"В 1492 году Испания решила изгнать всех практикующих евреев
из своего королевства. Это был знаменательный год для сефардской
диаспоры, когда испанские евреи были обязаны обратиться в
католицизм или покинуть Испанию. Большая часть населения
перебралась в Португалию или нашла дома на побережье Средиземного
моря.Через три дня после изгнания евреев Христофор Колумб отплыл в
Индию. Вместо этого его флот из трех кораблей пристал к берегам
Северной Америки на территории современной Кубы. Из девяноста
моряков историки идентифицировали пятерых как конверсо/или крипто
(евреев, принужденных испанской инквизицией к обращению в
католицизм, но практиковавших многие еврейские ритуалы тайно). Один
из членов экипажа, Луис де Торрес (Конверсо), знал иврит, арабский
и испанский языки. Он был корабельным переводчиком и первым членом
экипажа, ступившим на землю Северной Америки."
Первым человеком еврейского происхождения, ступившим на
американскую землю в 1584 году, был Иоахим Ганс. Ганс родился в
Праге, в королевстве Богемия. Он стал горным экспертом в английской
королевской горнодобывающей компании. Самым впечатляющим научным
открытием Ганса было сокращение времени очистки медной руды от
примесей с 16 недель до 4-х дней. Ганс стал первым
зарегистрированным евреем в колониальной Америке, когда в 1585 году
сэр Уолтер Рэли завербовал его для экспедиции по основанию
постоянного поселения на территории Вирджинии в Новом Свете.
Поскольку компания не смогла пополнить запасы колонистов, которые
также все больше опасались конфликтов с коренными американцами, в
июне 1586 года они приняли предложение сэра Фрэнсиса Дрейка
отправить их в Англию. Каждый из колонистов, включая Ганса, покинул
Северную Америку.
Первая группа открыто еврейских поселенцев прибыла в Новый
Амстердам (Нью-Йорк) в 1654 году. Корабль "Св. Екатерина" привез
группу из шести семей общей численностью двадцать три человека.
Группа евреев-сефардов прибыла из Бразилии из города Ресифи,
принадлежавшего бывшей голландской колонии. Они положили начало
процветающей сефардской обшине.
Конгрегация Шеарит Исраэль, часто называемая испанской и
португальской синагогой, сейчас является старейшей еврейской
общиной в Соединенных Штатах. До 1825 года, когда еврейские
иммигранты из Германии основали общину, это была единственная
еврейская община в Нью-Йорке.
Ортодоксальная синагога, которая следует сефардской литургии,
расположена на Central Park West и 70th street, в Верхнем Вест -
Сайде Манхэттена.
До этого, в свою очередь, развернулась череда событий,
последовавших после изгнания евреев из Испании. Многие из них
бежали в Португалию в поисках безопасности. Но в 1497 году
Португалия и Испания подписали соглашение, и евреи снова были
вынуждены быть изгнаны или обращены. Несмотря на то, что многие
евреи бежали в другие части Европы и Северной Африки, безопасность
была лишь кратковременной. В 1518 году инквизиция запретила
евреям/конверсо создавать поселения в любой новой стране.
Евреи, которым удалось бежать в безопасное место, уехали в
Нидерланды. К 1581 году Голландия завоевала независимость от
Испании. Голландцы, которые были кальвинистами, приняли другие
религии и решительно выступали против инквизиции. После того, как
голландцы захватили Пернамбуку, Бразилия, в 1630 году. Голландская
Вест-Индская компания управляла колонией и хотела добиться успеха.
Компания набирала еврейских поселенцев и давала им те же права, что
и христианам. К 1640 году в Бразилии проживало более 1000 евреев.
Большинство этих евреев поселились в городе Ресифи, Бразилия, и его
окрестностях. Ресифи стала первой официально признанной еврейской
общиной в Новом Свете. К сожалению, свобода, которую евреи обрели в
Ресифи, продлилась недолго. В 1654 году португальцы отбили колонию.
Евреи снова были изгнаны. Некоторые вернулись в Голландию, а другие
уехали в Новый Свет, в т.ч. на корабле Св. Екатерина прибыли в
Нью-Амстердам.
К началу Войны за независимость в 1776 году в британских
североамериканских колониях проживало около 2000 евреев,
большинство из которых были евреями-сефардами , иммигрировавшими из
Голландской республики, Великобритании и Пиренейского
полуострова.
Большинство евреев были сосредоточены в космополитических
портовых городах, где было много возможностей для коммерции и
торговли, и люди разного происхождения и вероисповедания жили бок о
бок. Евреи-сефарды сохраняли культурную гегемонию в еврейской жизни
до начала девятнадцатого века, хотя к тому времени евреи-ашкенази,
то есть евреи, ведущие свое происхождение из Германии, уже давно
были более многочисленными. Евреи организовались в синагоги-общины
которые брали на себя ответственность за религиозные и общественные
нужды всех местных евреев.
