Штурм Иркутска

топ 100 блогов Сообщество "Союз офицеров запаса" — 22.11.2011

   Это происходило в Забайкалье в начале семидесятых годов. Откомандовав несколько лет отдельной разведротой, я получил назначение на должность начальника штаба отдельного разведывательного батальона. Командовал батальоном подполковник Ерофеев Николай Васильевич. Я знал его еще по службе на Урале. Человек он был неплохой, к службе относился добросовестно. Любил часто повторять: "Разведка - глаза и уши армии. Тебя комар кусает, а ты не обращаешь внимание - ведешь наблюдение." К выпивке был неравнодушен и мог иногда, как говорится напиться "до чертиков". Однажды был случай, когда на полевом выезде за ужином мы употребили водку. Ерофеев,  как всегда, изрядно выпил и пошел в свою палатку. Он видел, что у нас осталось еще более половины бутылки, и мы знали, что каким бы пьяным он не был, но то что осталась еще водка он это запоминал наверняка. Но так случилось, что мы еще долго не могли заснуть и, не вытерпев, за разговорами  втроем прикончили оставшееся. Спохватившись, что завтра с самого "сранья" придет ведь командир и, как всегда, скажет: "Давайте, не тяните резину наливайте". Мы не знали, что делать, тем более приобрести водку в тех полевых условиях мы не могли. И тогда майор Роберт Макаров (зам. командира) решил налить в бутылку воды...

   Как и следовало ожидать, командир появился очень рано с сильно помятой физиономией и сразу же заявил: "Ну что сидите как истуканы? Давай, Роберт, разлей всем по рюмашке". На что мы промямлили, что, дескать, нам что-то не хочется. Ерофеев никого уговарить не стал и, налив себе чуть больше половигы стакана, залпом выпил... Мы притихли и ждем: "Что же будет дальше?" Как-то ведь неудобно - не очень-то красивая шутка получилась, тем более, что мы уважали его как командира и старшего товарища. Молчим-с! Подполковник как-то задумался, потом взял кусок колбасы и стал медленно жевать, после чего  вышел на улицу. Для нас так и осталось загадкой о чем он подумал. Скорее всего, возмущаться он не стал потому, что он толком не понял сам, что же он выпил. Видимо, он все же решил, что допился до того, что уже водка ему водой показалась, а признаваться в этом перед нами ему, конечно, не хотелось...

  Спустя два года я принял у него батальон, он же был назначен начальником разведки нашей дивизии. К штабной работе он не был приучен и посему не любил лишнее время проводить в дивизионном штабе. Оно и понятно - там можно напороться на генерала (командира дивизии), а тот обязательно к чему-нибудь придерется. Командир нашей дивизии генерал-майор Бобров был твердо убежден, что подчиненным нельзя говорить ничего хорошего, ато зазнаются и испортятся, посему считал, что всегда необходимо найти к чему прицепиться и дать подчиненному хорошую выволочку. Без этого мимо него пройти было никак невозможно. Выволочка всегда заканчивалась тем, что подчиненный должен уйти от генерала с сознанием своего полного ничтожества. Помню, меня лично он остановил (а день был воскресный - но мы все равно торчали на службе) и придрался за то,  что на мне проверх шинели не было ремня с портупеей, хотя по правилам ношения военной формы, утвержденным Министром Обороны, ремень на шинели предусматривался только для строя, или же при принесении службы, будучи в наряде, т.е. на дежурстве или в карауле и т.п. Но в нашей дивизии генерал требовал быть в ремнях постоянно. 

   - Вы пучему (он так говорил), тувариш капитан, без ремушка?

  - Сегодня выходной день, товарищ генерал.

  - Я вас не спрашиваю, какой сегодня день. Я вас русским языком спрашиваю, Вы пучему, тувариш капитан,. без ремушка?

  - Мой ремень находится в кабинете, как приду так сразу опояшусь ремнем;

  - Я давно заметил, что Вы много бултате, Я Вас не спрашиваю, где Вы храните свои вещи. Я Вас спрашиваю вы пучему, тувариш капитан, без ремушка?

  - Согласно Правилам ношения военной формы, я, в данном случае, имею право не одевать ремень!

  - Прекратить бултовню! Не то я сам лично отвезу Вас сейчас на гауптвахту!

