South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
gamer — 11.08.2022 У британцев явно очень все плохо и с играми, и с фильмами. Мне приходилось видеть кое-какие образчики низкобюджетных британских боевичков, сделанных как будто трудами пары клубов реконструкторов или страйкболистов, и впечатление дешевизны было сильнее, чем от перестроечных боевиков 90-х. Теперь то же самое я вижу и в играх.Британская студия "State of Play" в 2011 г. выпустила короткометражку "Lume" аналогичного качества с графикой из картона, а потом наклепала несколько цветовых головоломок. Потом она выпустила типа как свое крупнобюджетное творение "South of the Circle", в котором появились озвучка и графон, благодаря чему игра даже попала на сайты игровых новостей. Рецензенты восхваляли ее за всякие достоинства: "законченная композиция, построенная на уникальном визуальном стиле, отличной режиссуре и актерской игре и проработанной истории", "хорошо написанная история отношений между людьми в достоверных декорациях времён холодной войны", "приятная графика и отличная актёрская работа здорово дополняют увлекательную историю, а повествовательные элементы столь хороши, что слабоватый геймплей не сильно портит впечатление".
На самом деле все это очередная чушь, превозносящее очередное "интерактивное кино". Этот жанр, который является ублюдочным бастардом, не кино и не игрой, мне уже порядочно надоел, и "South of the Circle" вовсе не стал исключением.
Вначале игра подкупает более-менее оригинальной завязкой. На дворе 1964 год. Антарктика. Горяие дни холодной войны. Здесь среди снегов потерпели крушение самолета два британских полярника - молодой климатолог Питер Гамильтон и его пилот по имени... э-э-э... У него нет имени. Пилот повредил ногу, как тот муравей из старой сказки, так что идти не может. Питер сам отправляется на красный свет радиовышки к местной британской базе. Нетрудно догадаться, что все будет не так просто. База пуста, а потом выясняется, что ребята попали в какую-то куда более серьезную передрягу, чем им казалось. Параллельно нам рассказывают про прошлое Питера в многочисленных флэшбэках. Оформлены они стандартно, под глюки - за время бесконечной ходьбы по снегам у Питера уже путается в голове, и локации прошлого и настоящего буквально перетекают одни в другие.
Собственно, в этом очередном интерактивном кино мы видим доведение до абсурда всех его проблем. Такие творения всегда делаются на минимальный бюджет, поэтому на графике всегда экономят. Вспомните разорившуюся TaleTell с ее контурными фигурами и грубостью реквизита из начала 2000-х. Здесь рисовка вообще представлена низкополигональной графикой из цветных многоугольников. Я знаю паблик ВКонтакте, который развлекается, переделывая в таком стиле известные фото и кинокадры. Почему-то его никто не хвалит за хорошую рисовку, как здесь. Ситуацию несколько спасает то, что персонажи сделаны в моушн-кэпчинг, и это придает ходящим многоугольникам с нарисованными карандашом глазами и ртом некоторое правдоподобие.
Что еще? Геймплей? Отлично - в таком жанре он вообще не особо нужен, и его тут просто отбросили за ненадобностью. Если игры TaleTell или Life in Strange хотя бы пытались изображать подобие выбора в репликах или делали второстепенные сюжетные линии, зависевшие от него - тут и этого нет. Весь "геймплей" представлен в виде выбора в диалогах... нет, не реплик - "эмоций". "Эмоции" изображены (внезапно!)
Остаются блистательный сюжет и непередаваемое сценарное мастерство... Окей, тут авторы действительно постарались. За основу взят проверенный прием двух сюжетных линий. В одной мы пытаемся найти помощь и шастаем по совершенно пустым базам, догадываясь, что наш полярный зверек гораздо крупнее, чем мы думали, что в какой-то момент подтверждает здоровенная шахта с какой-то знакомой желто-черной эмблемкой на дверях. Во второй линии, где проходит три четверти действия, мы видим флэшбэки из жизни нашего ботана Питера
У этой линии два костыля - мелодрама и исторический фон. За мелодраму отвечает ученая Клара - веселая, симпатичная и никогда не унывающая девушка, которая постепенно сближается с рохлей Питером. Оригинально, да? За фон - холодная война и обострение дипломатических отношений в 1950-е. Британские студенты выходят на акции за ядерное разоружение, знакомых Клары арестовывают по подозрению в связях с коммунистами, Кембриджскую четверку уже разоблачили - и догадываются, что есть и кто-то пятый. По радио неоднократно заявляют о том, как злобный-нехороший СССР не хочет соглашаться на демилитаризацию Антарктиды и его агрессия грозит военным обострением. Собственно, с этим связан единственный конфликт сюжета: Клара куда-то девается, видимо, из-за лишних связей с антивоенными активистами, или нет, я плохо понял - а Питеру сначала предлагают убрать ее имя с совместной монографии, а потом в награду предлагают стать климатологом на базе в Антарктиде, куда Макар белых медведей не гонял. Дескать, злые русские опять что-то химичат с ядерным оружием, и надо держать ухо востро. Ну как тут отказаться!
