
Шостакович - Квартет № 9 и Симфония № 15

Дмитрий Цыганов, первая скрипка знаменитых «Бетховенцев» - Квартета им. Бетховена, первого исполнителя большинства квартетов Шостаковича, вспоминал:
Раздается обещанный звонок Шостаковича:
— Я написал квартет.
— Девятый?
— Да, я Девятый квартет написал.
Спрашиваю:
— Это тот, о котором газеты сообщали?
Шостакович:
— Нет, совсем другой.
— А что с тем квартетом?
— Тот в корзинке.
Под «газетами» Цыганов видимо имел в виду радиоинтервью Шостаковича от 2 сентября 1963 года, в котором композитор сообщал, что работает над новым квартетом, который будет «детским», про «игрушки и гулянья». Но, как видим, работа эта оказалась «в корзинке».
Однако это не было первым подступом Шостаковича к этому, судя по всему, особо значимому для него опусу, обозначающему, как оказалось, поворот к «позднему» его стилю. Еще 18 ноября 1961 года в письме к своему ближайшему другу Гликману он сообщал:
Закончил я Девятый квартет, но очень им недоволен. Поэтому в припадке здоровой самокритики я сжег его в топке. Это второй случай в моей «творческой практике». Впервые я такой номер выкинул в 1926 году, когда сжег все свои рукописи.
Итоговый вариант Шостакович посвятил своей третьей жене, Ирине Антоновне:
Дмитрий Шостакович - Струнный квартет № 9, соч. 117 (1964). Фицуильям квартет.
Среди «игрушечно-детских» тем квартета невозможно не заметить перманентно появляющуюся знаменитейшую фигуру из увертюры к россиниевскому «Вильгельму Теллю» (если не в явно мелодическом, то в ритмическом ее виде). Об этом как-то почему-то не пишут (или не попадалось мне просто), но тут явный отсыл к последнему симфоническому опусу Шостаковича - Пятнадцатой его симфонии, где роль этой темы всем хорошо известна..
А все вместе говорит это, по-моему, о существеннейшей роли, которую сыграла эта музыка Россини в вовлечении маленького Мити в волшебный музыкальный мир.. Как ворота в него сияющие для него она была.. и такой и осталась..
Дмитрий Шостакович, Симфония № 15, соч. 141 (1971). Дирижер Бернард Хайтинк.

|
</> |
