Шик послевоенной моды в фильме "Весна" (1947)
nash_dvor — 08.04.2023
В кинокомедии "Весна" (1947) невозможно увидеть ни одного
плохо или скромно одетого человека (рабочие на крышах и те в
новом).
Скажете, что в советском кино активно "лакировали"
действительность?
У того же Григория Александрова во всех довоенных фильмах и
Любовь Орлова, и её партнёры по съёмочной площадке носят что-нибудь
рваное или непрезентабельное – наша звезда то прислуга, то
письмоносица на велосипеде, то замарашка. Вот в "Цирке" (1936) она
– заокеанская дива, разве что. Тогда как "Весна" — это витрина и
рекламный буклет.
Слева направо: Шляпы из советских журналов мод. Дивная
Маргарита Львовна. Кадр из фильма "Весна" (1947).
Помните, в одной из сцен, где Маргарита Львовна примеряет
шляпку, хозяйка сообщает, что вещичку прислали из дома моделей? Это
подчёркивается не просто так - своеобразный product placement, но с
иронией - шляпку оценила комическая Маргоша, а не учёная
Никитина.
По сути, весь фильм демонстрирует продукцию Общесоюзного Дома
Моделей (ОДМО) на Кузнецком Мосту, открывшемся в 1944 году. О, да,
во время войны. У него был свой "Журнал мод" (так и назывался, ибо
в СССР не любили называть вещи именами, не связанными с
содержанием).
Открытка фильма "Весна" и издание Московского Дома Моделей
- фасоны, чем-то напоминающие по силуэту наряд Любови Орловой.
Были и другие "островки моды" - Московский Дом Моделей, также
имевший своё печатное издание. Потом ещё ателье и частные
мастерицы, но шили они в 99 из 100 по лекалам ОДМО и
Минлегпрома.
Итак, все персонажи "Весны" - манекены и модели. Даже
Маргарита Львовна и та при всей ей нарочитой старомодности
решилась надеть хозяйскую шляпку. Поэтому начнём с этой крохотной
шляпки. В те годы головной убор – обязателен для дамы – и в
СССР, и на Западе. Без шляпы или без платка – не одета. Это правило
ушло только в 1960-х годах, когда случилась настоящая революция в
мире моды.
Кадр из фильма "Весна" (1947) и скан из книги "Женщина и её
платье. Век XX" Кононовой И., Самсонадзе Н., М. – 2000. Любовь
Орлова в своей повседневной жизни.
В 1940-х были популярны крошечные завитушки из фетра,
увенчанные лентами, искусственными цветами и вуалями. Фантазия и
лёгкое безумие. Хотя были популярны и лаконичные шляпы с широкими
полями, какую носит актриса Шатрова.
Кадр из фильма "Весна" (1947). Обратите внимание на перчатки -
весной и летом их тоже носили.
К слову, это всё – вещи самой Любови Орловой, включая
невероятно стильное летнее пальто с капюшоном (да, это не плащ, а
именно пальто). Добавлю, что реальная девушка из кордебалета, если
она не являлась пассией какого-нибудь начальника, не имела такого
шикарного гардероба. Так что реальная Верочка Шатрова, бегающая по
кастингам, была бы одета попроще.
Кадр из фильма "Весна" (1947) и скан из "Рисование моделей
одежды". Ред. И.А. Тер-Овакимян. М. - 1947.
Из книги "Рисование моделей одежды". Ред. И.А.
Тер-Овакимян. М. - 1947. Скан.
Теперь о линиях. В те годы сохранялся "военный" дух –
широченные плечи и недлинная юбка (до колена). Прообразом этого
силуэта была военная форма. Уже в 1947 году Кристиан Диор предложил
распрощаться с "мундирами", удлинить юбки и началась эра New Look,
правда, в СССР "плечики" держались дольше. Кстати, в США и Англии –
тоже. Причина - люди донашивали то, что было. Это нормально.
Сравнение советской и французской моды уже через
год.
Когда Диор привёз творения в Голливуд, его не поняли... Да, в
послевоенную эпоху было модно сочетать строгий жакет с женственной
блузкой – журналы мод предлагали разнообразные жабо а-ля Галантный
Век.
А дальше - лица голливудских небожителей во время диоровского
дефиле в Америке. Советский партком отдыхает!
Да, это не партсобрание на азотнотуковом заводе - это лица звёзд
Голливуда - Хэмфри Богарта и Лорен Баккол, а заодно костюмеров
фабрики грёз - на дефиле диоровских коллекций
Разнообразны были и рукава. Так, Орлова (и её героиня!) носит
тёмное платье с широким рукавом. Также популярны были рукава,
расширяющиеся книзу. Именно такой фасон имелся в каждом из номеров
"Журнала мод" - что называется casual и must have. Туфли – на
высоких, но устойчивых каблуках. Кстати, всё тот же Диор и его
коллега – "сапожник" Роже Вивье изобрели каблучок-шпильку в
качестве антитезы "грубым" туфлям 1945-1947 годов.
Все женщины в кадре носят сложные причёски или завивку.
Распущенные и неубранные волосы, как и отсутствие головного убора –
неряшество.
Платье из советского журнала мод и кадр из фильма "Весна"
(1947).
Кадр из фильма "Весна" (1947). Обувь из советского
издания.
Мужчины в то время одевались солидно. Широченные брюки
сочетались с такими же мощными пиджаками – Николай Черкасов и
Ростислав Плятт (весьма немаленькие ростом) выглядят, как исполины
– один величественный, второй – забавный. Полноватый в жизни Михаил
Сидоркин (журналист) смотрится элегантно.
В те годы ценился не столько модный крой, сколько материя –
бытовали фразы "у него – шевиот", "заказать бостоновый костюм",
"пошить коверкот", и так далее.
Мужская одежда послевоенного периода.
В эпоху Оттепели сделалась актуальной узкая линия, но многие
мужчины продолжали носить "респектабельное" широкое, а узкие брючки
считались молодёжным вывертом.
Но это будет потом. А сейчас – весна!
Отсюда