Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

топ 100 блогов gamer07.09.2022 В середине 90-х наконец-то широко распространились CD-диски и теперь можно было впихивать на них огромное количество мегабайт. Опьяненные таким раздольем создатели игр стали впихивать на несчастные диски Full Motion Video - интерактивные игры на основе оцифрованного видео и аудио. В этот поток решила влиться и компания Tsunami Games, основанная бывшим финансовым директором Sierra Online Эдмондом Хайнбокелем. Его компания в итоге создала несколько более-менее продававшихся игр, а потом благополучно разорилась. Однако перед студия успела выпустить несколько относительно успешных интерактивных фильмов, самым удачным из которых был проект под названием "Бесшумная сталь" / Silent Steel (1995) - чистейшее воплощение боевиков девяностых.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Главной приманкой тогда было то, что сценаристом игры был Чарльз Пфаффер - бывший офицер спецназа SEAL, участвовавший в ряде боевых операций, а впоследствии профессиональный и успешный автор сценарных работ в Голливуде, который работал над целым рядом известных блокбастеров: "Морские котики", "Трудная мишень", "Шакал", "Дорога на Арлингтон" и др. До этого он уже работал с Tsunami Games над сценарием похожего интерактивного фильма Flash Traffic: City of Angels. К работе студия подошла с отличавшей ее ответственностью. Каст игры состоял в основном из сериальных актеров, среди которых тогда самым известным был Брайан Манкамара из "Короткого замыкания". Что еще выделяет игру, так это техническое качество исполнения: студийные съемки проводились на переделанном складе бывшей военно-морской верфи Чарльстон в Северном Чарльстоне, Южная Каролина. В игре есть немало кадров настоящих подлодок, кораблей и вертолета, снятые на борту подводной лодки USS Clamagore (SS-343) и эсминца USS Laffey (DD-724), которые давно являются музейными локациями в военно-морском музее "Patriots Point" в Маунт-Плезант, Южная Каролина. Для FMV-игр того времени это была достаточно серьезная подготовка - бюджет игры в итоге вырос до 3 миллионов долларов.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Игровой процесс очень прост и вполне типичен. Он состоит из видеороликов, которые непрерывно идут на экране и выбора из трех вариантов действий, которые нужно делать по ходу сюжета. Они представлены строками диалогов в низу экрана. Сюжет тоже несложный. Наш аватар - командир подлодки ВМС США класса "Айдахо". Однажды во время очередного патрулирования он получает секретное сообщение и узнает, что из Средиземного моря к нему прорвалась ливийская подлодка под управлением некого Кило. Они могут столкнуться, но начальство считает эту угрозу маловероятной и предоставляет нам самим выбирать вариант действий. Это первый сюжетный поворот. При продолжении движения выясняется, что на нас нападает совершенно другое судно - русская подводная лодка класса "Акула" под названием "Горшков". Приходится вступать с ней в напряженный бой. Это - второй сюжетный поворот. Наконец удается победить и уничтожить противника при условии, что вы смогли найти и обезвредить диверсанта, который ему помогал - и служил русским аж со времен холодной войны. Это - третий сюжетный поворот. Собственно... все. Благодаря помощи вертолета ВМС США подлодка "Айдахо" возвращается на базу и принимает поздравления адмирала и ЦРУ.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Игра выходила под Windows 3.1, но сейчас ее запустить даже в эмуляторе невозможно из-за наличия там MPEG-видеофайлов. Мне пришлось скачать ряд улучшений, включая драйверы S3 и SB16, видеоплагин Video For Windows VFW11E и кодеки Xing MPEG Player xing_31.zip. И все это ради чего? Ради того, чтобы выяснить, что так играть нужно только 15 минут, а потом игра требует поменять диск - а после смены диска тупо вылетает. Послав к чертям все, что можно, я решил не выпендриваться и скачал DVDi-версию, которую выпустили потом спустя четыре года в 1999 г. Я считал, что уж эта версия - по сути, большой DVD-диск - запустится на чем угодно. Как я был наивен... Во-первых, оказалось, что сразу несколько проигрывателей упорно не желают даже видеть этот диск, не говоря уже о том, чтобы запустить - а во-вторых, даже в DVD-версии не исчезли все проблемы оригинальной версии, такие как постоянные торможения, резкая обрывистость роликов в конце, совершенно тормозное управление и выход в меню, частое несовпадение речи и видео и еще миллион всяких косяков. Кроме того, влепить весь материал на одно DVD авторы явно не смогли, так что часть роликов из первого варианта игры явно вырезана, а часть переставлена. Тем не менее, я прошел эту игру, так как она оказалась смехотворно проста и коротка. Сквозное ее прохождение занимает минут 30-40, а если перебирать варианты - то около 3-4 часов.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Собственно, кроме 15 первых минут с раскачкой, почти весь остальной хронометраж - это бой на подлодке. Все FMV-изображение представляет собой хождение по подлодке от первого лица и разговоры с окружающими моряками. Иногда это прерывается на других действующих персонажа - пытающегося связаться с подлодкой адмирала флота и его переговоры с женщиной из ЦРУ; разговоры пилотов в вертолете из явно скомбинированных фонов; и моя самая любимая часть - редкие вставки русских подводников на "Акуле". Русские подводники поголовно носят синие спецовки, тельняшки под ними, бороды, а капитан отличался совершенно лысой головой и буденовскими усами - типичный русский моряк. Но и ему далеко до какого-то седого пенсионера в очках, видимо, старпома, который на чистом русском языке отдавал команды к стрельбе, махая при этом рукой, как артиллерист эпохи Наполеона. Собственно все. Разве что всю игру FMV прерывается на сделанные в 3D виды подлодок в воде и морских боев с довольно неплохим звуком.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Несмотря на то, что американцы уничижительно говорили о русской подлодке, которая слишком шумная, хотя и опасная - оказалось, что подлодка легко уничтожает нас на раз-два. С самого начала погибнуть можно буквально в любую минуту - смертельных концовок и ответвлений тут много. Однако больших затруднений игра не представляет. Несмотря на то, что в оригинальной игре нет субтитров, а речь персонажей пересыплена специфическими даже для американца военно-морскими терминами, понять происходящее не так уж сложно. Ориентироваться можно и на поведение, и на субтитры капитана внизу. А уж в DVD-версии и субтитры персонажей появились. Достаточно несложно догадаться, что уже в самом начале надо обратить внимание на источник постороннего шума на борту - ну а дальше надо просто постараться с поиском правильного варианта действий. Учитывая, что в оригинале игра каждые 15 минут просит вас поменять диск, развилок не так-то уж и много.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

