СИМОНЕ МАРТИНИ и ЛИППО МЕММИ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 1333


В 13-14 веках Сиена была одной из самых процветающих итальянских республик, влияние которой особо возросло, когда сиенцы победили своих извечных соперников флорентийцев в битве при Монтаперти в 1260 году. С 1147 года в Сиене начали возводить собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, грандиозный памятник величию республики. Один из боковых приделов храма, которые начали строить в начале 14 века, предполагалось посвятить двум святым покровителям Сиены – святому Ансану и святой Массиме. Именно поэтому в изображении Благовещения, предназначенном для алтаря этого придела, и появились фигуры этих двух сиенских святых.



Считается, что «Благовещение» изначально должно было входить в цикл из четырёх алтарных картин, посвящённых Богоматери, в которые также были включены святые покровители Сиены. Все они были выполнены приблизительно в период с 1330 до 1350 гг. Помимо «Благовещения» в цикл вошли «Сретение» Амброджо Лоренцетти (алтарь святого Крискентия, 1342), «Рождество Марии» Пьетро Лоренцетти (алтарь святого Сабина, 1342) и «Рождество», приписываемое Бартоломео Булгарини (алтарь святого Виктора, 1351). Все эти произведения по сути являлись дополнением к главному алтарному образу Сиенского собора — великолепной «Маэсте» Дуччо ди Буонинсенья.

Заказ на «Благовещение» для бокового придела Сиенского собора получил Симоне Мартини, на тот момент ведущий художник Сиены, еще более укрепивший свое влияние в городе благодаря браку с Джованной, девушкой из влиятельной художественной семьи, отцом которой был Меммо ди Филипуччо, а братом – Липпо Мемми. Последний и стал соавтором Симоне Мартини по работе над «Благовещением», причем стили обоих художников оказались настолько сходны, что исследователи так до сих пор и не могут отделить руку одного от руки другого и установить, кто же из художников над каким фрагментом картины работал. Предполагается, что Мартини написал центральную доску, а Мемми — боковые створки со святыми и верхние тондо с пророками. Атрибуцию и датировку картины исследователи определили по фрагменту первоначальной рамы, восстановленному при реставрации в 19 веке, где сохранились имена создателей: SYMON MARTINI ET LIPPVS MEMMI DE SENIS ME PINXERVNT ANNO DOMINI MCCCXXXIII (то есть «Симон Мартини и Липпус Мемми написали меня в году 1333»). Кстати, это была последняя работа Симоне Мартини в Сиене, завершив ее, он отправился к папскому двору в Авиньон.
Итак, триптих был выполнен темперой и золотом на дереве, что должно было указывать на престиж заказчика (то есть города Сиены). В настоящее время «Благовещение» вполне заслуженно считается одним из самых значительных произведений готического искусства, можно даже сказать, эталонным. Работа как по размеру, так и по стилю не имеет аналогов в итальянской живописи того времени и более сравнима с французскими и фламандскими иллюминированными рукописями или германской и британской живописью соответствующего периода.
На самом деле с помощью верхних декоративных арок композиция разделена даже не на три, а на пять частей, хотя крайние фигуры святого Ансана и святой Массимы (иногда утверждается, что это святая Маргарита, что совершенно нелогично в данном контексте) дополнительно отделены от центральной группы тонкими витыми колонками. В основной части триптиха арки обрамляют фигуры архангела Гавриила, Девы Марии и Духа Святого, спускающегося с небес в мандорле в окружении восьми серафимов (или ангелов). В верхней части каждой из декоративных арок расположены четыре тондо с изображениями пророков Иеремии, Иезекиля, Исайи и Даниила. Центральное тондо никаких изображений не содержит, но по логике там, видимо, должно было бы находиться изображение Бога-Отца, которое, вероятно, не сохранилось.

Сама сцена Благовещения трактована в абсолютно канонической форме: архангел Гавриил сообщает Деве весть о рождении Спасителя, преклонив перед ней колени. В одной руке он держит оливковую ветвь — традиционный символ мира, а другой указывает верх, на спускающегося голубя - Святого Духа. Фигуры архангела и Девы Марии связывает начертанная цитата из молитвы к Деве: AVE GRATIA PLENA DOMINVS TECVM (Радуйся, благодати полная, Господь с Тобою). Этот прием, когда текст включается в изображение, как бы приобретая некоторую вещественность, довольно часто используется в готическом изобразительном искусстве. Мария, сидящая в изящной позе на золотом троне с книгой в руке, кажется застигнутой врасплох. Оторвавшись от чтения, она с удивлением и непониманием смотрит на Гавриила, рефлекторным жестом стыдливо прикрывая грудь краем своего синего плаща (мафория). Образ Девы Марии художник сделал исключительно утонченным и аристократичным, а выражение ее лица с узким ртом и миндалевидными глазами кажется надменным и в то же время испуганным.
Действо разворачивается на красивом мраморном мозаичном полу, сложенном из пестрых фрагментов, на котором стоит также и позолоченная ваза с белоснежными лилиями, символизирующими чистоту Богоматери. Ваза с лилиями композиционно разделяет фигуры Марии и Гавриила, тогда как текст их соединяет. Фон представляет собой ослепительное сияющее золотое пространство, что придает сцене абстрактный и необычайно возвышенный вид. Позолота, с которой виртуозно работал Симоне Мартини, подчеркивает также элементы одежды и другие детали картины.
Невероятная выразительность линии придает Гавриилу форму, хотя он кажется почти прозрачным и бестелесным. Золото его одеяний накладывается на золото фона, что создает необычайный эффект, погружая зрителя в атмосферу зримого божественного сияния, исходящего от небесного посланника. При этом фигура Богоматери кажется вполне земной, что подчеркивается лаконичностью и простотой ее темных одежд.
Триптих оставался в Сиенском соборе до 1799 года, пока император Священной Римской империи Леопольд II не велел обменять его у Флоренции на два полотна Луки Джордано. В настоящее время картина находится в галерее Уффици.
В Европе «Благовещение» Симоне Мартини было открыто заново во второй половине 19 века благодаря братьям Гонкур, которые были очарованы картиной, но видели в ней «зловещую чувственность», особенно в ангеле с его «длинной змеиной шей и странной извращенной красотой». Искусствоведы Бернар Беренсон и Роберто Лонги считали картину символом «линейного готического стиля», и сравнивали по элегантности с персидскими миниатюрами и лучшими произведениями китайского и японского искусства.
Одно слово – шедевр.