­
­
рейтинг блогов

шведское

топ 100 блогов mi3ch04.04.2013Страны школа-гл

В Стокгольме появилась первая в стране школа, где классы не имеют стен, и ученики в этом открытом пространстве вольны перемещаться как хотят. Эта школа стала логическим продолжением местной системы образования, где главное не столько знания, сколько воспитание свободы и духа сотрудничества.

Прусская система образования почти два века считалась самой передовой. Достаточно привести пример только трёх стран, где она плотно укоренилась, чтобы понять её успешность – собственно сама Германия, а также Россия и Япония. Прусская система идеально подходила для индустриального мира и массовых призывных армий. Отчасти этим и объясняется, почему три вышеприведённые страны были одними из самых милитаризованных в мире, а их территории представляли собой один большой промышленный комплекс.

Прусская школа рассматривалась как эффективное средство консервации существующего положения и господствующих доктрин. Система образования призвана была готовить не личности, а «винтики» в государственной машине. Именно государство определяло уровни (стандарты) образованности, «спускало» сверху учебные планы и методы обучения, регулировало назначение на учительские должности. Школа функционировала как хорошо отлаженный механизм, строго бюрократизированный в его управлении. Новое допускалось в школу лишь в той степени, в какой он представлялось государству безопасным для него.

На примере Германии можно видеть, что перед государством стояла двоякая, внутренне противоречивая задача. Ему нужно подготовить рабочие силы, сдерживая при этом свободное развитие высших способностей личности. Думать, но не слишком интенсивно. Знать, но только полезное для работы. Уметь подчиняться, не рассуждая.


школа-6

До определённой поры эта система успешно развивала Германию, Россию (СССР) и Японию. Но с заменой индустриального и военнизированного мира на постиндустриальный прусская школа начала становиться тормозом прогресса. На первый план стал выходить не «винтик» – придаток к заводу или казарме, а творческая личность, чьим конкурентным преимуществом стали свобода, умение создавать договорённости и отсутствие иерархий в совместной работе. Первыми это поняли в Германии, где с 1960-х началась постепенная замена прусской школы на современные варианты образования. Позже, в 1990-е эту эволюцию начала проходить Япония.

школа-5

Шведская же школа (а также финская, датская и норвежская) уже минимум пару десятилетий являют постиндустриальный подход к образованию. О его успешности говорит хотя бы такой факт: страна не только не растеряла инженерную мысль, но и добавила к ней развитую сервисную экономику. В Скандинавии наименее болезненно из всех развитых стран прошли кризис 2008-09 гг., здесь наименьший уровень преступности и высокие социальные стандарты.

школа-2

В России принято ужасаться гендерному воспитанию в школах Швеции, но людям индустрального мира (точнее, у нас сегодня это уже аграрно-сырьевой мир) туго даётся мысль, что в постиндустриальном мире смещение половых ролей – неизбежность. Когда-то и феодальный мир ужасался работе женщин на фабриках, их праву голосовать и получать высшее образование. Не только прогресс, но и гендерные отношения не стоят на месте.

школа-1

Гендерные программы – одна из основ шведской системы образования. Сами шведы так объясняют его: «Гендерный аспект образования становится всё более популярным в шведских школьных учреждениях. Его цель состоит в том, чтобы у детей в жизни были равные возможности независимо от пола».

шведское sweden-school-4

Другие основы шведской системы – изучение английского языка, начиная с дошкольного возраста (на английском свободно говорят 90% населения в возрасте до 45 лет); информационные технологии (90% учащихся имеют доступ в школе к интернету и компьютеру); обучение коммуникации в социуме (в том числе безопасности), а также принципам свободы и демократии.

шведское sweden-school3

Образование считается приоритетной задачей для шведских властей: оно является самой большой статьей расхода в бюджетах городов — 42% от общей суммы трат; Швеция инвестирует 6,3% ВВП в образование, в то время как средний показатель по ОЭСР — 5,7% (в России – 3,4%).

шведское sweden-school2

Школа в Стокгольме, которую называют «открытое пространство» (openspace) стала логическим продолжением образовательной реформы, идущей в стране с 1990-х. Её спроектировал архитектор Розан Бош. Классные комнаты были заменены на открытые пространства, которые поощряют сотрудничество и взаимодействие школьников (они могут свободно перемещаться по этому пространству). Школа наполнена красочной мебелью, учебными и рабочими зонами, лабораториями, библиотеками, ландшафтными зонами и кинотеатрами.

шведское sweden-school

Дети обучаются в небольших группах (обычно 5-7 человек, у каждой группы есть своя небольшая предметная специализация). Каждый школьник имеет ноутбук, который и является основой образовательного процесса.


via

upd
очень хорошая статья в Снобе на близкую тему
http://www.snob.ru/profile/9723/blog/58243

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
смотрю многосерийный полисияль, неважный, надо сказать, полисияль, совсем, если честно, скверный полисияль, назидательный, как басни михалкова, даже неловко такой смотреть, но иногда хочется, - и вот в сегодняшней серии действует негодяй и убивец, ветеран кавказских войн, бывший ...
ілі ачірєдная зрада поєбда над гейрапейцамі ...
Помню, советские товарищи очень любили (не знаю, как сейчас) крыть Хрущева плохими словами за "бездумное сокращение армии". Выглядело это так. В 1955 г. было 100 стрелковых дивизий, 63 механизированные и 26 танковых. (Еще были горнострелковые и воздушно-десантные, но они погоды не ...
Девочки с опытом, поговорите со мной, пожалуйста! Дожив до 36+3 недель, сегодня наконец-то выбила из врача ее соображения относительно моих родов. В целом у меня все нормально (т-т-т три раза), тонуса нету, шейка образцовая, плацента молодец (2 степень, ...
Вот просто, чтоб напомнил потом ЖЖ))) Такая грозища сегодня! А ливень только В первой серии был. А потом гроза кругами ходит, гремит, но почти без дождя. О! Пошел снова дождик. ...