Школа через 10 лет

Мои первые мысли по поводу того, что будет дальше.
Средние школы пинком отправляют в направлении рынка, сохраняя бюджетные субсидии, адресаты которых определяются местным чиновничеством.
Средняя школа – совершенно не рыночное образование, и возглавляется по большей части людьми, которые частный бизнес наблюдали в своей жизни только издали. И могли много раз убедиться в том, что в любой сфере бизнеса тех, кто считает себя умнее всех, рано или поздно опускают с небес на землю. Местные образовательные власти ничем особенно не отличаются от коллег, контролирующих другие сферы деятельности, например, розничную торговлю.
На первом этапе определится список «своих» школ на территории. Свои будут получать максимальный уровень бюджетного финансирования. Так как финансирование привязано к количеству учащихся, они будут лишать того и другого остальные школы. Не вошедшие в число избранных, вполне вероятно, будут не закрыты, а сохранены в полупридушенном состоянии (об этом чуть ниже). Своим будут навязываться учебные программы издателей, лучше других поработавших с местными чиновниками.
Здания и оборудование будут эксплуатироваться совершенно безжалостно, с целью выжать каждую копейку. Аварийное состояние станет распространенным явлением: ремонт съедает прибыль, частному бизнесу намного проще оплачивать попустительство контролеров. Поборы за нарушения гигиенических и иных норм при этом будут не ниже, а, может, и выше: дети все-таки.
Таким образом, со стороны местных образовательных учреждений будет сделано все, чтобы стагнация образовательной системы сменилась гниением. Что может этому помешать? ЕГЭ, конкуренция.
Единый государственный экзамен и его аналоги.
Я вполне допускаю, что власть наведет порядок в этой области. Вполне стандартные меры по защите информации, правильный подбор наблюдателей и несколько показательных порок уже решат кучу проблем.
Средний балл ЕГЭ, ГИА или тестирования по окончании начальной школы, необходимость которого сейчас обсуждается, являются объективными показателями качества работы образовательного учреждения. О том же будет говорить количество поступивших на бюджетные места в вузы (количество которых резко уменьшится) и набор этих вузов. Таким образом, знания детей, демонстрируемые тестами , и их шансы на поступление будут привязаны к выбору школы.
Рыночная конкуренция.
Другие рынки дают примеры игроков, которые могут развиваться, несмотря на противодействие низших контролирующих инстанций, потому что договариваются с их вышестоящими коллегами. Например, сети. Образовательный рынок тоже знает не только госучреждения, но и федеральные сети типа «English First».
От сетевых игроков можно ожидать такого же ровного выступления, как и на других рынках. В данном случае - хорошие проекты зданий или качественный ремонт, ровный учительский состав, отсутствие программного хаоса (крупные игроки на любом рынке могут выбирать лучшее на лучших условиях), дополнительный сервис типа автобуса для живущих далеко детей, программы повышения квалификации учителей.
На рынке образовательных услуг мог бы появиться подобный тип игроков - как на базе существующих частных школ, так и построенных с нуля. Сдерживающим фактором будет отсутствие помещений, соответствующих требованиям: наиболее очевидным решением проблемы было бы приобретение разорившихся муниципальных школ: именно поэтому я предположил, что местным чиновникам при некоторых условиях может быть выгодно поддерживать жизнь в слабых учреждениях.
В первые годы после реформы частники не будут вкладываться в строительство новых школ. И потому, что дорого, и потому, что ново. Для того, чтобы не допустить чужаков на этот рынок, можно просто поддерживать слабых, а можно закрывать и использовать земельные участки под непрофильные объекты. Справедливоросс Оксана Дмитриева считает, что некоторая часть школ может быть умышленно доведена до банкротства именно с целью изъятия земельных участков.
Что будет с уровнем образования.
Те, кто наблюдал результаты обучения по ориентированным на тестирование учебным программам на Западе, утверждают, что рано или поздно школа начинает учить не предмету, а прохождению теста по предмету. Начиная с какого-то момента образование неизбежно начнет служить тестированию, а не наоборот.
В связи с этим важно, удастся ли построить параллельную систему отбора и качественного обучения одаренных детей. Пока она выглядит как сумма олимпиад разного уровня + специализированные школы при крупных региональных вузах. К возрождаемым школьным олимпиадам можно предъявить все те же претензии по качеству организации, что и к ЕГЭ. Если проблемы с ЕГЭ будут решены, с олимпиадами все будет проще.
