Шталмейстерский дворец или Где бывал Михаил Булгаков с чтением «Белой гвардии»...
vladimirdar — 06.03.2017Всего 41 фото
Шталмейстерский дворец является одним из самых любопытных домов Старой Москвы, и найти его случайно, прогуливаясь по улицам столицы, совершенно не возможно. Шталмейстерский дворец или Дом Новикова в Малом Знаменском переулке, 7/10, стр.3 мало кому знаком, если не интересоваться им специально. Он находится во чреве дворовых территорий Знаменки и Волхонки. У него грустная, незавидная судьба как архитектурного объекта, но славная и любопытная история. Достаточно сказать, что хозяйка этого дворца танцевала на балу с Пушкиным, а Михаил Булгаков неоднократно бывал в квартире у своего друга русского писателя Сергея Заицкого с чтением своих рассказов и других литературных произведений. И, как всегда, интерес к литературной жизни Михаила Булгакова дал возможность совершить для себя открытия в истории Старой Москвы.
Для начала пройдем по Малому Знаменскому. Нам нужно показать читателю, где искать Шталмейстерский дворец...
02.
Перекресток Знаменки, Староваганьковского и Малого Знаменского переулков.
Фото снято с Малого Знаменского...
Сейчас мы идем от Знаменки в сторону Колымажного переулка...
03.
Малый Знаменский переулок
Это дом № 7/10, стр. 5 - Реальное училище Мазинга (1900 г., архитектор К.Ф. Буров), позднее и в настоящее время - Школа № 57.
04.
Вот в эту арку (на фото ниже) нам и надо зайти, чтобы увидеть дворец...
05.
История этого дома очень затейлива. Письменных известий о его возникновении не сохранилось, так же как и имен людей, построивших на западе Белого города эти большие палаты. Специалисты расходятся во мнении о дате их строительства: одни говорят, что белокаменные своды подвалов безусловно относятся к допетровскому времени, возможно, даже концу 16 века. Другие, что декор, частично сохранявшийся на фасадах, стилистически хоть и принадлежит к XVII веку, но выложен из кирпича первой половины XVIII-го. Или подвалы были древнее самого дома, или же он весь являлся необычным для центра города анахронизмом - проверить сейчас все это непросто.
Вот такой он сейчас.
06.
Внешне он выглядел ярким представителем второй половины XVII столетия, во многом перекликавшимся с его знаменитым соседом – стоящим по другую сторону Знаменки домом Пашкова.
07.
Академик Грабарь приписывал авторство фасада дома Новикова Василию Баженову: а если и не он, то уж точно кто-то из его учеников. Долгое время проработавшая на памятнике реставратор Алла Филиппова говорила: «Когда я побывала в Италии, поняла, что у нашего дома были действительно хорошие каноны, не какие-нибудь доморощенные московские…». Прежде всего, это относилось к белокаменной резьбе коринфских капителей и сложных карнизов здания.
08.
Мы сейчас находимся во дворе Шталмейстерского дворца. Слева - здание школы № 57.
09.
Первый известный владелец дома - вдова гофф-интенданта Петра Мошкова (середина XVIII века). А после нее домом владел Николай Иванович Новиков, один из главных московских масонов екатерининского времени. Роль этого человека в русской истории до сих пор оценивается крайне противоречиво, одни называют его просветителем, другие развратителем России.
10.
Но поскольку Новиков и его единомышленники были масонами, вскоре между строк о свободе, равенстве и братстве начали появляться выпады в сторону самодержавия и православия, поначалу вполне скромные. Новиков, которого императрица называла «умным и опасным человеком», и сам говорил: «против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя бы искру понятия имеет». Историк Валишевский уточнял: «Екатерина вначале благосклонно смотрела на развитие этого движения: классическое франкмасонство, с которого начали Новиков и его друзья, держалось вполне благонамеренных взглядов в области государственных вопросов». Кроме того, Новиков был участником переворота, доставившего императрице русскую корону.
11.
