Шикарные особняки, подвесные домики и бывшая коммуналка: как устроены
bookmatejournal — 04.05.2021Когда писателю для работы над книгой нужно сбежать от быта, он приезжает в арт-резиденцию. В таких местах любили бывать как классики вроде Эрнеста Хемингуэя и Трумэна Капоте, так и современные звезды литературы вроде Майкла Шейбона или Филипа Рота. Рассказываем о культовых резиденциях США и Европы, и их самых известных гостях.
Что такое арт-резиденции и зачем они нужны
В конце XIX — начале XX века в США и Европе стали появляться арт-резиденции, места для уединенного творчества. Это оборудованная всем необходимым студия, в которой художники, музыканты, писатели и скульпторы могут спокойно работать. Проживание в них часто бесплатное, плюс авторам выплачивается стипендия. Резиденции могут быть как специализированными, например только для художников, так и междисциплинарными. Некоторые находятся в старинном особняке, а другие в заброшенной коммунальной квартире.
Резиденция — это в первую очередь место для вдумчивой работы над проектом. Написанное можно обсудить с другими гостями, такими же людьми искусства, которые могут помочь советом и критикой. Если в момент возникновения резиденции были способом самоорганизации небольших групп художников, то к середине XX века они превратились в самостоятельные культурные центры. У многих есть собственный лекторий или выставочный зал, а отбором гостей занимается целый экспертный совет. Но смысл резиденций остался прежним: здесь можно самоизолироваться от бытовых проблем и сконцентрироваться на творчестве.
Монпарнас: окраина Парижа, ставшая центром мирового искусства
История Монпарнаса началась в XVII веке, когда это был невысокий холм, заваленный большой кучей строительного мусора. Здесь собирались парижские студенты, чтобы выпить вина и почитать стихи. Место сборищ они в шутку назвали горой Парнас (Montparnasse). В греческих мифах на горе Парнас обитали музы поэзии и пения, а также Вакх, бог вдохновения и виноделия. В 1760 году холм выровняли, чтобы провести бульвар, и Монпарнас превратился из пустыря в пригород Парижа.
Долгое время Монпарнас оставался бедной окраиной. В XIX веке здесь стали собираться «проклятые поэты», такие как Шарль Бодлер и Поль Верлен, которых привлекало дешевое жилье и развлечения. А в начале XX века район стал прибежищем молодых художников. Они селились в специально оборудованном жилом комплексе «Улей», который был основан скульптором и филантропом Альфредом Буше. Там было 120 студий-ателье, которые Буше сдавал за смешную цену: два месяца аренды стоили как пара обедов. В этом комплексе жили и работали Марк Шагал, Александр Архипенко, Амедео Модильяни. Вслед за художниками на Монпарнас стали стекаться творческие люди Франции, а потом и всего мира.
Многие кафе и рестораны Монпарнаса стали местами, где рождалась литература ХХ века. Самым знаменитым было кафе «Клозери де Лила». В нем бывали Оскар Уайльд, Теофиль Готье и Эмиль Золя. За столиком этого кафе Эрнест Хемингуэй написал роман «И восходит солнце» и спорил с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. В закусочные и рестораны по соседству в разные годы приходили Владимир Маяковский, Уильям Фолкнер, Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Джеймс Джойс и многие другие. Обсуждали написанное, спорили и потом возвращались в свои дешевые комнаты, чтобы продолжать работать.
Говоря строго, Монпарнас не был арт-резиденцией в современном смысле. Это было спонтанно образованное сообщество творцов, которые собрались в одном городском районе. Но приезжали они сюда для того же, для чего приезжают в резиденцию — ради места, где можно спокойно работать, не слишком беспокоиться о плате за аренду и еду. Этот Монпарнас, который вспоминают Хемингуэй в «Празднике, который всегда с тобой» и Миллер в «Тропике Рака», закончился вместе с началом Второй мировой войны. Многие художники и писатели были убиты нацистами, другие бежали из Парижа.
Яддо: американская резиденция, где нужно соблюдать тишину
Резиденция Яддо в городе-курорте Саратога-Спрингс была основана в 1900 году финансистом Спенсером Траском и его женой, писательницей Кейт Траск. После смерти своих детей они остались без наследников и решили превратить поместье в место «отдыха и восстановления сил для авторов, художников, скульпторов, музыкантов». В 1926 году, уже после смерти четы Траск, Яддо открылся в качестве арт-резиденции.