К 1840 году евреи составляли крошечное, но тем не менее стабильное
меньшинство среднего класса, насчитывавшее около 15 000 человек
(население Америки составляло тогда 17 миллионов). К 1848
году иммиграция в основном из евреев- ашкеназов из Германии
увеличила еврейское население до 50 000 человек.
Между 1880 годом и началом Первой мировой войны в 1914 г. около 2
000 000 евреев-ашкеназов, говорящих на идише, иммигрировали из
диаспоры в Восточной Европе. Многие искали работу или более высокий
уровень жизни. Другие стремились избежать обязательной военной
службы, но в первую очередь бежали от погромов. Они происходили из
еврейских диаспорных общин России, Польши, Литвы , Белоруссии ,
Украины, Молдавии, Румынии и подконтрольной России части
Польши.
Эта группа сосредоточилась в Нью-Йорке и активно участвовала
в торговле и коммерции. Между 1880 и 1920 годами количество этих
новых иммигрантов выросло с менее чем пяти процентов всех
иммигрантов из Европы до почти 50%. Это пугающее изменение вызвало
рождение Лиги ограничения иммиграции и исследования Конгресса,
проведенные Комиссией Диллингема с 1907 по 1911 год. Закон о
чрезвычайных квотах 1921 г. установил иммиграционные ограничения
специально для этих групп, а Закон об иммиграции 1924 г. еще больше
ужесточил и систематизировал эти ограничения. После принятия этого
закона (он был отменен только в 1965г.) еврейская иммиграция уже
больше никогда не была такой, как прежде.
Фотография из интернета.
Еще одна фотография из Интернета, которая передает красоту
интерьера синагоги.
НОВАЯ ЗЕМЛЯ
У общины иммигрантов, построившей синагогу на Элдридж-стрит, было
скромное начало. Основанная в 1852 году, группа сначала поклонялась
в импровизированных помещениях: на чердаке, под столярной
мастерской и даже над салуном. В качестве шага вперед участники
даже купили бывшую церковь. Наконец, в 1887 году, после слияния с
другой общиной, группа стала первой еврейской общиной иммигрантов
из Восточной Европы, построившей великолепную синагогу в Нью-Йорке.
...«Это было больше, чем молитвенный дом. Это был портал в новую
жизнь на новой земле для самой большой волны иммигрантов за всю
историю».
В 1886 году община стала называться "Кагал Адат Йешурун
(Народная конгрегация праведников)" и приобрела три участка,
занятых скромными рядaми деревянных домов на узкой улице
Элдридж.
Общиной управлял Элиаху Благословенный, бывшый ранее раввином
в Санкт-Петербурге. Лидеры Элдридж-стрит приветствовали людей
приехавших из разных частей Восточной Европы в своей новой
грандиозной синагоге. Этот подход контрастировал с духом многих
небольших общин Нижнего Ист-Сайда, в которые входили члены
исключительно из одной провинции или города.
Новая синагога была построена в 1887 г., менее чем за год, и
обошлась в 91 907,61 долларов, что примерно эквивалентно
сегодняшним 25 миллионам долларов. Она была спроектирована братьями
Гертер, римско-католическими архитекторами, иммигрировавшими из
Германии и специализирующимися на проектировании многоквартирных
домов. Синагога на Элдридж-стрит была их первым (и последним)
молитвенным домом. Строитель, ирландско-американская фирма, к
счастью, имела опыт строительства церквей.
ЗАКАТ 1920-х-30-х годов
В годы, предшествовавшие Великой депрессии и во время нее,
количество членов общины уменьшалось в том числе после введения
иммиграционной квоты в 1924г. (Закон об иммиграции 1924 г., или
Закон Джонсона-Рида, был федеральным законом Соединенных Штатов,
который предотвращал иммиграцию из Азии и устанавливал квоты на
количество иммигрантов из Восточного полушария).
Работы по благоустройству и ремонту синагоги практически
прекратились. Вместо этого собрание использовало те небольшие
средства, которые у него были, для поддержки нуждающихся прихожан.
Требовался новаторский подход к сбору средств, чтобы двери синагоги
оставались открытыми по мере сокращения числа членов. В 1934 году
прихожане отметили 50-летие синагоги — на три года раньше! Сборщики
денег просто не могли дождаться 1937 года, фактической полувековой
отметки здания 1887 года.
ВЫЖИВАНИЕ 1940-х
Поскольку стареющую синагогу стало сложнее содержать,
прихожане сделали нелегкий выбор. Ветхое восточное окно-розетка с
витражами было заменено экономичными стеклоблоками в 1944 году.
"Цена, за которую мастера хотели отремонтировать поврежденное окно
была огромной. Поэтому мой отец сказал: "Слушай, у нас нет денег".
"Тогда это был способ спасти синагогу", — Макс Смит,
прихожанин.
СОЖЖЕННАЯ ИПОТЕКА
В 1945 году, через пятьдесят семь лет после открытия синагоги,
ипотечный кредит наконец был полностью выплачен. На праздничной
вечеринке ликующая паства сожгла документ и запечатала его пепел в
банке. Банка с обгореевшими листами текста теперь выставлена,
как экспонат в музее.
