Школьные порядки
logpoint — 30.04.2010
В этом учебном году я работаю в двух школах – своей основной и еще
одной, куда меня пригласили по итогам конкурса «Учитель года». В
моей основной школе у меня есть обычно один свободный день, плюс
вторая половина дня иногда свободна, и я подумал: почему нет. Плюс
была надежда на интересную работу над школьной газетой. Взял
информатику в двух девятых классах.Когда я первый раз получил журнал девятого класса, вместе с ним мне принесли прошитую папку сравнимой толщины с надписью «Дисциплинарная тетрадь». Дети пояснили, что в этой папке учителю нужно перечислять отсутствующих на своем уроке и расписываться. Подивившись названию, я подумал: наверное, не такая плохая идея, по крайней мере, «энки» в журнале можно будет потом скопом выставлять.
Поработав немного, я понял настоящие причины введения этой тетради. Оказывается, помимо отсутствующих, учителя записывали туда собственные замечания к детям, фиксируя разнообразные, по их мнению, нарушения дисциплины. Потом эти замечания просматривал директор, и на каждое замечание классу начислялись штрафные баллы. Оказалось, что в школе ведется общий рейтинг классов, основанный на учете дисциплины и всяких внеклассных мероприятий. Рейтинг этот исправно крутится на телевизорах в холле. За победы во всяких конкурсах, олимпиадах и прочем, подготовку выступлений, проектов и прочего класс получает в рейтинг баллы, а за нарушения дисциплины, замечания на уроках, опоздания и т. п. баллы снимаются. Оказалось, классам в трех группах – младшей, средней и старшей – исправно по итогам модулей и триместров выдаются грамоты за то, как они хорошо выполняли школьный распорядок, все это называется конкурс "Самый классный класс".
Дальше – больше. Оказалось, что из двух девятых, в которых я работаю, девятый «а» – первый/второй в рейтинге, девятый «б» – стабильно последний, с рейтингом глубоко отрицательным. И в течение учебного года я наблюдал отношение к ученикам обоих классов на примере дисциплинарных тетрадей. Тетрадь отличников рейтинга практически всегда – в образцовом порядке, отсутствующие исправно помечены, правда, все равно периодически встречаются записи учителей красной ручкой и сверху – жирные синие цифры директора: «-5», «-10», «-20», мне встречалось до «-50». Тетрадь последнего в рейтинге девятого класса испещрена красной ручкой на каждом развороте, синие цифры имеют несколько другой порядок, чаще встречаются и «-40», «-90» и даже «-150». Мне показалось удивительным, что при таком отношении девятый «б» еще и готовит какие-то выступления и участвует в проектной деятельности. Ребята оттуда как-то даже участвовали в соревнованиях по информатике, о которых я писал, заняли первое место, директор, присутствовавший при этом, их похвалил, но заявил, что «это все равно им не поможет».
Потом я поднял материалы о правах детей в школах и выяснил, что такого рода учет дисциплины вообще квалифицируется как нарушение прав учащихся, в частности, как наказание, ущемляющее человеческое достоинство. По федеральному закону об образовании, «Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается» (п.6, ст.15) Оценки «за поведение» у нас ведь не зря больше не ставятся. Кому интересно, могут ознакомиться с соответствующими материалами тут и тут. Образовательное учреждение даже несет по закону об образовании ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся, правда, какую ответственность и на основании каких законов, мне выяснить не удалось.
Так вот. Теперь у меня оформилось наконец четкое мнение о такого рода тетрадях. На мой взгляд, заполнение дисциплинарных тетрадей в школах (а это не единичный случай, как выяснилось), помимо того, что это нарушает закон, глубоко безнравственно. Это по сути введенные в школьный распорядок тюремные и армейские «один класс лучше, а другой хуже» и «все отвечают за одного», унижающие и детей, и тех, кто их унижает. Послушав назидательные выступления директора о том, как седьмой класс занял первое место, а девятый класс как-то никак не может его догнать, понимаешь всю глубокую степень манипулятивности, которую можно извлечь из безобидной записи отсутствующих. Выставленные на всеобщее обозрение в тетрадях назидательные перлы учителей почему-то чаще не вызывают у детей здорового смеха, как можно было бы ожидать от психически здорового человека. Особенно когда после этих перлов в школу вызывают родителей и тоже подвергают их унижениям по поводу того, что «ваш сын такой-этакий, нахамил учителю, и вообще много проблем с его поведением» (совсем недавний случай, после которого мама мальчика признавалась, что чувствовала себя униженной). По поводу невыполнения школьного порядка администрация хочет, чтобы учителя выступали «единым фронтом» компостирования мозгов, и учителя... выступают. Поневоле вспомнишь Стэнфордский тюремный эксперимент с надзирателями и заключенными, набранными из обыкновенных людей, когда надзиратели стремительно входят во вкус. Причем когда в одном из замечаний учителя по поводу девятого «а» возникло сомнение, и классный руководитель написал комментарий в той же тетради по поводу того, что первоначальное замечание не соответствует действительности, это привело к взрыву страстей и разборкам в кабинете директора с кем бы вы думали? Конечно же, с классным руководителем, который написал комментарий. Администрация настаивает на соблюдении общей концепции насильственного воспитания. И баллов с "уровневого класса" за этот случай сняли побольше, в назидание.
Вообще назидательность авторитарных воспитательных систем, возможно, вызывала бы порой даже умиление, если бы не приводила к разрушающим последствиям в детской психике. Когда ты видишь вроде разумного человека, который с умным видом несет чушь о том, как важно соблюдать дисциплину (при этом имея в виду, что необходимо неустанно эту дисциплину насаждать), неминуемо убеждаешься, насколько власть может деструктивно действовать на людей. Понимаешь, насколько прав был Гордон, когда пишет о том, что дисциплина с дисциплинированием имеет очень мало общего, и дисциплинирование приводит как раз к отсутствию реальной дисциплины. Но и детей, и учителей этой школы устраивает данное положение вещей. Да, дети относятся скорее философски, типа «учителей же не переделаешь». Зато единый фронт стройно марширующих учителей под фанфары всеобщего
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Кизилташский закат — этот день в блоге
Желна в Плехановском бору.
Говорить о «красном и белом терроре» неуместно, или Цитата дня
Осеннее танго
До 100 килограмм мяса, не хватило 9 грамм
вечереет
"Битва за Берлин" - презентация первого тома
Про Муму, Ивана Сергеича и сюрприз

