"Сифилитическая гроза"

топ 100 блогов vykhochetepesen24.10.2023

Харьков 1924 г.

 Плакат 1923 г.
Плакат 1923 г.

Попалась одинокая рукопись — несколько листов плотной пожелтевшей бумаги, сшитые суровой ниткой.

Редкий экземпляр стихотворной публицистики времён НЭПа.

Революционный прожектор направлен на злачные углы города Харькова, крупного промышленного центра, на тот момент — столицы вновь образованной УСР (Украинской Советской Республики). 

Сифилитическая гроза

К 1924 году военные и революционные бури на Украине утихли, настало время решительного социального переустройства общества на здоровых началах.

В молодой советской республике всякая эксплуатация, в том числе и на половом фронте, подлежала уничтожению. Равно как и сопутствующие ей венерические заболевания. 

Эти идеи и развивает начинающий местный пиит Михаил Штангей в своей злободневной поэме.

Размер и ударения порой подгуливают у Михаила по строфам, но это придаёт произведению свой шарм.  Если декламировать с выражением вслух — звучит! Особенно — «сифИлис».

Но не будем утомлять читателя предисловиями.

Итак, встречайте (барабанная дробь....) — М-м-м-михаил Штангей, «Сифилитическая гроза»!

Иллюстрация к стихотворению Демьяна Бедного
Иллюстрация к стихотворению Демьяна Бедного "Ночная панель" 1928 г.


Сифилитическая гроза


Кто из харьковцев не знает

Того страшного гнезда,

Где прекрасный пол гуляет

Без пути и без стыда.


Это Банный переулок,

Где заводят люди связь, 

И таит тот закоулок

Несмываемую грязь

Дореволюционная открытка с видом на р. Лопань. Банный переулок тянется вдоль берега справа.
Дореволюционная открытка с видом на р. Лопань. Банный переулок тянется вдоль берега справа.

Вот несчастное созданье 

Не идет от бани прочь,

и без проблеска сознанья

Ждёт чего-то день и ночь.


Площадь Розы Люксембургской,

Где стоит дворец труда,

Тоже грязью проститутской 

Покрывается всегда.

Харьков. Площадь Розы Люксембург (Торговая). Контора Окржилсоюзу. Почтовая открытка 1922 г. З колекції В. Завершинського
Харьков. Площадь Розы Люксембург (Торговая). Контора Окржилсоюзу. Почтовая открытка 1922 г. З колекції В. Завершинського

В банях тех, что с номерами,

Вечно денежки звенят,

И красотки там с парнями

Даже в очередь стоят.


Вот одна из них ругая

Сутенера подлецом,

До мозга костей больная,

пошла в баню с молодцом.


Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.

И молодчик от общенья

Сразу сифилис схватил,

За минуту увлеченья 

Он здоровьем заплатил.


Почему-же он здоровьем

За те ласки заплатил?

Потому что его кровью 

Враг незримый пошутил.


После краткого леченья,

Сифилитик думал так,

Никакого нет мученья,

Значит сифилис — пустяк.


Язвы нет уж и прекрасно,

Слава богу я здоров,

И не буду я напрасно

Безпокоить докторов.


Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.

После этого решенья,

По незнанью своему,

Он не брался за леченье,

И надел себе суму.


Паразитом стал народным

Он лет несколько спустя

Ибо жил к труду негодным

Небо попусту коптя.


И такое положенье

С ума бедного свело

Стал он браться за леченье

Только поздно уж было.

Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.


На трагическiя вопли

Чтоб боролись с той бедой,

Что сифилис так как сопли

Не смывается водой,


Было откликов немного

Люд от бога ждёт чудес

Если ж толку нет от бога

Говорят: «попутал бес!»


И на сотый вопль однажды

Откликнется гражданин

Да и то ещё не каждый

А из сотни лишь один.

Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.

Проститутки же гуляют

С мирiадом спирохет

И собою заражают

Горемык во цвете лет.


И здоровой, осторожной

Девке сифилис грозит,

Ее рано или поздно

Сифилитик заразит.


Нужно взяться нам граждане,

С улиц женщин тех убрать,

Чтобы не было страданiй,

Честный труд им надо дать.

