Сын Анатолия Эфроса Дмитрий Крымов: Юрий Любимов писал доносы на моего папу в

топ 100 блогов philologist14.07.2019 Из интервью художника Дмитрия Крымова Радио Свобода - о судьбе своего отца,​ режиссера Анатолия Эфроса (1925–1987). Полностью всю беседу Крымова со Светланой Конеген можно прочесть на сайте издания.

Сын Анатолия Эфроса Дмитрий Крымов: Юрий Любимов писал доносы на моего папу в

– Все мы неизбежно читали самые разнообразные воспоминания об Эфросе, но с вашей точки зрения, что послужило поводом для столь дикого и яростного отторжения его в стенах Театра на Таганке?

– То, что Таганка отторгла папу, – это миф, ушло всего пять человек. За последние два года он выпустил пять спектаклей, и я был свидетелем этого. Некоторые из них были потрясающими. И актеры, работавшие в них, были очень патриотично к ним настроены.

– Но если это и миф, значит, он был порожден кем-то и вполне сознательно?

– Он был порождён обычной людской необходимостью иметь в своем воображении нечто "черное" и "белое", оттенки серого и голубого в их сознании трудно различимы. А весь смысл в оттенках. Мне бы, признаться, не хотелось сейчас говорить про Таганку, не хочется все это раскапывать. Знаю только одно: тогда он пришел в этот театр, к актерам, брошенным любимым режиссером, с чистым желанием работать дальше. Он говорил им: "Меня бросили и вас. Меня бросили мои актеры, а вас – любимый худрук. Давайте работать вместе, идти дальше, ведь искусство должно продолжаться". Вот с этим чистым желанием он и пришел из Театра на Малой Бронной на Таганку.

Он просто не мог ничего не делать, ему нужна была какая-то компания, как и в любом театральном деле. Но актеры же – люди разные, и у Любимова была большая труппа. Все они реагировали по-разному. Если бы вы спросили Аллу Демидову, как она видит ситуацию со своей стороны, если спросили бы тогдашнего Леонида Филатова (он, кстати, перед смертью успел покаяться), услышали бы одно, от Вениамина Смехова – другое. В общем, все это как-то удивительно пошло выглядит, и бог им судья. Отец был совершенно не политический человек, он пришел в дружескую компанию, к своим, которые приняли его очень сильно на "Вишневом саде", еще при Любимове.

Но ведь сам Любимов его не принял! Никто не знает сейчас, что именно он писал доносы в Министерство культуры, и тамошние чиновники показывали эти бумаги моему папе, где было написано, что Эфрос поставил антисоветский спектакль, искажающий классику. И папа написал Любимову ответное письмо: "Здравствуй, Юра! Здравствуй, прогрессивный режиссер!" Этого никто сейчас не знает. Поэтому все это очень и очень сложно, "сфумато", как у Леонардо, пейзаж за сеткой тюля. Знаете, с тех пор я повидал много различных театров, и Малую Бронную, и Таганку, и Школу драматического искусства Анатолия Васильева, и разные провинциальные театры. Замечательная наша система репертуарного театра подразумевает существование большого числа актеров, находящихся в труппе, многие из которых оказываются бездельниками.

Это получается автоматически – не все же должны играть первые или вторые роли, некоторые оказываются без дела. Они-то и начинают бузовать. Такая вот чисто советская система. Да, пять человек из театра тогда ушли. Среди них был, к сожалению, Давид Боровский. Для папы это стало настоящей раной. Он очень переживал. Да и я Давиду не мог простить этого очень долго, вплоть до его смерти. Только когда он умер, и я пришел на его похороны (все-таки это был Боровский), то у гроба его жена меня обняла и сказала: "Дима, прости, но Давид хотел же хорошего!" И это было так страшно! Да, наверное, всех можно понять, но уже откуда-то оттуда, очень "сверху". У каждого своя правда. Знаю точно, что папа не страдал никакими чрезмерными режиссерскими амбициями.

– После того, как вы ушли из Таганки, то на некоторое время вообще отошли от театра и занимались станковой живописью, инсталляциями…

– Это "некоторое время" длилось целых пятнадцать лет. Ровно столько же, сколько до того я занимался театральными декорациями.

– Насколько продуктивным периодом был тогда для вас этот период или просто вынужденная пауза?

– Нет, это была не пауза. Я просто на время поменял себе музу. И новая оказалась потрясающей. Я занимался изобразительным искусством с любовью, почтением и верой в то, что хоть это для меня и некий новый курс в жизни, но он ничуть не менее удивительный, чем предыдущий.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На выходные я выпала из интернета, гуляла и отдыхала. Ленту я просматривала и с удовольствием прочла ваши истории о воевавших родных. Спасибо. А вчера я весь день делала уроки, вечером же у меня заболел живот. Решила отдохнуть и посмотреть какой-нибудь романтический фильм. С парнем мы смо ...
К смертной казни приговорен убийца гомельской студентки Натальи Емельянчиковой, 25-летний Александр Грунов. Такое решение приняла сегодня судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда. Грунов признан виновным в убийстве с особой жестокостью по статье 139 Уголовного ...
Только не говорите что это опыт, работа, школа.....Ей всего 9 лет..... Она проживает в песнях сотни лет... Вот так было с Джексоном, Би Джисами.... Это рождённое. Из зазеркалья. В её пении слышится больше чем взрослое. По сути - там поёт не она, а кто-то другой. Тело девочки, но душа и ...
Массовая зачистка лакохранилища) Cirque Dark Horse - 300 свотч бронь Pretty Serious Forbidden Fruit - 300 свотч бронь sun135m Pretty Serious Dream Delight - 300 Pretty Serious Morning Java - 300 свотч бронь Cristina Zaborovskaya Barry M Greenberry - 200 свотчи бронь betwe ...
На улице и в ТЦ как в инкубаторе в момент вылупления - все одинаковы. Мужики с цветами и нафуфыренные девушки (в 90 процентах совершенно безвкусно и ужасно). 8 марта, шаблонное мышление. Эти все массово- оптовые праздники ад, треш и угар ...