Школьная травля и другие элементы демократического гражданского общества

топ 100 блогов uborshizzza29.04.2023

Школьная травля и другие элементы демократического гражданского общества https://ic.pics.livejournal.com/kinomonster/12743643/452607/452607_original.jpg
Иногда читаю блоги из Дзена. Там есть тематические блоги про травлю в школе. И такой блог – не один. В Госдуме даже подготовили законопроект о профилактике буллинга. Это говорит о том, что явление приобрело широкий размах.

Когда я училась в школе, ни о каком булинге (травле) не говорили. Интересно, почему?

Единственное, что громко прозвучало, это фильм «Чучело». Но это уже 1983 год, а повесть, по которой был поставлен фильм – 1981 года.

Зато в американском кино, литературе тема встречается часто. Большинство расстрелов в школах связаны с булингом, которому стрелок подвергался в школе, но чаще всего его ненависть направлена не на конкретных обидчиков, а на школу в целом, и бывает, что стрельбу начинает уже взрослый человек.

В фильмах про школу обычно такой сюжет: есть группа спортсменов и группа рано повзрослевших хорошеньких девочек, которые всех строят.
Новичок приходит в класс, и его сразу начинают травить. Ну а потом уж как повезет.

Почему нам никогда не приходило в голову травить новичков? Что с нами было не так? Почему мы отличались от цивилизованного мира?

Я вижу несколько причин. Первая та, что булинг возникает там, где есть четкая иерархия, где особи подразделены от альфы до омеги. Омег травят, на них спускают ту агрессию, которая скапливается в отношениях с выше стоящими.
Это характерно для сообществ приматов. Новичок должен найти свое место в иерархии, но никто не хочет уступить ему свое место. Отсюда и травля. А он должен отвоевать свое место под солнцем, проявить себя в борьбе.

Посмотрите на любой коллектив: тюремное сообщество, казарму для новобранцев – вы там все это увидите.

Во времена моего детства булинг среди детей можно было наблюдать в пионерских лагерях. Вот оттуда привозили рассказы о том, что кому-то устраивали «темную» и пр.
В чем была разница со школьным классом? В классе дети учатся 8-10 лет. Вся иерархия давно установлена. Есть и альфы и омеги, но омег не травят, потому что за этим следят учителя.
В пионерских лагерях коллектив – новый. Там еще только предстоит установить иерархию, а педагогический состав слабее. К тому же дети в школе находятся не весь день, в отличие от пионерского лагеря.

В США дети не учатся долго в одном и том же коллективе. Они постоянно перемешиваются, т.е. иерархия не определена. Что касается их учителей, то мне трудно что-то сказать по этому поводу – я их не знаю.

А почему в современных российских школах булинг стал так распространен? Ведь по-прежнему дети большей частью учатся много лет в одном и том же классе.
Учителя стали менее профессиональны? Может быть.

Но главное мне видится в другом. Я в этом посте употребляю слово «коллектив», но не знаю, насколько популярно это понятие сегодня. В СССР коллектив был основополагающим. Главным для него было то, что люди собраны вместе не по принципу родства, а по принципу общей деятельности – работы или учебы. Коллектив, наряду с семьей, был первичной ячейкой общества, причем семья – это была дань прошлым временам, а коллектив – предвестник будущего, когда отомрут государства, а люди будут жить вот такими прекрасно самоуправляемыми сообществами, сотрудничавшими друг с другом. Понятие «я» в коллективе было вторичным по отношению к понятию «мы». Важно было то, что пойдет на пользу общему делу, а не то, что хочешь лично ты.
При таком подходе омег, скорее опекали, чем угнетали. Травля считалась недопустимым явлением и пресекалась в зародыше. Никаким альфам не позволялось ставить себя выше коллектива, соответственно, выгоднее было быть средним, таким, как все, а слабым помогать, чтобы они тоже стали средними, сильных же одергивать для того же самого. Сила была в коллективе, а не в его отдельных членах.
Принцип коллективизма, принцип "Один за всех и все за одного" превалировал в мультфильмах, фильмах, книгах, радиопередачах, спектаклях для детей. А это предполагало ответственность за других.

Сегодня же на первое место выдвинулся индивидуализм. Я помню, как для меня было удивительно, что названия салонов красоты, торговых марок, ресторанов стали «Эгоист». Раньше же это было оскорбление. Аналогичная история произошла с понятием «стерва». Появились книги «Философия стервы», «Правила стервы». А журнал «Сноб»? Разве раньше кто-то признался бы в снобизме? Странно, что не легализовали слова «негодяй», «мерзавец», хотя была песенка со словами: «Я – шоколадный заяц, я – ласковый мерзавец».

А в тех же США индивидуализм никогда и не выходил из моды.

Да и понятие травли сильно расширилось. Если наших родителей можно было затащить в школу разве что на родительские собрания, и то, ходили на них далеко не все, то сегодня родители общаются в чатах, сегодня они полностью погружены в жизнь своих детей, и бог его знает, что они посчитают оскорблением и травлей.

В наше время, например, считалось дурным тоном рассказывать родителям о своих отношениях с подругами, учителями – родители могли все воспринять неверно и начать ненужные и чреватые плохими последствиями разборки. Теперь же боюсь, что что-то утаить от них сложнее. Дети поссорились - помирились. Они не злопамятны, мирятся легко. Родители же начинают: "С этим больше не водись", жалуются учителям, ссорятся друг с другом, в итоге пустяшный конфликт разжигается до небес. Как же, родитель должен защищать свое чадо! А иначе, что он за родитель? Видимо, больше гордиться нечем или делать больше нечего, но такие родители стали нормой.
Учитель же больше не имеет такой власти, как раньше, и его слово – не последнее.

Поэтому здравствуй добрая старая обезьянья иерархия, здравствуй, булинг. А от законов на эту тему станет только хуже.


Переход по Ñ‰ÐµÐ»Ñ‡ÐºÑƒВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впервые встретила чебурек такого размера. А вкус! Вполне соответствовал размеру. Удовольствие от съеденного было на весь день ...
Есть такой саит, правда он на английском языке, но он..достаточно значим для меня. Если что то захочется прочесть, то можно и перевести во всяком случае.. Это то, что дает людям главное- надежду.. Хочу опубликовать несколько историй. Я была в ...
Так сказал мой давнишний друг Борис, которому позвонила метаясь по квартире. У него когда-то погиб сын и мы с ним много разговаривали тогда, утешая друг друга. И в этот раз позвонила, чтоб выплакаться. Это случилось 18-го утром. Я еще нежилась в полусне, слышала как Коля ругается в ...
Я в печали. Вернее у меня эстетическое расстройство :) Много лет я читала в ЖЖ одну удивительно прекрасную авторшу. Что ни пост - так пир для души. Уж на что я не люблю витиеватые словообороты (по-моему, это такой жесткий признак графоманства с потугами), но даже они в ЕЕ текстах ...
Если в РФ назначены президентские выборы и проводится предвыборная кампания - значит это нужно российским властям. Не мне, не вам, не тëте Клаве из шестого подъезда - именно властям, то бишь Кремлю. И если в предвыборной кампании участвует такой вроде бы сторонник мира как Борис ...