Советский агитационный плакат. 1920-30-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-30-е гг.

Если-ж это не исправит

Женщин тех, то им — позор,

И тогда таких отправить 

На работу под надзор.


И от той заразы грозной,

Надо женщин тех лечить,

Энергично и серьёзно,

С ними нечего шутить.

Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.

С мужским полом точно также

Поступить нам долг велит,

Всех кто болен, кто заражен, -

От здоровых отделить.


Чтоб заразные не гнили,

Немедля начинать лечить,

Не жалея средств и силы,

Нужно также всех учить

И учить надо учить

Советский агитационный плакат. 1920-е гг.
Советский агитационный плакат. 1920-е гг.



«Сифилитическая гроза», несмотря на своё грозное название и пафос, по своим литературным качествам вполне себе укладывается в обильный поток графоманских «гаврилиад» того времени. 

Увы, мы не знаем, куда предназначал своё произведение автор: в газету, литературный сборник, для агитационной постановки или в театр. Страницы пронумерованы, и начало поэмы приходится на страницу № 6. Видимо, на первых отсутствующих страницах находилась сопроводительная записка или ещё одно произведение.

Зато сохранился входящий номер и краткая категоричная резолюция красными чернилами в верхнем углу листа: «не пойдёт».

Сифилитическая гроза

Причин возврата рукописи мы уже не узнаем, но субъективно можно предположить, что кроме дилетантского исполнения (простеньких рифм типа «лечить-учить», «сопли-вопли», «свело-бЫло»), общая тональность поэмы оставалась условно «народнической», где несчастных горемык полагалось жалеть и просвещать. Герои поэмы не активны, абстрактны (красотка и молодец), действуют как инертная масса.

Подобная эстетика в Харькове начала двадцатых годов, столице мощного «украинского авангарда», казалась уже анахронизмом. В те годы в городе в самом расцвете творят ищущие новых форм писатели литобъединения «Гарт»(«Закалка») во главе с неудержимым Миколой Хвылевым, теоретиком украинского национал-коммунизма; художник Василий Ермилов, «советский Пикассо», открывает первый в стране институт дизайна, драматург-новатор Микола Кулиш приносит в театр свои первые пьесы о войне, голоде и т.д.

Папиросы «Ильич». Эскиз коробки для Табактреста Украины. 1920-е годы. НХМУ, Киев
Папиросы «Ильич». Эскиз коробки для Табактреста Украины. 1920-е годы. НХМУ, Киев

Эти люди создавали новое искусство сообразно с собственными теориями, часто сознательно отказываясь от старой культурной традиции, которую они ещё хорошо чувствовали и знали. 

Перед нами стоит такой вопрос: на какую из мировых литератур взять курс? Во всяком случае не на русскую. От русской литературы, от её стихии украинская поэзия должна бежать как можно быстрее. Дело в том, что русская литература тяготеет за нами веками как хозяин положения, приучивший психику к рабскому подражанию (М. Хвылёвый)

Речь о тут не столько о национализме, сколько об опасности копирования старых культурных кодов, тем, мотивов. Хочется говорить о новом созидаемом обществе обновлённым языком. Национальное в этом контексте как раз и означает «новое».

Автор «Сифилитической поэмы» — явно не из этого круга. С его рекомендациями «лечить-учить» он явно наследует Некрасову:

Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек,
И, вся полна глубокой муки,
Ты прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок <...>

Проблема в том, что от «лечить-учить» до «понять-возлюбить» — расстояние небольшое, и тогда уж — здравствуйте Соня Мармеладова, Катюша Маслова, целая галерея падших женщин из «Петербургских трущоб» Крестовского и пр. Столбовой путь русской литературы, с которой украинским обновленцам хотелось разойтись. Ведь дальше по этой столбовой дороге — опасное расширение проблематики в глубь собственной души. Проститутка в рассказе Леонида Андреева «Тьма» (1907) ставит в тупик укрывшегося в доме терпимости революционера вопросом: «Какое же ты имеешь право быть хорошим, когда я — плохая?», на который не находится ответа.

