Сильная героиня: альтернативный пост

Итак, сильная героиня. В приведённом критическом тексте много интересных моментов, которые стоят обсуждения - как отдельные тезисы (как именно писательницы формируют образ силы и почему это вызывает протест у части читательниц), так и финальный вывод (сильная героиня = мужик).
Самое интересное - это определение силы. Литература очень долго создавалась мужчинами и под мужские запросы; неудивительно, что образ силы в литературной традиции в целом сильно маскулинизирован. Собственно, сила в культуре зачастую прямо ассоциируется с мужественностью, как и слабость с женственностью. Но это ещё не всё: сила как маскулинность напрямую табуирована для женщин. Дааже само обсуждение силы всегда встречает попытки противодействия, апелляции к природности и традициям. Поэтому неудивительно, что первое побуждение - писать именно то, что "нельзя". Если героиня не такая, как другие - она какая? Она не слабая (=женственная) курочка, она завладела атрибутами доминирующего пола. Собственно, все эти стервы-крутые-тётки делают не более, чем приходится делать очень многим женщинам в жизни. Хочешь чего-то добиться - будь вдвое круче, чем все окружающие тебя мужики. Больше знай, лучше умей, не жалуйся, не проси помощи. Литература (особенно, комфорт ридинг, утешалки) всегда стремится очистить, выделить идею, гипертрофировать признак, отсюда и дистиллированные до состояния спирта... обычные женщины.
Тезис "я не хочу читать про мужика в юбке" можно понимать и как "я не хочу быть мужиком в юбке". Это тяжело, это вынужденная мера, это никому не добавляет радости. Банальный сюжетный ход "была железка и влюбилась" достоверен и торкает ровно по той же причине, что Пугачёва пела: сильная женщина плачет у окна. Устают все; читать про тто, как кто-то не устаёт, везя воз - бесит... Кого-то. А для кого-то наоборот это - лучшая утешалка мира. "А они мне, а я им - херак!"
Создание сильных, НО женственных персонажей - это не просто другой качественный уровень, да и не столько он. Это иной ЗАПРОС аудитории. Аудитории, которая уже свободна или стремится освободиться от внутренней мизогинии, которая готова говорить о внутренней силе. Говоря из архетипического подхода - силе высшего воина, а не воина-сироты. Но книги-утешалки не обязаны кого-то учить, вести к правде или нравиться всем, в том и дело! Книги-утешалки - это нишевый продукт, очень чётко нацеленный на свою ЦА. Как и любовные романы, как и попаданцы, как и ментовские войны и проч, и проч.
Требовать от нишевого продукта работы с персонажами масштаба большого романа - странно. Не любишь острых сук, поднимающих полброви - не читай. Сейчас уже понаписаны тонны утешалок и про "мягкую силу", и про добрых мамочек, спасающих мир, не отнимая чадо от груди. И про великих учёных, в жизни не бывших холодными суками. И про магистресс на драконе, которые плачут от боли, истерят и боятся, но спасают мир, пусть и испуганно.
|
</> |