  - Виноват, товарищ генерал!

  - Вот это более-менее вуенный ответ, так вот запомните - если я Вас когда- либо встречу и на Вас не будет ремня - Вы будете строго наказаны! Вам ясно, тувариш капитан?

 - Так точно!

  - Идите!

   О нашем генерале я должен сказать, что при всем рассказанном, человек он был неплохой. Воевал всю войну и закончил ее командиром танковой роты. Дважды горел в танке. Имел два "Невских" т.е. два ордена Александра Невского, которым по статуту награждались только офицеры за личную отвагу в бою. Нас он не баловал, но в обиду своего офицера никогда не давал, никогда, даже при наших недостатках, не задерживал представления о присвоении очередного звания. При всех его чудачествах, мы любили своего генерала.

  Так вот по причине нежелания лишний раз попадаться на глаза генералу, подполковник Ерофеев большую часть времени имел обыкновение торчать у нас, так как батальон подчинялся ему теперь уже как начальнику разведки. 

  Откровенно говоря, мне он насточертел изрядно - он мешал мне проявить себя как командира. Целый день он околачивался по территории части, во все совал нос и постоянно дергал меня своими замечаниями. К исходу рабочего дня он приходил ко мне в кабинет и говорил: "Ну давай, не тяни резину, открывай свой сейф". В этом сейфе, как и в бытность его командиром, всегда находилось спиртное...

   Наконец-то мы узнаем, что подполковника Ерофеева переводят в Иркутск начальником цикла военной кафедры Иркутского Политехнического института.

  Легковой автомобиль начальника разведки дивизии был в ремонте, и Ерофеев в новенькой "с иголочки форме, в брюках навыпуск (мы же всегда в сапогах и в ремнях), прибыл проститься с нами и воспользоваться моей машиной чтобы уехать в аэропорт.

  Помню, я подарил ему выдвигающуюся шариковую ручку-указку (которая могла ему пригодиться на преподвавательской работе). 

  Провожать его в аэропорт поехали майоры Макаров и Добрыднев. Как и следовало ожидать, они там втроем изрядно "вмазали", а потом оставив Ерофеева,(вылет задерживался) сами на машине вернулись в часть.

  На следующий день утром я, проведя развод в части, направился в штаб. И вдруг - кого я вижу! Подполковник Ерофеев собственной персоной! В той же новенькой форме только слегка помятой.

  - Каким судьбами? - спрашиваю.

  - А я передумал лететь самолетом и решил ехать поездом - в самолете меня укачивает.

  На самом деле было так. (Сам рассказал). Когда из аэропорта уехали Макаров с Добрыдневым, Ерофеев решил еще добавить и на трап самолета уже не взошел, а "восполз". Поругался со стюардессой и его не пустили в самолет.

   И на этот раз провожать его на поезд поехали те же лица, правда, я наказал провожатым, что бы не задерживались, так как оба будут нужны в батальоне.

   К тому времени в Чите был капитально отремонтирован, (фактически построен зеново) железнодорожный вокзал с хорошо оборудованным рестораном "Метелица"

   До отхода поезда было еще достаточно времени и Ерофеев предложил провожатым выпить понемногу "красненького". У провожатых не было времени ждать и они отъехали в часть. Не могу сказать, было ли там одно "красненькое", но в итоге наш подполковник учинил в ресторане дебош (опрокинул стол и стулья), крушил посуду. Ресторанные власти позвонили в комендатуру, после чего присутствующие наблюдали такую картину - стоит молодой лейтенант начальник патруля и уговаривает подполковника успокоиться...На что тот властно ему отвечает: "Товарищ лейтенант, я Вас не задерживаю. Можете быть свободны!" В ресторан прибыл сам комендант гарнизона. Он и утихомирил разбушевавшегося подполковника и доставил его на гауптвахту.

   На этот раз дело приняло серьезный оборот. О похождениях незадачливого подполковника стало известно начальнику политотдела нашей дивизии полковнику Толстошеину., за которым в дивизии твердо была закреплена кличка "Инквизитор". Полное "звание" звучало так: "Инквизитор 49 танковой дивиии епископ Толстошеин".

   Все тогда думали, что быть теперь Ерофееву без партбилета - а это конец всяческой карьере и даже службе.