К плюсам игры безусловно относится ее техническое качество. Сериальные актеры играли заметно лучше тогдашних FMV-халтурок, хотя американский старпом явно злоупотреблял своим мужественным деревянным лицом. Декорации, снятые в военных музеях, тоже впечатляли и даже телевизоры марки SONY, установленные в рубке вместо дисплеев военного оборудования, не особенно отвлекали. Также для уровня таких игр тут была неплохая динамика, операторская работа и напряженный сюжет. Квалификация бывшего "морского котика" Пфаффера сыграла свое - действие смотрелось более-менее убедительно, особенно благодаря постоянной военно-морской терминологии, которой бравые подводники в кадре сыпали напропалую. Есть и немного юмора, типа того, что имитировать пуск торпеды один офицер предлагает звуками бритвы по телефону. А на DVD-версии еще и изображение несколько лучше, чем на пережатом под Windows оригинале.

С другой стороны, игра не особенно завлекла и была в целом малоинтересной. Причин много - слишком частые проигрыши при откровенно занудном геймплее, плосковатые образы персонажей, постоянные технические огрехи, скучные рожи подводников половину времени, а главное - откровенно эксплуатационный сценарий. Например, даже с субтитрами я не понял, чего вообще хотела эта российская подлодка "Акула" и почему она вступила в связь с ливийцами... или не вступила? Скорее всего, эти злые русские просто пытались опять развязать Третью мировую войну, как в каждом втором технотриллере 90-х. Да, несмотря на то, что игру часто сравнивают с "Охотой за Красным Октябрем" (тут даже есть оммаж в виде музыки по сонару) - на самом деле Пфаффер не стал особенно утруждаться и спер сюжет у другого известного технотриллера 90-х про подлодку - "Багровый прилив".

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Слышали о таком? Был такой боевик и триллер в одном флаконе. Выпущен в том же 1995 году, именитым режиссером Тони Скоттом и с кучей звезд на актуальную тематику - дестабилизация мирового порядка после распада СССР. По сюжету в России из-за поражений в чеченской войне и санкций Запада победил литер ультранационалистов Владимир Радченко и захватил с помощью армии ядерные шахты на Дальнем Востоке. Патрулирующая воды подлодка "Алабама" узнает, что русская подлодка класса "Акула" хочет совершить ядерный удар по США и Японии. Все действие дальше развивается между капитаном (Джин Хэкмен) и старпомом (Дензел Вашингтон), которые спорят друг с другом, стоит ли выполнять приказ командования и ударить первыми, а параллельно сражаются с атакующей "Акулой". Пфаффер, добросовестно списавший все это из фильма, тоже не стал уточнять, что вообще означает понятие "Акула" - проект 971 "Щука-Б" (который у НАТО - "Akula-B") или проект 941 "Акула" (который у НАТО - "Typhoon"). В общем, плагиат вопиющий и то, что никто этого не замечает, доказывает, насколько у людей короткая память. Причем сценарий фильма был более напряженным и интригующим. Там было и противостояние капитана и старпома, и сложный вопрос об ответственности за начало ядерной войны, и яркие смерти персонажей, и целый бунт на корабле с большой массовкой... В игре масштабы не те, а вместо размышлений об ответственности за начало войны мы просто стараемся уничтожить этого "crazy Ivan", что в итоге с успехом удается. Да и с пафосом, порядком испортившим "Багровый прилив", тут тоже все в порядке, с поправкой на масштабы.

