Силигури - Дарджилинг. Фантастическая индийская узкоколейная железная дорога в

- ширина пути 600 мм
- 6 зигзагообразных съездов
- две петли
- перепад высот более 2000 м!
Прибавьте ко всему этому потрясающие горные виды и аутентичные непальские деревеньки. Вам мало? Тогда, поехали!

От крупного города Силигури до затерянного в горах Дарджилинга
всего 79 км. На джипе это расстояние можно проехать за пару часов.
Но поезд едет целый день.
Вот схема.
Ещё и по старой доброй индийской традиции опаздывает и ломается по
дороге. Опоздали, правда, всего на 2 часа. А поезд дорогой -
порядка 1100 рублей стоит (18 долларов).
Большая часть пути идёт вдоль автомобильной трассы.
Поезд постоянно её туда-сюда пересекает неистово гудя (переездов же
нет).
Дарджилингская Гималайская железная дорога (Dargeeling Himalayan
railway) была построена в 80-х годах XIX века британскими
компаниями и инженерами для связи горных районов восточных Гималай
с городом Силигури, куда в 1878 году пришла железнодорожная линия
из Дели. Из-за сложного профиля, затруднявшего строительство, и
крутых подъемов, была выбрана самая маленькая колея из всех
возможных - 610 мм. Основное строительство шло с 1879 по 1881 год.
Спустя десятилетия она достраивалась и модернизировалась - так в
1882 и 1919 годах были достроены некоторые "петли" для упрощённого
набора высоты.
Во время Второй мировой войны линия использовалась военными,
организовавшими базы и лагеря в Гималаях. В 1951 году дорога была
национализирована вновь образованным индийским правительством, и
присоединена к индийским железным дорогам. В 1964 линию продлили
вглубь города Силигури до станции New Jaipalguri. В 1999 году
железную дорогу Силигури - Дарджилинг внесли в список всемирного
наследия ЮНЕСКО, как памятник инженерной мысли.
Очень забавно это выглядит, едешь по дороге прямо на поезде :)
А в городах и посёлках линия проходит прямо по жилой застройке.
Прямо как трамвай. Гудит, все от него разбегаются.
Но самое прекрасное, конечно, горы.
Они тут пока невысокие, но все радуют и всячески будоражат
сознание.
Весь маршрут проходит только один поезд в день. Три раза в неделю
ещё пускают дополнительный поезд на пол-пути до Курсеонга (и от
Курсеонга до Дарджилинга). Эти поезда на обычной дизельной тяге. А
вот на последнем участке от Гума до Дарджилинга весь день туда-сюда
ходит поезд с паровозом.
Начинается маршрут на крупной узловой станции обычной железной
дороги New Jalpaiguri. Станция находится на окраине Силигури -
через неё проходит множество поездов, соединяющих восточный уголок
Индии "Семь Сестёр" с центром страны.
Можно уехать в любые крупные города: Дели, Калькутту, Мумбаи,
Варанаси, Амритсар и другие.
У узкоколейного поезда отдельная платформа сбоку.
Чтобы поехать, нужно купить билет в кассе. Билет, кстати, довольно
дорогой - 1100 рупий (столько же примерно рублей).
Вокзал Джалпайгури-Новый уже достоин внимания своими мозаиками.
Купив билет, вы приходите к поезду, и садитесь в такой маленький
вагончик.
Сперва не верится что такой маленький поезд - это не аттракцион, а
полноценное транспортное средство.
Ощущение, что это что-то игрушечное.
Сперва поезд идёт по территории города Силигури. Параллельно до
станции Siliguri Junction идёт ширококолейная тупиковая линия.
Сюда приходят поезда, у которых Силигури - конечный пункт. По
дороге ещё две станции, одна из которых в трущобах.
Первые километры едем по джунглям.
Первая станция Ронтонг.
Но мы потихоньку выезжаем с равнины, и поезд карабкается вверх.
На станции Тиндхария скрещение со встречным поездом и
мини-магазинчик, где можно купить перекусить.
Голодные пассажиры сразу бегут туда и создают очередь.
Виды вокруг потрясающие!
Где-то вдали долина, по ней проходит граница с Бангадешем.
Территория которого видна из поезда.
И люди
Как я говорил, перепад высот тут 2000 м. Зубчатого рельса, как на
узкоколейке Нилгири, тут нет. Зато тут применяется другая
технология: зигзаги!
Чтобы резко забраться в гору, в маршрут вставляется небольшой
участок, по которому поезд поднимается задом.
Затем уже на высоте поезд опять меняет направление и движется
дальше.
На каждом зигзаге с задней площадки свешивается помощник, следящий
за порядком.
Всего на всём маршруте 6 таких зигзагов! Перед каждым выбегает
помощник машиниста и переводит стрелку.
Станция Курсеонг - такой же "зигзаг". Представляет собой тупик, в
который поезд заезжает, чтобы потом выехать обратным ходом.
Тут уже высота 1100 м, и непальское население.
Помимо зигзагов на линии ещё две петли! Когда поезд сначала едет
под мостом, а затем - по мосту. Одна в середине маршрута, другая -
почти у самого Дарджилинга.
На последнем участке Гум - Дарджилинг (7 км) ходят ещё и
дополнительно туристические паровозы.
Стоит это очень дорого - те же 1100 рублей, за которые вы можете
проехать всю линию, вы отдадите за 7-километровую прогулку
туда-обратно. Зато поедете вот в таком полностью стеклянном
вагоне.
Железная дорога проходит насквозь посёлков, поезд идёт прямо
вплотную к домам. Невероятное ощущение!
Станция Гум - самая высокая станция - после него линия спускается.
Сюда поезда приходят постоянно - вот на момент фото тут скопилось
три состава! Справа за заборчиком - музей.
С конечной станции Дарджилинг открывается роскошный вид на
Гималаи.
В солнечную ясную погоду если нет дымки, можно увидеть даже
Эверест! Но мне не очень повезло.
Есть и мини-депо музей паровозов.
Здесь же стоит VIP-вагон "Гималайская принцесса", предназначенный
для высокопоставленных гостей.
Полноценный бесплатный музей линии можно посетить на станции Гум,
как раз той, что в 7 км не доезжая Дарджилинга.
Если вы поедете на паровозе, то в программе как раз будет время на
его посещение.
Вот такая узкоколейка. Надеюсь, вам понравилось. Всё, это была
последняя из индийских на этот раз, теперь только про Шри-Ланку
будет.
|
</> |