Шутки, как способ высвобождения бессознательного по Фрейду..Что делать, ЕСли перешел грань?
bluechok — 11.02.2015
В своё время небезызвестный всем нам психоаналитик Зигмунд Фрейд
серьезно задумался над сущностью и смыслом юмора и остроумия: что,
как, зачем, для чего и почему мы шутим? В качестве ответа в 1905
году была опубликована работа под названием "Остроумие и его связь
с бессознательным". Главной темой в его книге стал еврейский народ:
Освенцим, холокост, годы жизни в страхе и необоснованной
жестокости.
Согласно Фрейду, юмор – один из психологических механизмов защиты
(подобно сублимации, вытеснению, замещению и пр.). Однако основное
различие состоит в том, что шутки помогают человеку высвободить его
бессознательное (животный инстинкт, истинные желания и отношения),
а не скрыть его.
«Никаких шуток не существует», - говорит Фрейд. Каждая шутка
содержит истину. Остроумие не что иное, как сублимация половых и
агрессивных инстинктов.
Что касается еврейского народа, то тут всё также довольно-таки
легко. На основе собранных данных, Фрейд утверждал, что
самокритичный юмор для евреев есть нечто вроде помощи в тяжелое
время, стремлением преодолеть все ужасы жестокого времени. Также
это показатель терпимого общества, которое уважает человека и
задумывается над своими ошибками, пытается их исправить.
К сожалению, недалекие людишки и сегодня не смогли, по всей
видимости, правильно понять идеи великого психоаналитика.
Недавно организованная в Тарту, мягко говоря, неуместная выставка
уже вызвала огромное возмущение общественности. Некоторые из
экспонатов: большие буквы «Холокост», фотография веселых людей,
выглядывающих из-за колючей проволоки, нагие люди играют в салки в
бетонном бункере, изображая узников Освенцима и многое другое…
Предложив взглянуть на события прошлого с долей иронии,
организаторы объясняют свои действия исключительно благими
намерениями: если перевести в юмор издевательства нацистов над
евреями во время холокоста. Это, считают шутники, поможет евреям
лучше пережить травму, оставленную теми жестокими днями. Однако
самокритика и откровенное высмеивание жертв поистине ужасных
событий – две совершенно разные вещи.
Каким образом может помочь евреям такая выставка? Просто издевка
над людьми и историей. Кто считает это забавным?