Симон Шноль. "Убийство Михоэлса. Уничтожение Еврейского антифашистского
philologist — 11.11.2017 Симон Эльевич Шноль (род. 1930) — советский и российский биофизик, историк советской и российской науки. Профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, бывший зав. лабораторией физической биохимии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино), доктор биологических наук, действительный член РАЕН. Ниже приведен очерк из его книги "Герои и злодеи российской науки" (М.: Крон-пресс, 1997).Убийство Михоэлса. Уничтожение ЕАК
Сталина чрезвычайно раздражали евреи. Во время войны борьба с фашизмом объединяла народы. Был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) — его возглавил великий артист Соломон Михоэлс. После войны было принято решение уничтожить ЕАК. Михоэлса нельзя было арестовать без международных осложнений. Народный артист СССР, главный режиссер Московского Еврейского театра, Михоэлс был убит по приказу Сталина 13 января 1948 года в Минске. Было объявлено, что он погиб в автомобильной катастрофе. Тело его привезли в Москву. Патологоанатомам была ясна лживость официальной версии.
Подготовка арестов остальных членов ЕАК потребовала многих месяцев. Тем временем нарастало идеологическое давление на интеллигенцию. В январе 1948 года прошло совещание деятелей советской музыки и было опубликовано соответствующее постановление ЦК ВКП(б), в котором «разоблачили» композиторов Мурадели, Шостаковича, Прокофьева — сторонников «...антинародного формалистического направления в музыке, как проявления буржуазного влияния, проповедующего безыдейность, преклонение перед разлагающейся буржуазной культурой Запада». Развертывалась кампания по борьбе с «безродными космополитами». Ими, как правило, оказывались евреи. Основные аресты членов ЕАК прошли с 13 по 28 января 1949 года. Центральными фигурами будущего процесса предполагалось сделать главного врача Боткинской больницы Бориса Абрамовича Шимелиовича и Соломона Абрамовича Лозовского, который в годы войны был начальником Совинформбюро, а затем заведовал кафедрой международных отношений Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б).
Кроме них были арестованы известные поэты Лев Квитко, Перец Маркиш, Исаак Фефер, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн, артист, руководитель (после Михоэлса) Еврейского театра Вениамин Зускин и другие члены ЕАК. Среди них и Лина Соломоновна Штерн — единственная в те времена женщина-академик, известная своими работами во всем мире. Их обвинили в шпионской и антисоветской деятельности. Долгие годы о «деле ЕАК» почти ничего не было известно. Смутные и страшные слухи вызывали ужас. Только недавно появились первые публикации. Открывшаяся картина оказалась ужаснее слухов. Арестованных зверски избили сразу после ареста. Потом многомесячные допросы, пытки, издевательства — вынести это было невозможно. Но показательный процесс не получался. Измученные и, как казалось палачам, сломленные люди отказывались от выбитых ранее признаний. Абсолютным героем оказался Б.А. Шимелиович — он ни разу не согласился с обвинениями. Его уносили после допросов на носилках и на носилках приносили для новых избиений, на новые допросы.
И он говорил «нет»!. В 1950 году отказались от прежних показаний С.А. Лозовский, И.С. Юзефович, В.Л. Зускин. Лозовский был в партии большевиков с 1901 года. Юзефович — с 1917-го, Шимелиович — с 1920-го... Раздраженный стойкостью обвиняемых, Сталин приказал арестовать их палачей — министра Абакумова и его подручных. А членов ЕАК подвергнуть новым допросам и пыткам. Как рассказывал один из авторов книги «Неправедный суд» В.П. Наумов, «Сталин лично следил за следствием, почти ежедневно встречался с палачами, диктовал им вопросы для допросов». Но и новый министр госбезопасности Игнатьев и новый главный палач — следователь Рюмин ничего не добились. Это было беспрецедентно!
Более трех лет они провели под арестом. Три года пыток и избиений в застенках МГБ. А «дело» не получалось — не удавалось устроить показательный процесс, аналогичный процессам 30-х годов. Тогда обвиняемые, сломленные пытками, покорно признавались во всех преступлениях. А были они выдающимися деятелями партии большевиков, прославленными военными и хозяйственными деятелями. А тут поэты, артисты, писатели, врач, дипломат, далеко не молодые (Лозовскому и Штерн за 70. всем остальным более 50) «лица еврейской национальности» все еще «не готовы» к показательному процессу. В газете «Вечерняя Москва» помещены их фотографии, сделанные после ареста. Как трудно по ним представить себе их облик!
Стойкость членов ЕАК имела историческое значение — они задержали вал планируемых репрессий более чем на два года. Эта стойкость спасла от смерти обвиняемых по «делу врачей» — умер Сталин, не успев распорядиться о казни. Ужасная диалектика, но, по-видимому, верная. А смерть членов ЕАК была еще до какого-либо суда определена Сталиным (как обычно, в виде «решения Политбюро»). Было велено всех расстрелять, кроме Л.С. Штерн. (Борщаговский полагает, что Сталин оставил Штерн в живых, надеясь, что она — великий физиолог — знает тайну продления жизни...) «Судила» их военная коллегия Верховного Суда СССР — три генерала. Без прокуроров и адвокатов, без свидетелей и посторонних. Тут произошло, как отмечают все пишущие, необычайное событие. Председатель — генерал-лейтенант юстиции А.А. Чепцов — попытался возразить: мало доказательств! Ближайший подручный Сталина — член Политбюро Г.М. Маленков в резкой форме потребовал от Чепцова: «...Выполняйте решение Политбюро!» Решение было выполнено — их расстреляли 12 августа 1952 года.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
|
</> |