Воздержание — неестественный и пассивный выход. Активный путь рисовал Максим Горький — он предлагал сначала спуститься из «мещан» на уровень «босяков», хлебнуть по полной горя и нужды, пройти самому через разочарования и падения, и оттуда, из подлой среды «людей» воспрянуть и подняться «Человеком», гордым творцом и учителем новой жизни. 

Имеют ли новые преобразователи общества право перевоспитывать и учить, разобрались ли они сперва со своей душой и совестью, — вопрос, который не задаётся в «Сифилитической грозе». Но он витает в воздухе.

И тот же харьковский властитель дум Микола Хвылевый как раз в 1924 году публикует новеллу «Я (Романтика)», герой которой, человек без имени, руководитель местного ЧК — приговаривает свою мать к расстрелу во имя идеалов революции, а потом терзается — стоила ли революция такой жертвы.

Автор «Сифилитической грозы» говорит как бы от имени безликих городских масс, граждАн-харьковчан, и всё ещё традиционно для спасения от «мирiадов спирохет» предлагает обращаться к врачам по собственному разумению. Однако, одновременно с этим он ощущает грядущую необходимость встать над чужой волей.

Если-ж это не исправит

Женщин тех, то им — позор,

И тогда таких отправить

На работу под надзор.

Факт вычёркивания автором следующего абзаца в рукописи, неприятия насилия над больными, говорит о том, что и он оказался на том же нравственном перепутье, где до него останавливались Чехов, Горький, Куприн, Леонид Андреев.

«Порок есть, — думал он, — но нет ни сознания вины, ни надежды на спасение. Их продают, покупают, топят в вине и в мерзостях, а они, как овцы, тупы, равнодушны и не понимают...» (Чехов.«Припадок»).


Так что же делать, как разомкнуть порочный круг? Автор сам не знает.

С одной стороны, —  С улиц женщин тех убрать, С ними нечего шутить, От здоровых отделить, Немедля начинать лечить,  причём делать это всё предлагается «энергично и серьёзно», а с другой стороны —  Не жалея средств и силы, Нужно также всех учить.

Тут поэт явно запутался, и несмотря на понятное желание взять «социально значимую» и конъюнктурную тему, нового прочтения её не предложил и «инновационного» громоотвода от «сифилитической грозы» не изобрёл. Его замешательство хорошо заметно в рукописи по перечёркнутым вариантам концовок.

Сифилитическая гроза

Что мы знаём об авторе поэмы, Михаиле Штангее?

Да практически ничего. Некий Михаил Иванович Штангей 1903 г.р., уроженец села Черкасски-Тишки, что в двадцати километрах от города, был призван  после освобождения Харькова из Сталинского района в начале 1944 г. на флот. 

Но он оставил нам свой замечательный психологический автопортрет , что гораздо ценнее куцых биографических сведений. 

На обороте последнего листа поэмы — перечёркнутые несколькими крестами стихи, запечатлевшие обстановку в момент творческого процесса.

Сифилитическая гроза

В нижнем этаже квартира

Темный уголок

И как в погребе в ней сыро

И в ней потолок

Ветх и тонок и оттуда

Помои ливнем

По комнате льются всюду

И ночью и днем.


Там-же песни раздаются 

Группы боевой (молодой)

И от танцев их трясутся 

Доски надо мной

Драчуны там и неряхи

надо мной живут

Часто крики охи, ахи

Все кого-то бьют.


Стены тоже очень тонки

Комнаты моей

И за ними голос звонкий 

Веселых людей.

Драки споры, песни танцы

Как и наверху

Надоело слушать братцы

Эту чепуху.


Стань просить, чтоб перестали

Петь или ж плясать

И чтобы мне не мешали что-нибудь писать

то они тогда на это  отвечают так

такому как ты поэту вся цена пятак.


и хозяйка дома тоже жить мне не дает

и помои свои даже мне под окна льет

когда летнею порою окна открывал

то мне брызги от помоев летели в подвал.