Родившийся в 1744 году Новиков прославился как издатель прогрессивных журналов («Трутень», «Живописец» и др.), основной целью которых было «вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных», напомнить о том, что «и рабы – человеки». Авторы этих журналов первыми, еще до Радищева, обратились к теме бытописания крепостных. Однако со временем представители прогрессивной ложи договорились до того, что «тирана истребить есть долг не злодеянье», и в 1785 году Екатерина, наконец, дала указ графу Брюсу и Московскому Митрополиту Платону о проверке всех книг, изданных Новиковым. А в 1792 он был заточен в Шлиссельбургскую крепость (на 15 лет), откуда через 4 года был освобожден Павлом I.
12.
Этот мрачный черно-коричневый закопченый временем дом под номером 8, корпус 3 (на фото ниже) находится также во дворе дворца к западу от него. Сведений о нем нет, так, что можно сделать вывод, что он принадлежит МО РФ, коих зданий вокруг множество.
Сейчас мы обходим Шталмейстерский дворец...
13.
А эту башню центральной телерадиостудии МО РФ по адресу Колымажный переулок, 14 можно увидеть прямо со двора...
14.
В 1814 году дом «с принадлежащими оному строениями» был куплен у полковника Якова Ланского ведомством Московской Дворцовой конторы (конюшенным отделением) и в нем поселилась семья обер-шталмейстера князя Б.А. Святополк-Четвертинского. Ф.Ф. Вигель, один из популярных русских мемуаристов, так описывал этого незаурядного человека: «...Много раз встречал я в петербургских гостиных этого красавца, молодца, опасного для мужей, страшного для неприятелей, обвешанного крестами, добытыми в сражениях с французами. Я знал, что сей известный гусарский полковник, наездник, долго владевший женскими сердцами, наконец сам страстно влюбился в одну княжну Гагарину, женился на ней и сделался мирным жителем Москвы...». Княжна Гагарина, Надежда Федоровна, была сестрой В.Ф. Вяземской, дружившей с А.С. Пушкиным. Поэт бывал в доме на Знаменском, танцевал с дочкой Святополк-Четвертинских красавицей Надеждой Борисовной (1812-1909).
15.
В 1975 году зданию, наконец, присвоили статус памятника федерального значения, отселили жильцов и, скорее всего, дом ожидала реставрация. Были проведены комплексные исследования, составлен проект восстановления и сметы.
18.
Рассматривались варианты приспособления здания под филиал музея имени Пушкина, музыкальную школу. Но дальше смет дело так и не пошло. Тридцать лет простоял дом брошенным, с провалившейся крышей, выбитыми окнами, залитыми водой подвалами и огромными трещинами в стенах.
19.
За все эти 30 лет ни у кого не нашлось денег даже на элементарные противоаварийные работы. Дошло до того, что некие благоустроенные жители, наблюдавшие медленную гибель памятника из окон соседнего дома, сами предложили инвестировать его реконструкцию под элитное жилье. Однако это оказалось невозможно по санитарным нормам: двор был слишком тесен.
20.
В июне 2001 года статус памятника специальным постановлением был понижен до «объекта местного значения», и был переведен на баланс правительства Москвы. Через год дома Новикова и Мазинго отошли в пользование ОАО «Городской дом», которое для начала обеспечило обстановку полной секретности на объекте: ни пресса, ни наблюдатели не допускались. Потом начался снос дома Мазинго. Здание это было рядовое, но создавало хороший исторический фон для целого букета первостатейных памятников: церкви Антипия, Музея изобразительных искусств и усадьбы Долгоруких.
21.
Здание входило в их охранные зоны, а также имело свой собственный статус памятника истории: в квартире №14 на первом этаже угловой части дома в 1931-33 годах жил и работал ученик Петрова-Водкина, художник-график Николай Купреянов (кстати, автор знаменитого плаката 1920 года "Граждане, храните памятники искусства!»).
Сейчас на месте снесенного памятника истории появилось совершенно новое здание...
22.
...А инженерно незащищенный дворец после такого потрясения окончательно пошел по швам.
23.