Университеты ориентированы на яркие таланты. Крепкий «хорошист» из небогатой семьи останется за бортом. Так же, как не-отличники, обладающие спортивными и художественными талантами. Для людей, разрабатывающих реформу образования, спорт и тем более искусство - вещи явно третьестепенные. По крайней мере, ничего похожего на вертикальную систему, строящуюся сейчас для юных математиков, ни для художников, ни для спортсменов, ни для историков пока не анонсировано.
«Новая сословность».
Первыми жертвами новой системы будут сельские школы и сельские дети. Школы будут закрываться исходя из «объективных» экономических показателей, а дети (кроме ярких талантов, которых заметит система) будут иметь наименьшие шансы на приличное среднее образование.
Разношерстное городское общество будет стратифицировано: плебс налево, буржуазия и кулачество направо. Сильные предметники потянутся, естественно, за вторыми. Контингент бюджетных школ будет в значительной мере состоять из первых.
Сколько будет стоить обучение.
В обсуждении мелькает цифра 5 000 руб. в месяц. Это в два раза меньше суммы, которую московский бюджет платит школе за ученика . Имеется в виду, видимо, некая складчина между школой и муниципалитетом/регионом. Но откуда известно, сколько захочет школа и будет ли складчина? Если школа будет вести себя как частный бизнес, она объявит цену, которая ей покажется реалистичной (в том числе с учетом особых отношений с местной властью). Школа, удаленная от источников бюджетного финансирования, должна будет компенсировать недостачу сборами с родителей. Поэтому 5 000 рублей – это просто догадка, пока ни на чем не основанная.
Старшее поколение учителей.
Учителя старой школы ощущают себя не предметниками, а воспитателями душ, гражданскими священниками. Они крайне болезненно переживают перевод образования на функциональные принципы. Если образовательная услуга, то учителя – обслуживающий персонал. К подобному отношению старшие никогда не привыкнут.
Дополнительные занятия всегда были серьезным источником дохода. Но в случае с таким предметом, как английский язык, им приходится переучиваться с учетом требований ЕГЭ или уступать дорогу молодым коллегам и частным репетиторам. Да и родители не будут дважды оплачивать занятия по дополнительному предмету, к числу которых, по слухам, будет отнесен иностранный язык.
Среднее и младшее поколение учителей
Учителя 40 лет и младше, попав под сокращение, разойдутся по частным урокам и сторонним организациям. В частной компании трудно заработать меньше, чем в школе. «Англичане» легко себе найдут работу с языком. Ботаники – вряд ли будут работать с растениями.
Нынешнее поколение директоров
Произойдет естественный отбор руководителей бюджетных школ: выживут те, кто умеет решать вопросы с местной властью. Ожидать от их конкурентов осмысленных маркетинговых решений было бы странно: большинство нынешних директоров школы – кто угодно, только не стратеги, их назначали для другого. В принципе, возможна стратегия специализации, при которой школа делает ставку на те или иные несубсидируемые предметы, привлекает освободившихся в других местах преподавателей, дает детям качественное образование и оповещает об этом факте "потенциальных клиентов". Но это сказки.
Роль родителей.
Немного вырастет. Когда именно они будут принимать решение, платить за обучение или отправить ребенка «в люди», тот, как в старые времена, будет чувcтвовать себя обязанным и понимать торжественность момента. Сын или дочь с большей вероятностью заинтересуется специальностью и работодателем матери или отца. Особенно серьезно все будет для сельских жителей: как в историях о дореволюционной жизни: трилогия Горького, «Грицева шкiльна наука» Франко.
Профориентация
Сейчас школа успешно функционирует в качестве органа, изолирующего детей от улицы с утра до обеда. Уменьшение количества обязательных предметов означает большое количество свободного времени у детей. Что будут дети из школ с "облегченной" программой? Пока неясно. Наверно, приобретать профессии, востребованные на рынке. Подрабатывать, насколько получится. Выходцы из бедных семей выдавливаются туда, где нужен неквалифицированный труд или где есть бесплатное профессиональное обучение: промышленность, сельское хозяйство, армия, преступный мир, шоу-бизнес.