Цель Яддо в том, чтобы дать авторам возможность работать не отвлекаясь, поэтому здесь довольно строгие правила. С 09:00 до 16:00 — часы работы, в которые просят соблюдать тишину. После этого времени можно немного пошуметь и пригласить гостей, но только до 22:00. В Яддо почти нет сторонних активностей, только прогулки по лесу, плавание в бассейне, игра в бильярд или пинг-понг. Бассейн был построен только благодаря писателю Джону Чиверу, который ценил атмосферу Яддо и в благодарность передал резиденции гонорар за экранизацию рассказа «Пловец». Чтобы поработать в спокойной обстановке, Яддо посещали Сильвия Плат, Ханна Арендт, Трумэн Капоте, Марио Пьюзо, Сол Беллоу, Колм Тойбин, Джонатан Франзени Дэвид Фостер Уоллес. Особо любил Яддо Филип Рот, написавший здесь романы «Случай портного», «Большой американский роман» и «Грудь». Последний Рот даже посвятил резиденции и ее директору Элизабет Эймс.
МакДауэлл: еще одна американская резиденция с 32 студиями
Конкуренцию Яддо составляет резиденция Макдауэлл в штате Нью-Гэмпшир. В 1907 году ее основали пианистка Мэриан Макдауэлл и ее муж, композитор Эдвард Макдауэлл. Супруги говорили, что пейзажи Нью-Гэмпшира помогают им писать музыку, поэтому приобрели здесь ферму и построили поместье. После смерти Эдварда Мэриан собрала средства с помощью некоммерческих организаций и превратила поместье в арт-резиденцию.
Всего в поместье 32 студии. Это отдельные домики, выполненные в разных архитектурных стилях. В одной из студий Джонатан Франзен работал над «Поправками» в 1997 году, а спустя 20 лет Чарли Кауфман написал значительную часть «Муравечества». Майкл Шейбон побывал в поместье Макдауэлл как резидент 13 раз и написал там почти все свои романы, включая «Потрясающие приключения Кавалера & Клея», «Союз еврейских полисменов» и «Лунный свет». Джеффри Евгенидис начал писать в Макдауэлле роман «Средний пол». Также гостями резиденции были Эдгар Доктороу, Торнтон Уайлдер и Энн Пэтчетт.
C 1960 года Макдауэлл вручает медаль за выдающийся вклад в культуру и искусство. Экспертный совет выбирает кандидата из семи дисциплин, которые поддерживает резиденция: архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр, литература, кинематограф и междисциплинарное искусство. Первым медалистом Макдауэлл был Торнтон Уайлдер, а недавно ими стали Дэвид Линч, Арт Шпигельман, Тони Моррисон и Элис Манро.
Фонд Яна Михальского: архитектурное чудо у швейцарских гор
В 1986 году Вера Михальски вместе с мужем Яном основала издательство Noir Sur Blanc. Ян и Вера публиковали французские переводы авторов из Восточной Европы и переводы на польский крупных западных писателей — Чарльза Буковски, Генри Миллера и Умберто Эко. После смерти Яна в 2004 году Вера создала фонд его имени. Главную цель она описывает так: «Остановить эрозию самого процесса чтения у широкой публики, главным образом в Швейцарии, но и в других регионах мира».
Главное здание фонда расположено в общине Монрише, у подножия гор Юра в Швейцарии. Здесь находятся главный офис, библиотека и выставочный центр. Также здесь вручается литературная премия Яна Михальского, одна из крупнейших в Швейцарии. Ее получали такие писатели, как Джулия Ловелл, Ольга Токарчук и Сергей Жадан. Сумма премии: 50 тысяч швейцарских франков, около 4 миллионов рублей. В 2017 году Фонд открыл резиденцию для писателей. Она продолжает миссию издательства Михальского: поддержка культурного диалога между Западом и Востоком. Поэтому многие резиденты фонда — писатели из России, Украины и Беларуси. Среди них были Саша Филипенко, Сергей Лебедев и Елена Петровская.
От остальных резиденций фонд отличается необычной архитектурой. Это восемь помещений, «домиков на деревьях», которые подвешены к бетонному навесу и окружают основное здание фонда. Они спроектированы архитектурными бюро из разных стран мира и сами по себе являются произведениями искусства. Жильцами этих модулей чаще всего становятся писатели и переводчики, но ими могут быть и специалисты других дисциплин. С момента основания резиденции каждый год совет фонда определяет тему, на работу с которой отдается часть грантов. В этом году темой стали отношения человека и природы, влияние людей на окружающую среду и исследование социально-экологических процессов.