Широка ты, гауссова кривая



В России сейчас мало вопросов, по которым среди россиян наблюдался бы общий консенсус. Может быть, только по вопросу, хорошо ли, что в Сибири леса горят. А в остальном, что ни возьми (правильно ли отжали Крым, кто отравил Скрипалей, надо ли ограничивать в правах гомосексуалов, хорош ли сталинизм... список бесконечный) никакого согласия нет. Уж казалось бы вопрос однозначный "имеет ли право человек выдвинуть себя кандидатом во власть" и то, оказывается, не имеет простого ответа, потому что многие полагают, что те, кто им не нравится, не должны иметь такого права.
Противостояние "город-деревня", "простонародье-интеллигенция", "красные-белые", "почвенники-западники", "внутренняя Океания – внутренняя Остазия" никак не собирается угасать. А поводом для противостояния может быть что угодно, хоть Путин (причем сам по себе он может быть и неинтересен), хоть гей-парад (тоже неинтересен), хоть Украина (тоже неинтересна), хоть выборы (тоже неинтересны), главное, чтобы умылись те суки, которые нам не нравятся.
Расслоение свои-чужие в России очень большое. Но главное – это расслоение было и раньше, так что никакого единого "народа" не наблюдалось.
У меня есть впечатляющий пример.
Я сейчас занимаюсь историей одной семьи из Минской губернии. Семья, в которой мужчины традиционно, много лет были православными священниками. После раздела Польши в конце XVIII века они оказались в Российской империи. Местное христианское население было таким – крестьяне большей частью православные, шляхта практически полностью католики. Православные священники по роду службы находились в постоянном антагонизме с католиками, столкновения были постоянно, постоянно же писались жалобы в суды о притеснениях со стороны римской церкви.
У православных священников рождались дети, которым надо было подбирать крестных. И вот что поразительно – очень часто крестными становились шляхтичи-католики или даже ксендзы, но никогда свои единоверцы-крестьяне. Потому что крестьянин не ровня священнику, и лучше иметь кумом иноверца, но равного по социальной страте, чем единоверца, но чуждого происхождения. Несмотря на все религиозные противостояния, если не сказать войны.
Вот и все, что нужно знать о "едином народе". Советское время во второй своей половине, конечно, кнутом и пряником несколько сблизило разные слои, но теперь, похоже, опять все разъехалось. Да и то сказать, всего 160 лет, пять поколений, назад в России людей продавали и покупали (в прямом смысле, в плохом это и сейчас происходит), крепостными были больше трети населения страны. Что у крепостного общего с А.С Пушкиным? Ничего! То есть вообще ничего.
Но лет через сто возможно...
|
</> |