  Но наш Торквемада (так звали самого кровавого инквизитора средневековой Испании) на этот раз проявил удивительную мягкость. Мы и раньше замечали, что к пьяницам наш начальник политотдела всегда был благосклонен (видимо, по причине родственности душ) за то он был беспощаден ко всевозможным любителям женского пола, так как было известно, что ему изменяет жена.

  Так вот он вызвал своего помощника по комсомольской работе старшего лейтенанта Бориса Жернова (с ним мы жили в одном подъезде) и, показывая ему на стоящего по стойке "смирно" Ерофеева заявил: "Старший лейтенант Жернов, Ваша задача затолкать этого подполковника в вагон поезда "Чита - Иркутск" и считать задачу выполненной когда поезд покажет задние огни за мостом через реку Ингода. Вам обоим, надеюсь, все ясно?" На что оба выпалили :"Так точно!"

   Борис мне потом рассказывал, что за все время ожидания поезда подполковник не удостоил его даже взглядом, не то, что говорить о чем-либо. Он считал это ниже своего достоинства. Вернувшись, Жернов доложил начальнику политотдела о выпролнении задания...

   Спустя два дня, заходит ко мне Макаров и говорит: 

  - Вы слышали, что Ерофеев приехал?

  - Как приехал, ведь он только позавчера уехал?

  - Так вот вернулся в одной рубахе и в тапочках.

   А дело было так, (это он сам рассказал своему другу Макарову). После того как Ерофеев занял свое место в купе, он тут же, не мешкая, рванул в вагон-ресторан. Сидел он там до самого закрытия, пока его не попросили покинуть заведение.

  На остановке в Улан-Удэ (как раз половина дороги от Читы до Иркутска) он вышел на вокзал поискать чего-либо выпить. Пока он стоял в очереди в каком-то ночном буфете его поезд ушел... Дело было летом и он оказался в форменной рубашке и в тапочках. Хорошо, что документы и деньги хранились в нагрудных карманах рубашки. Пришлось тут же сесть на, проходящий в обратном направлении, поезд и вернуться домой. Ну не ехать же к новому месту службы и представляться новому начальству в тапочках! 

 И на этот раз репрессий не последовало. Сообщили в Иркутск, что подполковник Ерофеев по причине болезни задерживается и приедет несколько позже. 

  Он и на самом деле заболел, и за это время я навестил его. Он пожаловался мне: "Ты знаешь, этот Иркутск для меня оказался непреодолимым препятствием. Прямо, мистика какая-то!" На что я предложил ему отдохнуть несколко дней и "штурмовать" Иркутск заново.

 Через три дня Ерофеев успешно прибыл к новому месту службы, а спустя год, будучи в командировке в Иркутске, я встретился с ним. Он уже полностью освоился с преподавательской работой и мы за рюмкой водки вспоминали его приключения.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Нуждающиеся семьи с детьми смогут разово получить около 33 тыс руб на 1 ребенка уже в июне сразу за полгода. В связи с пандемией дополнительную поддержку от государства получат 27 млн детей: - размер пособия по уходу за ребёнком для неработающих граждан повышается в 2 раза до 6751₽ - ...
Давненько меня тут не было, но похоже все возвращается на круги своя. Приближается летнее солнцестояние и для тех из нас, кто все лето на работе, я тут придумала занимательный древнеримский обеденный перерыв по вторникам с 13 до 14 по Риму. В общем, знакомьтесь: «Неподметенная гостиная. ...
9 мая мы всей страной видели и гордились какая у нас сейчас армия. Новая волна патриотизма пришла не знаю, как  Вам, но ко мне точно. Мы великая страна и гордиться, конечно, нам есть чем. Всё майские, я как тот депутат, который не бережёт себя и всё о стране думает…продолжал мотаться ...
Люблю хорошее мясо, и умею отличить хорошо приготовленный стейк от посредственного. Мой выбор - это стейк со степенью прожарки medium. При этом мясо как никогда лучше раскрывается, оно сочное и нежное, тающее во рту. Мне приходилось дегустировать разные стейки, например твердые как ...
Вчера был на презентации услуги IP-TV от "Пчелайна". Сама презетация, собственна (слайдов дохуя, всё максимально подробно): Open publication - Free publishing - More internet И чота меня прям вот дико заинтересовало всё это. Да, я понимаю, что это ещё один шнурок в ...