рядaми деревянных домов на узкой улице Элдридж.
Общиной управлял Элиаху Благословенный, бывшый ранее раввином в Санкт-Петербурге. Лидеры Элдридж-стрит приветствовали людей приехавших из разных частей Восточной Европы в своей новой грандиозной синагоге. Этот подход контрастировал с духом многих небольших общин Нижнего Ист-Сайда, в которые входили члены исключительно из одной провинции или города.
Новая синагога была построена в 1887 г., менее чем за год, и обошлась в 91 907,61 долларов, что примерно эквивалентно сегодняшним 25 миллионам долларов. Она была спроектирована братьями Гертер, римско-католическими архитекторами, иммигрировавшими из Германии и специализирующимися на проектировании многоквартирных домов. Синагога на Элдридж-стрит была их первым (и последним) молитвенным домом. Строитель, ирландско-американская фирма, к счастью, имела опыт строительства церквей.

  ЗАКАТ 1920-х-30-х годов
В годы, предшествовавшие Великой депрессии и во время нее, количество членов общины уменьшалось в том числе после введения иммиграционной квоты в 1924г. (Закон об иммиграции 1924 г., или Закон Джонсона-Рида, был федеральным законом Соединенных Штатов, который предотвращал иммиграцию из Азии и устанавливал квоты на количество иммигрантов из Восточного полушария).
Работы по благоустройству и ремонту синагоги практически прекратились. Вместо этого собрание использовало те небольшие средства, которые у него были, для поддержки нуждающихся прихожан. Требовался новаторский подход к сбору средств, чтобы двери синагоги оставались открытыми по мере сокращения числа членов. В 1934 году прихожане отметили 50-летие синагоги — на три года раньше! Сборщики денег просто не могли дождаться 1937 года, фактической полувековой отметки здания 1887 года.

  ВЫЖИВАНИЕ 1940-х
Поскольку стареющую синагогу стало сложнее содержать, прихожане сделали нелегкий выбор. Ветхое восточное окно-розетка с витражами было заменено экономичными стеклоблоками в 1944 году.
"Цена, за которую мастера хотели отремонтировать поврежденное окно была огромной. Поэтому мой отец сказал: "Слушай, у нас нет денег". "Тогда это был способ спасти синагогу", — Макс Смит, прихожанин.
СОЖЖЕННАЯ ИПОТЕКА
В 1945 году, через пятьдесят семь лет после открытия синагоги, ипотечный кредит наконец был полностью выплачен. На праздничной вечеринке ликующая паства сожгла документ и запечатала его пепел в банке. Банка с обгореевшими листами текста  теперь выставлена, как экспонат в музее.
ИСХОД 1950-х-1960-х годов
В рамках общенационального экономического бума после Второй мировой войны многие прихожане покинули Нижний Ист-Сайд и перебрались в более богатые пригороды. Городской район вокруг синагоги всё более и более заселялся китайцами.
Сейчас это — Чайна-таун. Те, кто остался, рассылали письма с просьбами пожертвовать своим бывшим соседям.
Не имея больше возможности платить за отопление и обслуживание, прихожане закрыли главное святилище и молились в меньшей часовне внизу. Времена года и погода брали свое. Запустение оказалось катастрофическим. В крыше открылись дыры, витражи падали на пол, а на балконе вторго этажа, где раньше молились женщины, устроились голуби. Густая пыль покрывала скамьи, рамы многих витражей стояли пустыми, обломки расписного гипсового потолка также покрывали пол.

  ПОВТОРНОЕ ОТКРЫТИЕ 1970-х
В 1970-х годах профессор Нью-Йоркского университета Джерард Вулф заново открыл призрачные интерьеры Элдридж-стрит, когда писал свою книгу «Синагоги Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка». "Когда я добрался до вестибюля на первом этаже, я обнаружил, что двери святилища перекошены. Я открыл их и вошел внутрь, и мои волосы встали дыбом. Это было похоже на Сумеречную зону, как будто я попал в прошлое. "

  РЕСТАВРАЦИЯ 1980-х-2007
В 1986 году сообщество во главе с активисткой по защите исторического наследия Робертой Брандес Грац основало некоммерческий проект «Элдридж-стрит», с миссией спасти синагогу. Команда мастеров восстановила витражи, латунные светильники и росписи на стенах и потолке. На реставрацию ушло более 20 лет и 20 миллионов долларов! Свой вклад внесли более 18 000 человек.
Во время популярных «Дней чистоты и блеска» в рамках проекта «Элдридж-стрит», волонтеры вытирали пыль со скамеек, мыли полы, полировали деревянные изделия и случалось обнаруживали исторические сокровища.

