Школьные порядки

топ 100 блогов logpoint30.04.2010 В этом учебном году я работаю в двух школах – своей основной и еще одной, куда меня пригласили по итогам конкурса «Учитель года». В моей основной школе у меня есть обычно один свободный день, плюс вторая половина дня иногда свободна, и я подумал: почему нет. Плюс была надежда на интересную работу над школьной газетой. Взял информатику в двух девятых классах.

Когда я первый раз получил журнал девятого класса, вместе с ним мне принесли прошитую папку сравнимой толщины с надписью «Дисциплинарная тетрадь». Дети пояснили, что в этой папке учителю нужно перечислять отсутствующих на своем уроке и расписываться. Подивившись названию, я подумал: наверное, не такая плохая идея, по крайней мере, «энки» в журнале можно будет потом скопом выставлять.
Поработав немного, я понял настоящие причины введения этой тетради. Оказывается, помимо отсутствующих, учителя записывали туда собственные замечания к детям, фиксируя разнообразные, по их мнению, нарушения дисциплины. Потом эти замечания просматривал директор, и на каждое замечание классу начислялись штрафные баллы. Оказалось, что в школе ведется общий рейтинг классов, основанный на учете дисциплины и всяких внеклассных мероприятий. Рейтинг этот исправно крутится на телевизорах в холле. За победы во всяких конкурсах, олимпиадах и прочем, подготовку выступлений, проектов и прочего класс получает в рейтинг баллы, а за нарушения дисциплины, замечания на уроках, опоздания и т. п. баллы снимаются. Оказалось, классам в трех группах – младшей, средней и старшей – исправно по итогам модулей и триместров выдаются грамоты за то, как они хорошо выполняли школьный распорядок, все это называется конкурс "Самый классный класс".
Дальше – больше. Оказалось, что из двух девятых, в которых я работаю, девятый «а» – первый/второй в рейтинге, девятый «б» – стабильно последний, с рейтингом глубоко отрицательным. И в течение учебного года я наблюдал отношение к ученикам обоих классов на примере дисциплинарных тетрадей. Тетрадь отличников рейтинга практически всегда – в образцовом порядке, отсутствующие исправно помечены, правда, все равно периодически встречаются записи учителей красной ручкой и сверху – жирные синие цифры директора: «-5», «-10», «-20», мне встречалось до «-50». Тетрадь последнего в рейтинге девятого класса испещрена красной ручкой на каждом развороте, синие цифры имеют несколько другой порядок, чаще встречаются и «-40», «-90» и даже «-150». Мне показалось удивительным, что при таком отношении девятый «б» еще и готовит какие-то выступления и участвует в проектной деятельности. Ребята оттуда как-то даже участвовали в соревнованиях по информатике, о которых я писал, заняли первое место, директор, присутствовавший при этом, их похвалил, но заявил, что «это все равно им не поможет».
Потом я поднял материалы о правах детей в школах и выяснил, что такого рода учет дисциплины вообще квалифицируется как нарушение прав учащихся, в частности, как наказание, ущемляющее человеческое достоинство. По федеральному закону об образовании, «Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается» (п.6, ст.15) Оценки «за поведение» у нас ведь не зря больше не ставятся. Кому интересно, могут ознакомиться с соответствующими материалами тут и тут. Образовательное учреждение даже несет по закону об образовании ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся, правда, какую ответственность и на основании каких законов, мне выяснить не удалось.
Так вот. Теперь у меня оформилось наконец четкое мнение о такого рода тетрадях. На мой взгляд, заполнение дисциплинарных тетрадей в школах (а это не единичный случай, как выяснилось), помимо того, что это нарушает закон, глубоко безнравственно. Это по сути введенные в школьный распорядок тюремные и армейские «один класс лучше, а другой хуже» и «все отвечают за одного», унижающие и детей, и тех, кто их унижает. Послушав назидательные выступления директора о том, как седьмой класс занял первое место, а девятый класс как-то никак не может его догнать, понимаешь всю глубокую степень манипулятивности, которую можно извлечь из безобидной записи отсутствующих. Выставленные на всеобщее обозрение в тетрадях назидательные перлы учителей почему-то чаще не вызывают у детей здорового смеха, как можно было бы ожидать от психически здорового человека. Особенно когда после этих перлов в школу вызывают родителей и тоже подвергают их унижениям по поводу того, что «ваш сын такой-этакий, нахамил учителю, и вообще много проблем с его поведением» (совсем недавний случай, после которого мама мальчика признавалась, что чувствовала себя униженной). По поводу невыполнения школьного порядка администрация хочет, чтобы учителя выступали «единым фронтом» компостирования мозгов, и учителя... выступают. Поневоле вспомнишь Стэнфордский тюремный эксперимент с надзирателями и заключенными, набранными из обыкновенных людей, когда надзиратели стремительно входят во вкус. Причем когда в одном из замечаний учителя по поводу девятого «а» возникло сомнение, и классный руководитель написал комментарий в той же тетради по поводу того, что первоначальное замечание не соответствует действительности, это привело к взрыву страстей и разборкам в кабинете директора с кем бы вы думали? Конечно же, с классным руководителем, который написал комментарий. Администрация настаивает на соблюдении общей концепции насильственного воспитания. И баллов с "уровневого класса" за этот случай сняли побольше, в назидание.
Вообще назидательность авторитарных воспитательных систем, возможно, вызывала бы порой даже умиление, если бы не приводила к разрушающим последствиям в детской психике. Когда ты видишь вроде разумного человека, который с умным видом несет чушь о том, как важно соблюдать дисциплину (при этом имея в виду, что необходимо неустанно эту дисциплину насаждать), неминуемо убеждаешься, насколько власть может деструктивно действовать на людей. Понимаешь, насколько прав был Гордон, когда пишет о том, что дисциплина с дисциплинированием имеет очень мало общего, и дисциплинирование приводит как раз к отсутствию реальной дисциплины. Но и детей, и учителей этой школы устраивает данное положение вещей. Да, дети относятся скорее философски, типа «учителей же не переделаешь». Зато единый фронт стройно марширующих учителей под фанфары всеобщего нового порядка... мне что-то напоминает. А вам?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
№1065 Люди и боги / Ludzie i bogowie Тринадцати, прости хосподи, эпизодный польский сериал я осилил! Он посвящён бойцам Армии Крайовой, а точнее её варшавскому подразделению, а если ещё точнее, то небольшому отряду "Коготь", выполнявшему функции ликвидации (естественно по приговору ...
Где-то опять вулканище просыпается или пружинка землетряса натянулась.  Думаю к утру жахнет - никогда так не гудело. Это сильней всяких фукушим.. Может в скорую пора звонить? Язык вертится, рука пока не онемела...Тьфу, тьфу, тьфу ( стучит по ...
Не хотели размещать, потому что думали, что все спишут... Ну ладно. Списывайте:D ...
— А можно обойтись как-нибудь без этого? — спросил сэр Лайонел, с подозрением поглядывая на инструменты пытки, которые палач раскладывал на своем верстаке. Король приподнял бровь. — Без этого?.. В каком смысле — без этого? — Я имею в виду — без пыток, — пояснил сэр Лайонел. — Выдирание ...
...