Школа XXI века: выученная дебильность - расширенная модель выученной
alex_rozoff — 23.05.2021 Появилось веское основание вернуться к тезису: всеобщее стандартное школьное образование лучше отменить ПОЛНОСТЬЮ*. Тезис не только подтвердился " с полей" но и оказался слишком мягким. всеобщее стандартное школьное образование лучше не просто отменить, а запретить такую технологию образования, как разрушительную для психики и когнитивных способностей человека. Далее - объяснение:Открытое письмо одной мамы учителям начальной школы** (далее цитируется выборочно, полный текст по ссылке).
...Мы успешно отучились год на семейном обучении с дочкой в 3-м классе и с сыном в 1-м классе. Сын радовал меня своими успехами по математике, он хорошо считал, решал задачи. Решал бытовые задачи.
Бытовые задачи у нас выглядят так. У меня 10 яблок, а вас трое. Сколько целых яблок я дам каждому? Сколько яблок у меня останется? Задачи типа «у тебя 2 конфеты, а сестры 5, на сколько больше у сестры, чем у тебя» - мы решали в 4-5 лет.
Во втором классе мы решили пойти в школу.
В один прекрасный день я попросила сына делать домашнюю работу по математике, на что он мне сказал, что не может решить задачу из учебника.
Я сильно удивилась и посмотрела, что за задача. Тут я чуть не упала. Задача была типа «у Маши 2 яблока, а у Даши на 2 больше, сколько яблок у Даши»?
Я думала, что он шутит. Когда я поняла, что нет, мой мозг чуть не взорвался.
Мысль, что с началкой явно проблемы, не давала мне покоя. Я точно знала, что теперь дело не в моём ребёнке.
Я начала выяснять, что говорит учитель на уроке, как она объясняла задачу на уроке, почему они начертили именно такую схему, а не другую. Я обзвонила своих подруг, мам второклассников и выяснила, что и в других школах учат также, как в нашей.
И тут я поняла, почему у многих детей проблема с математикой.
А проблема потому, что учителя, пользуясь своим авторитетом, практически запрещают детям думать!
Да, да, запрещают.
Но делают они это не со злого умысла. Их задача - научить детей решать задачи. Вот они, вместо того, чтобы развивать детям мышление, навязывают шаблонное решение.
Грубо говоря, их методика выглядит так: «Прочитай задачу. Найди ключевые слова “больше на, меньше на,…”, определи какая схема из шаблонных подходит. Натяни цифры на шаблон. Реши шаблон.»
Дорогие учителя, вы конечно, научите детей мыслить шаблонно, все в классе научатся пользоваться шаблонами и, как результат, решат задачу.
Ведь это ваша цель?
Но это не цель самого предмета- математика!
Математика должна учить находить решения без шаблонов, должна развивать логику, должна учить пониманию физического смысла задачи.
Проблема моего сына была в том, что он впервые столкнулся с необходимостью решать задачу строго(!) шаблонно.
У него в голове не было чёткого представления, сколько всего шаблонов, как выбрать нужный, как натянуть на него цифры.
А в школе ему внушили, что, если ты не можешь начертить схему (т.е. выбрать шаблон), то ты не можешь решить задачу - и задача вовсе не решена, если не выбрана и не начерчена подходящая схема.
Я попросила ребенка на минуточку забыть о всех схемах и решить задачу так, как раньше.
Конечно, ответ был получен молниеносно.
Я сказала: «Вот видишь, ты знаешь и можешь решить задачу!» - «Нет, так решать задачи неправильно, ты ничего не понимаешь, задача решена только тогда, когда начерчена схема!»
Вот где лежат проблемы математики, физики, химии, геометрии.
Детям запрещают думать, делать логические выводы, анализировать. Всё это запрещено, разрешены только шаблоны.
Сегодня всё чаще слышу «креативное мышление, логика, критическое мышление».
Почему раньше этих слов не было, но эти виды мышления были у основной массы детей?! А сейчас все эти термины есть, а мышления нет. Да здравствует начальная школа с её строгими шаблонами!
Я не педагог, я просто мама. И я боюсь отводить ребёнка в школу, потому, что в этом году я поняла, в чём проблема начальной школы.
И развитие шаблонного мышления - это не единственное моё опасение. Есть еще переживания.
Зачем внушать ребёнку, что он не может что-то решить?
Есть такой термин “выученная беспомощность”.
Так вот если ребёнок два месяца подряд слышит: «Ты не можешь решить задачу», - (а на самом деле - выбрать шаблон) от авторитетного для него человека, то он начинает думать, что он и правда не может решать задачи, начинают появляться мысли “я глупый”.
Я не сразу начала бить тревогу, что сын не может решать задачи.
Только когда он начал регулярно заявлять мне: “Я не буду решать, я же не умею их решать”, я поняла, что у нас проблема. И проблема была уже психологическая.
Сейчас мы её решили, но два месяца мы эту проблему получали и потом два месяца, специально уйдя на удаленку, сидели дома и решали её.
(конец цитирования).
...Такие дела...
----------------------
*) Тезис: всеобщее стандартное школьное образование лучше отменить ПОЛНОСТЬЮ.
https://alex-rozoff.livejournal.com/225950.html
Иллюстрация из статьи на ту же тему:
28 сентября 2014 Почему я не отдаю своих детей в школу?
https://www.total.kz/ru/news/stil_zhizni/pochemu_ya_ne_otdayu_svoih
**) Полный текст открытого письма с комментариями:
https://zen.yandex.ru/media/kumon/otkrytoe-pismo-odnoi-mamy-uchiteliam-nachalnoi-shkoly-6096f13fb8f34b04d26abc57
|
</> |