"РСФСР СТАЛИНГРАДСКАЙ"... Ну как же без клюквы, даже самой мелкой...
Весь этот сюжет, которого хватило бы на час, растянут аж на все четыре. За счет чего? В основном диалогов. Они по большей части в линии прошлого. Каждый раз, когда Питер добирается до очередной комнаты или темного вонючего валуна, флэшбэк перемещает нас туда, в теплые ламповые 1950-е. Здесь он будет бесконечно болтать с Кларой, преподами, друзьями и еще кучей близких. Диалоги прописали старательно и живо, насколько могли, и их озвучивают действительно отличные актеры. Интересно ли это? Нет, потому что все это можно видеть в любом другом фильме или сериале по теме. Банально, в общем - поверьте, господа авторы, в жизни разговоры с преподом и своей девушкой идут о таком, о чем вы и представить себе не можете.
Вся эта байда идет неспешно, три часа кряду, без остановок. Если вам наскучит бесконечная болтовня персонажей с минимум сюжетной информации - не переживайте: можете отойти попить чайку, перекусить, погладить рубашку и вообще, заняться делами по дому. Просто иногда надо подходить к экрану, чтобы провести нашего героя туда-сюда и иногда делать выбор кагбэ сюжетно важных элементов (которые не важны). В остальном игра сама поиграет в себя, как в TaleTell. Только у TaleTell был экшн, красивая смена ракурсов и разнообразие персонажей и локаций... Но вы обойдетесь и без этого.
Ближе к самому концу появляется некоторая интрига. На сцену совершенно неожиданно выходит бородатый полярник в
К счастью, сценаристы живут в XXI веке, а не в годы красной истерии, так что Михаил полностью разоблачает все эти параноидальные страхи перед зловещим КаГеБе. Он спасает Питера, аккуратно отнимает у маньяка ножик, отлично говорит на английском (на русском у него была одна-единственная реплика) - и вообще, в доску положительный парень. Именно он окончательно разоблачает все проблемы на месте, которые опять сводятся к опасности радиоактивных испытаний в Антарктиде. Да, по сюжету на Южном Полюсе все стороны проводили такие испытания (британцы вон вообще ядерные бомбы бросали) - и параллельно наблюдали друг за другом. Какого рожна тогда все стороны молчали, если по международному соглашению 1959 г. любые подобные действия категорически запрещены? А чтобы свое рыльце в пушку не разоблачить - умно, правда?
К сожалению, сюжет не углубляется в собственные дыры, чтобы окончательно закопать сам себя. Да и вообще радоваться не приходится - концовка тоже затянута, и драма с брошенностью и одиночеством наших персонажей на краю гибели уже не трогает. Под конец разбитной Михаил, наверно, единственный нормальный человек в этом цирке, все-таки вытащит наших героев на самолете из этой ледяной пустыни - но увы, финал открытый. И это, как вы понимаете, тоже очередное лыко в строку претензий к этой "гениальной" игре.
Будь "South of the Circle" мультфильмом - это был бы весьма затянутый и банальный мультфильм, который получил бы несколько премий на артхаузных фестивалях. Был бы он фильмом - может быть, его купило бы ТВ, поделив на пару серий, и он получил бы пару премий, если бы там была хорошая операторская работа (потому что в игре ее в целом нет). Но это как бы игра - а интерактивное кино облизывать любят. Поэтому про нее пишут хвалебные отзывы, рекомендуют, делают стримы, проливают над ней слезки в платочек и прощают ей затянутость, недостаток сюжетных поворотов, банальность конфликтов и диалогов и вообще, откровенную вторичность. Что до меня, то я твердо скажу - вранье, что игра может скрасить один-два вечера. Даже положительный русский парень того не стоит, и данные четыре часа прохождения можно было бы потратить на что-то более веселое. Советую и вам так поступить и пройти мимо этого очередного экземпляра "интерактивного кино", маскирующегося под видеоигру.
|
</> |