Словом, игра представляет собой чистейший технотриллер 90-х, который отразил все тогдашние страхи и штампы, а заодно и тенденции короткой эпохи FMV-игр. Сейчас в это можно играть, но не нужно, хотя своего зрителя игра, может быть, и найдет. Мне же лично было не особенно интересно, так как игра чисто с точки зрения управления малоудобная, простенькая и насыщенностью не блистает. Тем не менее интереса ради я решил пройти и первую "пробу пера" перед ней - Flash Traffic: City of Angels (1994), которую Tsunami Media вместе с Пфаффером сделала до того. Это оказался тоже очередной интерактивный фильм того времени. На сей раз мы играем за оперативника из Управления по борьбе с наркотиками, который совершил налет на нарколабораторию Лос-Анджелеса. Однако на следующий день нас вызывают в ФБР и сообщают неожиданную новость - оказывается, в лаборатории неожиданно обнаружились странные запчасти и высокий радиационный фон. Мы понимаем - похоже, в городе готовится теракт с помощью ядерной бомбы! Теперь надо найти террориста. И угадайте, из какой страны происходит этот террорист?

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Злебний рюський террорист

И технически, и сюжетно игра оказалась клоном "Silent Steel". Тот же геймплей, тот же шрифт, тот же визуал... Разве что изображение очень уж сильно пережато, хотя вроде бы на трех дисках. Наверно, из-за формата под Dos. По части сценария Пфаффер опять не напрягался, склепав сюжет наитипичнейшего боевика 90-х. После опросов пойманных в лаборатории - некого Хейнбокеля и поляка Станислава Крупинского (исполняет мелкий эпизодист Голивуда Кристоф Конрад, действительно поляк) выясняется, что наш главный террорист - некий Иван Беленко. Это типичный злодей из тогдашних фильмов категории Б - пухлый блондин в темных очках, который хочет ядерной бомбой взорвать Лос-Анджелес. Мотивация неясна, но вроде как он хочет отомстить за развал СССР - ведь Иван Беленко это бывший спецназовец, который убил 50 человек во время "антигорбачевского госпереворота" - кто бы подумать, сколько убили во время путча ГКЧП... Во второй главе мы выходим на него с помощью его девушки, стюардессы по профессии, которой он оставил на сохранение свою портативную атомную бомбу в относительно небольшом чемодане... Увы, по сценарию использование ее в качестве приманки проваливается. На третьем уровне происходит финал - спецназ SWAT обыскивает помещения где-то под стадионом. Это единственный более-менее сложный уровень, потому что на нем надо сначала убить прятавшегося Беленко, а потом обезвредить бомбу. Тем не менее при небольшой усидчивости и переборах игру пройти несложно примерно за пару часов, а сквозное прохождение занимает те же 40 минут.

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

Silent Steel (1995) / Flash Traffic (1994): ядерная угроза из России

В целом эта репетиция более распиаренной "Бесшумной стали" мне понравилась побольше, так как тут есть и нормальные декорации, и кое-какое разнообразие героев и локаций, и немного юмора с экшном. Сюжет штампован и отсылает ко всем тогдашним подобным боевикам - но все же это повеселее, чем два часа отбиваться от подлодки и говорить с моряками. По крайней мере, наш напарник из ФБР более живой и довольно забавно корчит рожи. Кроме того, тут есть не только хроника ядерного взрыва - создатели не поскупились аж на четыре комплекта формы SWAT и пиротехнику, так что тут есть довольно частая стрельба из огнестрела и даже зловещий кореец Ким с гранатометом, подрывающий машину. Конечно, в целом это все равно выглядит скудновато, на уровне телесериала, но по меркам FMV-игр из 90-х это был почти крупнобюджетный проект. Впрочем, к концу этой эпохи его легко переплюнули Spycraft и X-files. The Game, которые так и остались лучшими в этом ряду. Однако если у кого-то есть ностальгия по подобным тупым боевикам сериального качества из 90-х, то теперь вы знаете очередной чистейший образец своего времени...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...
Всем привет! Сегодня очередной выпуск постоянной рубрики - Поиздевайся над РАВом . В этот раз поговорим о браке. Не о том, о котором мечтают все девочки, а о том, который получается из-за кривых рук. Мне очень интересно было пройтись по старым съемкам, посмотреть и покрутить старые равы. ...
У каждого из нас война ассоциируется с постоянной стрельбой, взрывами, ранениями и смертью. Потери, скорбь, боль, смелость и героизм – все это мы представляем под выражением «военные действия». Война не обходится без огромных потерь, как и без героических поступков. Но кто же они такие, ...
Ли стояла на строительной площадке. Стройка была старая, заброшенная. Таких было много на окраинах города. С недавнего времени именно она стала для Ли самой любимой тренировочной площадкой. Здесь никто ей не мешал. Город спал спокойно и ...