ОБНОВЛЕНИЕ 2007
Реставрация, завершенная в 2007 году, вернула синагоге ее первоначальное величие и очарование. Предметы обстановки, к которым прикасались поколения первых прихожан, были бережно сохранены. Великолепный витраж, спроектированный художницей Кики Смит и архитектором Деборой Ганс, был добавлен в 2010 году. Он выполнен с использование новой силиконовой технологии, которая скрепляет стекло в бесшовные панели. (Кики Смит стоит отдельного рассказа — ее работы выставлены в Метрополитен музее, МОМА и Уитни музее, но я тогда никогда не закончу рассказ о синагоге).
Сегодня небольшая группа верующих продолжает собираться в синагоге на субботние и праздничные службы в нижнем этаже, а верхний зал превращен в музей. Здание было объявлено Национальным историческим памятником. Музей на Элдридж-стрит — это несектантское культурное учреждение, куда  приезжают люди со всего мира, чтобы праздновать и учиться.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Голубое окно-розетка работы Кики Смит. Раньше окно было закрыто стеклопакетами, после того, как оно было разрушено в 1940-х. Чертежи и рисунки оригинального окна, которое было здесь первоначально, не сохранились.  Сейчас мне даже не хочется об этом сожалеть, настолько волшебно это окно преображает интерьер синагоги. В новом витраже есть что-то магическое. Вместе со звездами на внутренних куполах оно символизирует для меня  космос.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Сиденья в синагоге пронумерованы. Кому хотелось сидеть поближе, мог купить себе место.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.


 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Реставраторы оставили участок стены нетронутым, чтобы можно было увидеть, в каком состоянии было здание до начала реставрации.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
На втором этаже располагается балкон, где молятся женщины.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Вот здесь частично видны звездные купола потолка галереи — в реальности это очень красиво.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Великолепные витражи после реставрации, работы Кики Смит.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Звездное небо купола.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Еще одно окно-розетка со стороны главного фасада.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Оформление капителей колонн.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Витражи и настенные росписи.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.


 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Светильники из латуни

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Атрибуты иудаизма: свиток торы, указка для чтения торы — яд, корона торы и нагрудный щит (не нашла ему название).

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.


 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Молитвенник в обложке с инкрустацией из слоновой кости.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
В музее идет выставка ханукальных светильников.

 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.


 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.


 Синагога на Элдридж-стрит в Нью-Йорке.
Немецкий серебряный ханукальный светильник, 20-й век, выполнен в стиле 19-го века, серебро с золотой инкрустацией.
Сделанный в Германии после Первой мировой войны в стиле, распространенном в 19 веке, этот светильник богато украшен. В нем представлены золотые таблички с десятью заповедями в центре, большая корона Торы наверху и маленькие кувшины с маслом в
форма львов в коронах.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прошли метки ядовой эвакуации и атаки на АН https://artemdragunov.livejournal.com/5378991.html Бдите небоскрёб и круизный теплоход или крупный паром. Крупное землетрясение к 11 марта  -   вероятность в 88 % ...
Не считая тех десятков мастер классов, которые я организовал и провел сам, за последние несколько лет я побывал на десятках кулинарных мастер-классов приглашенным гостем-наблюдателем, отчеты и репортажи о них со своими фото ставил потом в ЖЖ. Я познакомился со многими ведущими - и с некот ...
Очень похож на предыдущие корзиночки. Тоже вкусный, а готовится проще. Чернослив ...
Специальная система в мозге, сравнивающая вкус еды с её калорийностью, чувствует в подсластителях обман и стимулирует чувство голода, чтобы пополнить кажущийся недостаток энергии. ( Read more ... ...
Зачинщики / The Instigators / 2024 Рори — бывший пехотинец с долгами по алиментам и ипотеке. Кобби отсидел в тюрьме, и ему тоже нужны деньги. Чтобы заработать, Рори и Кобби решаются на ограбление, но оно идет не по плану. Теперь мужчины вместе с психотерапевтом Рори должны сбежать ...