на полу моей темницы по стенам кишат

тараканы и мокрицы день и ночь шуршат

мух летает мирiады, кровь мою сосут (все лето пьют)

крысы мыши эти гады спать мне не дают

Блох клопов никаким зельем вывести нельзя

Так живу я в такой келье целый век друзья


Все в подвале да в подвале

Других жилищ нет

Да и в будущем едва-ли

Выберусь на свет


Как тут не вспомнить первые стихи молодого Алексея Пешкова, так же ютящегося в юности по сырым подвалам:

 Не везет тебе, Алеша!

 Не везет, хоть тресни!

 Не споешь ты, брат, хорошей

 Разудалой песни!


Не знаем, с умыслом ли окончание «Сифилитической грозы» было написано на обороте забракованного «тужильного» крика души двадцатилетнего юноши. Но некий ответственный редактор, наложивший на саму поэму резолюцию «не пойдёт», впечатлился сим творением в древнем жанре ламентации/плача и той же красной ручкой записал и подчеркнул фамилию «Штангей».

А на первом листе авторской рукой — косая приписка на нижних полях: «Гор.Сов. Секр. Кернер по жилищ. вопросу».


Как бы то не было дальше с бедным поэтом Мишей, а в Харькове в течение следующих лет произошли огромные изменения.

Харьков. Открытка 30-х гг. из собрания автора.
Харьков. Открытка 30-х гг. из собрания автора.

В 1928 году над рекой Лопанью встали конструктивистские громады Госпрома (Держпрома), ставшие визитной карточкой столицы Советской Украины.

Вместо частных бань для трудящихся Червонозаводского района был возведён большой помывочн0-оздоровительный комплекс с бассейном, уже без всяких «номеров».

Лазня № 3 (Корсаковская). https://ngeorgij.livejournal.com/12307.html?amp=1
Лазня № 3 (Корсаковская). https://ngeorgij.livejournal.com/12307.html?amp=1

Теперь работницы-женщины были здоровы, и баня больше не ассоциировалась с «грязью». Надо полагать, что «здоровой девке» сифилис тут уже не грозил.

Сифилитическая гроза https://ngeorgij.livejournal.com/12307.html?amp=1
https://ngeorgij.livejournal.com/12307.html?amp=1

Ну а от старых «вместилищ порока» Банного переулка ныне и следа не осталось.

 Харьков. Последнее сохранившееся здание бани в Банном переулке перед сносом в 1964 г. https://ok.ru/kharkoveto/topic/151174669827561
Харьков. Последнее сохранившееся здание бани в Банном переулке перед сносом в 1964 г. https://ok.ru/kharkoveto/topic/151174669827561

Что же до современной ситуации с нравственностью и венерическими заболеваниями в Харькове на сегодняшний день, то тут ничего существенного сказать не имею.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Задрали меня сегодня дебилы вконец! Ситуация: женщина в тёмное время суток, в дождь вваливает по дороге на автомобиле с такой скоростью, что не замечает большой грузовик, стоящий по всем правилам дорожного движения, влетает под него не тормозя и оставляет сиротами трёх своих детей, младше ...
Начнем с главного... Мамины тапчи готовы, остался только муж не обутый, но это не на долго ;) А про кино сильно и писать нечего, но оставлю мнение тут... Пазырили на молодого Хана Соло. Печальное зрелище по сравнению вот с этим бруталом... Не разочаровались, но второй раз ...
В первой части: причина зла, ошибка, грех, порок, первый разговор об аде. Часть вторая. Для начала несколько острых вопросов: если Бог сотворил зло, - то он несовершенен, а если он несовершенен, то какой же он Бог? если зло сотворил не Бог, ...
Было время, когда я очень переживал, натыкаясь в преддверии очередного 9мая на волну размышлений о том, что, мол, подвиг советских солдат был не так уж необходим, что "если б немцы победили, мы бы сейчас пили бы баварское пиво", что война СССР с Германией была войной двух равных зол и т.д. ...
В начале октября этого года боковая стена дома № 32 по Смоленскому переулку в Твери была осквернена портретом Солженицына . После того, как жители дома обратились в полицию, местные власти «включили дурочку»: дескать, ничего не знаем, разрешения на это безобразие никто не давал. ...