После этого застройщики три года пытались выправить рассыпающийся памятник древности, тратили большие деньги. Потом участвовавшие в спасении дома специалисты-конструкторы признали, что спасти дом невозможно. Поверить в это непросто, однако Москомнаследие уверяет, что дом упал бы и без посторонней помощи, так что снос, то есть разборка аварийного строения – была единственно возможной формой его реставрации…
Сейчас на месте дома Новикова находится новодел. К моменту начала нового строительства сохранялась лишь незначительная часть сводчатых помещений подвала. Все «итальянские» белокаменные детали были аккуратно изъяты и при воссоздании возвращены на место.
24.
Шталмейстерский дворец вызывает двойственные ощущения. С одной стороны это классический новодел и его фасады «кричат об этом». С другой – дворец воссоздан и неплохо, на мой взгляд. Неизвестно какая цветовая гамма использовалась в XVII веке, но мне кажется, что цвет не был синим. Но это, все на уровне субъективных ощущений.
25.
Во времена Булгакова Малый Знаменский переулок был улицей Маркса и Энгельса. Именно здесь бывал Михаил Афанасьевич Булгаков в квартире №30 у писателя С.С. Заяицкого с чтением своих ранних рассказов и начала «Белой гвардии». Он был близким другом Михаила Булгакова. Их знакомство состоялось в январе 1924 г.
26.
Пару слов о русском писателе С.С. Заяцком.
Заяцкий Сергей Сергеевич, русский писатель (2 октября 1893, Москва - 21 мая 1930, Феодосия),
внук известного кондитерского фабриканта дворянина А.И. Абрикосова.
27.
По блестящему владению русским языком, великолепному знанию быта всех слоев нового советского общества и мастерству, с каким он из этого бытового мусора извлекает настоящие перлы юмора и показывает абсурдность этого быта, его трагикомизм, Заяицкого можно поставить в один ряд с М.А. Булгаковым, М.М. Зощенко, П.С. Романовым и другими корифеями нашей литературы периода 20-х годов.
28.
Еще несколько ракурсов Шталмейстерского дворца.
29.
Парадный вход.
30.
В оригинале его в этой части здания не было...
31.
32.
33.
34.
А это как раз тот самый новый жилой элитный дом на месте четырехэтажного дома К.К. Мезинга (вид со двора).
35.
Это его вид уже с Колымажного переулка.
36.
37.
Колымажный переулок
Вплотную к нему со стороны Малого Знаменского находится доходный дом братьев Стуловых. Как раз за ним и находится во дворе Шталмейстерский дворец. Дом ("отрезавший треть "дворца"), исполненный в стилистике классицизма, построен в период с 1913 по 1914 годы зодчим Валентином Евгеньевичем Дубовским при участии архитектора Николая Алексеевича Архипова.
38.
В период с 1919 по 1920-й годы в бывшем доходном доме располагалось издательство «Всемирной литературы», ее московского филиала, которым руководил Владислав Фелицианович Ходасевич. История владения также связана и с проживавшими здесь именитыми жильцами: революционеркой Верой Николаевной Фигнер, историком и археологом Сергеем Константиновичем Богоявленским, литераторами Николаем Каллиниковичем Гудзием и Владимиром Максимовичем Фриче.
39.
40.
А здесь (фото ниже) вид на Малый Знаменский переулок. Слева Дом Мезинга, а справа - церковь Антипия на Колымажном дворе. Самое раннее упоминание церкви относится к 1530 году. Каменное здание было возведено в третьей четверти XVI века. Государев Конюшенный двор (позднее - Колымажный) находился с западной стороны церкви, возник он, вероятно[4], в 1547 году. По преданию, в церкви венчался Иван Грозный с одной из своих жён. Царь почитал священномученика Антипу, а среди его родовых святынь хранился зуб святого «Онтипия Великого», оправленный в серебро.
В церкви находится фамильный склеп представителей семейства Скуратовых. В 1627 году у церкви патриархом был погребён Дмитрий Скуратов - правнук Ивана Скуратова, брата Малюты. То обстоятельство, что один из приделов посвящён Григорию Декаполиту, позволило предположить, что либо Малюта Скуратов (Григорий Плещеев-Бельский), либо кто-то из его родных принимали участие в строительстве храма...
Источники:
Портал Москва, которой нет. Малый Знаменский переулок, д. 7/10. Шталмейстерский дом.
Википедия.
© Vladimir d’Ar, 2017