ИСХОД 1950-х-1960-х годов
В рамках общенационального экономического бума после Второй
мировой войны многие прихожане покинули Нижний Ист-Сайд и
перебрались в более богатые пригороды. Городской район вокруг
синагоги всё более и более заселялся китайцами.
Сейчас это — Чайна-таун. Те, кто остался, рассылали письма с
просьбами пожертвовать своим бывшим соседям.
Не имея больше возможности платить за отопление и
обслуживание, прихожане закрыли главное святилище и молились в
меньшей часовне внизу. Времена года и погода брали
свое. Запустение оказалось катастрофическим. В крыше открылись
дыры, витражи падали на пол, а на балконе вторго этажа, где раньше
молились женщины, устроились голуби. Густая пыль покрывала скамьи,
рамы многих витражей стояли пустыми, обломки расписного гипсового
потолка также покрывали пол.
ПОВТОРНОЕ ОТКРЫТИЕ 1970-х
В 1970-х годах профессор Нью-Йоркского университета Джерард
Вулф заново открыл призрачные интерьеры Элдридж-стрит, когда писал
свою книгу «Синагоги Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка». "Когда я
добрался до вестибюля на первом этаже, я обнаружил, что двери
святилища перекошены. Я открыл их и вошел внутрь, и мои волосы
встали дыбом. Это было похоже на Сумеречную зону, как будто я попал
в прошлое. "
РЕСТАВРАЦИЯ 1980-х-2007
В 1986 году сообщество во главе с активисткой по защите
исторического наследия Робертой Брандес Грац основало
некоммерческий проект «Элдридж-стрит», с миссией спасти синагогу.
Команда мастеров восстановила витражи, латунные светильники и
росписи на стенах и потолке. На реставрацию ушло более 20 лет и 20
миллионов долларов! Свой вклад внесли более 18 000 человек.
Во время популярных «Дней чистоты и блеска» в рамках проекта
«Элдридж-стрит», волонтеры вытирали пыль со скамеек, мыли полы,
полировали деревянные изделия и случалось обнаруживали исторические
сокровища.
ОБНОВЛЕНИЕ 2007
Реставрация, завершенная в 2007 году, вернула синагоге ее
первоначальное величие и очарование. Предметы обстановки, к которым
прикасались поколения первых прихожан, были бережно сохранены.
Великолепный витраж, спроектированный художницей Кики Смит и
архитектором Деборой Ганс, был добавлен в 2010 году. Он выполнен с
использование новой силиконовой технологии, которая скрепляет
стекло в бесшовные панели. (Кики Смит стоит отдельного рассказа —
ее работы выставлены в Метрополитен музее, МОМА и Уитни музее, но я
тогда никогда не закончу рассказ о синагоге).
Сегодня небольшая группа верующих продолжает собираться в
синагоге на субботние и праздничные службы в нижнем этаже, а
верхний зал превращен в музей. Здание было объявлено Национальным
историческим памятником. Музей на Элдридж-стрит — это несектантское
культурное учреждение, куда приезжают люди со всего мира,
чтобы праздновать и учиться.
Голубое окно-розетка работы Кики Смит. Раньше окно было закрыто
стеклопакетами, после того, как оно было разрушено в 1940-х.
Чертежи и рисунки оригинального окна, которое было здесь
первоначально, не сохранились. Сейчас мне даже не хочется об
этом сожалеть, настолько волшебно это окно преображает интерьер
синагоги. В новом витраже есть что-то магическое. Вместе со
звездами на внутренних куполах оно символизирует для меня
космос.
Сиденья в синагоге пронумерованы. Кому хотелось сидеть поближе, мог
купить себе место.
Реставраторы оставили участок стены нетронутым, чтобы можно было
увидеть, в каком состоянии было здание до начала реставрации.
На втором этаже располагается балкон, где молятся женщины.
Вот здесь частично видны звездные купола потолка галереи — в
реальности это очень красиво.
Великолепные витражи после реставрации, работы Кики Смит.
Звездное небо купола.
Еще одно окно-розетка со стороны главного фасада.
Оформление капителей колонн.
Витражи и настенные росписи.
Светильники из латуни
Атрибуты иудаизма: свиток торы, указка для чтения торы — яд, корона
торы и нагрудный щит (не нашла ему название).
Молитвенник в обложке с инкрустацией из слоновой кости.
В музее идет выставка ханукальных светильников.
Немецкий серебряный ханукальный светильник, 20-й век, выполнен
в стиле 19-го века, серебро с золотой инкрустацией.
Сделанный в Германии после Первой мировой войны в стиле,
распространенном в 19 веке, этот светильник богато украшен. В нем
представлены золотые таблички с десятью заповедями в центре,
большая корона Торы наверху и маленькие кувшины с маслом в
форма львов в коронах.